Файл: Курсовой проект Разработка электронного учебнометодического комплекса по курсу Эконометрика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, различных уровней сложности контролирующих заданий;

– визуализация: возможность использования цветового оформления материала, включения в ЭУМК анимации, видео и аудио фрагментов.

ЭУМК, прежде всего как учебное средство, должен отвечать традиционным дидактическим и методическим принципам:[5]

– научность: достаточная глубина, корректность и научная

достоверность изложения содержания учебного материала;

– доступность: соответствие теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов;

– наглядность: учет чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей;

– сознательность: обеспечение средствами ЭУМК самостоятельных действий студентов по извлечению учебной информации при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;

– систематичность и последовательность: последовательность усвоения студентами определенной системы знаний в изучаемой предметной области.

Этапы разработки электронного УМК:

1. Определение целей создания ЭУМК

2. Создание педагогического сценария

3. Создание дизайна ЭУМК.

4. Разработка программного обеспечения ЭУМК

5. Апробация в учебном процессе.

6. Экспертиза и оценка качества.

Под электронным учебно-методическим комплексом (ЭУМК) стоит понимать набор материалов для организации и проведения обучения по теме учебного предмета с активным использованием современных мультимедийных и информационных технологий. Поскольку создание электронных учебно-методических комплексов является достаточно длительным и трудоемким процессом, то при его проектировании и разработке должны быть обязательно учтены фундаментальные принципы педагогики, дидактики, методики, психологии, эргономики, информатики и других наук [1].

Создавая учебно-методический комплекс необходимо придерживаться: [4,6].

1. Описание ЭУМК и цели обучения, соответствующих требованиям образовательного минимума по данному предмету;

2. Презентация, информационный формуляр;

3. Дидактические материалы;

4. План использования ЭУМК;

5. Регламентирующие работу документы (правила работы, инструкции).

Программно-техническое обеспечение, используемое для создания ЭУМК, может быть разнообразным, это определяется возможностями и задачами, реализуемыми преподавателем в содержательной части ЭУМК.

Включение в материал ЭУМК предварительно подготовленных видеороликов наглядно воспроизводящих реальный эксперимент, позволяет не в ущерб наглядности сэкономить соответствующие реактивы – немаловажный фактор в условиях проблем с финансированием, а так же не требует создание специальных лабораторных условий. Тесты, включаемые в ЭУМК, предполагающие выбор правильного или неправильного ответа из нескольких представленных могут быть полезными для определения исходного уровня знаний и заключительных тестов после изучения отдельных тем [1].

Электронный учебно-методический комплекс должен предоставляться студентам на внешнем носителе и свободно распространяться по локальной сети и глобальной сети Интернет. Информационный банк дисциплины (электронные учебники и пособия, демонстрации, тестовые и другие задания, примеры уже выполненных проектов), входящий в состав электронного учебно-методического комплекса, необходимо постоянно обновлять и пополнять [11].

Глава 2. Разработка Электронного УМК по дисциплине «Эконометрика».

2.1 Постановка задачи.

Целью проекта является компьютерная реализация электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Эконометрика» для обучения студентов дисциплине. УМК создавался в виде локального web-сайта с применением навыков создания web-страниц. Учебно-методический комплекс предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы в традиционной образовательной системе с использованием информационных технологий. Учебно-методический комплекс содержит не только теоретический материал, но и практические задания, тесты, дающие возможность осуществления самоконтроля, и т.п. УМК необходимо реализовать в виде сайта, дающего доступ ко всем разделам комплекса.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: [7,8,10].

    • изучить литературу по теме курсовой работы

    • определить требования к электронным образовательным ресурсам

    • выбрать наиболее подходящие средства реализации

    • спроектировать структуру и создать дизайн 

    • систематизировать и структурировать собранный материал

    • наполнить содержанием структуру электронного учебного комплекса.

Основными структурными компонентами электронного УМК должны быть: основной материал представленный в текстовой, гипертекстовой форме; пояснительные тексты в форме всплывающих подсказок, появляющихся при активизации соответствующего слова или изображения; дополнительный материал, связанный с основным материалом четкой системой навигации и служащий для расширения и углубления базовых знанийв том числе литература; навигационный аппарат,
обеспечивающий быстрый поиск информации, мгновенный переход к нужной главе и параграфу; аппарат организации усвоения, в том числе система тестирования [6,8].
2.2 Состав и структура ПО

Электронный учебно-методический комплекс должен иметь простой, понятный пользователю интерфейс, не иметь лишних элементов.

ЭУМК состоит из трех разделов: «Рабочая программа дисциплины», «Содержание курса» и «Материалы, устанавливающие содержание и порядок дисциплины» (рис.1).



Рис.1 Разделы
При наведении курсора мыши раскрываются подразделы (рис. 2).





Рис.2 Подразделы

При открытии любой вкладки сверху отображается меню с автопрокруткой для облегчения навигации по разделам, а выбранный раздел выделяется другим цветом (рис. 3).



Рис.3 Меню с автопрокруткой.

В электронном УМК должны содержаться задачи, а так же тесты для проверки знаний учащихся, где необходимо выбрать 1 правильный ответ из 4-х вариантов (рис.4).


Рис.4 Тесты

Для разработки электронного учебно-методического комплекса была выбрана программа WebSite X5 Professional, где код в HTML5 + CSS 2.1/3 генерируется автоматически и соответствует стандартам, а в качестве редактора кода был использован Edit with notepad++, а так же другие средства, помогающие упростить процесс создание и редактирования [12,13].

Так же при создании электронного практикума использовался язык JavaScript. Программы на этом языке называются скриптами. Программы на JavaScript - обычный текст. Данный язык использовался для создания тестовых заданий.

Основной целью является разработка электронного учебно–методического комплекса, которая помогла бы студентам освоить материал по дисциплине «Эконометрика».


Основные требования к создаваемой программе формулируются следующим образом:

1. Полное соответствие содержания электронного учебного пособия государственному образовательному стандарту и типовой учебной программе соответствующей учебной дисциплины.

2. Комплексность, достаточная для самостоятельного изучения и практического усвоения учебного материала соответствующей дисциплины учащимися при консультационной поддержке и контроле со стороны преподавателей.

3. Предельная лаконичность текстового учебного материала, применение гиперссылок.

4. Удобство и наглядность навигации по электронным учебным ресурсам, простота и оперативность переходов к требуемым разделам, объектам и средствам обучения.

5. Обеспечение переносимости электронных учебных ресурсов на различные вычислительные платформы.

6. Возможность применения на персональных компьютерах средней производительности с типовым набором аппаратно-программных средств.

При использовании электронного учебного комплекса, студенты становятся свободными от написания подробных конспектов. Это позволяет им больше сосредоточиться на объяснениях преподавателя. А затем, полностью разобравшись с материалом, и не пропустив ни чего важного, прочитать конспект и окончательно закрепить материал.

2.3 Методические рекомендации для пользователей

При запуске файла ЭУМК на экране появляется главное форма в которой есть следующие пункты и подпункты:

1. Рабочая программа дисциплины

1.1. Цели освоения дисциплины.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

1.4. Структура и содержание дисциплины (модуля).

1.5. Образовательные технологии

1.6.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

1.7.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

1.8.Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

2. Содержание курса.

Модуль 1. Методы и модели парной регрессии и корреляции

Модуль2. Множественная регрессия и корреляция. Системы эконометрических уравнений.

Модуль 3. Моделирование временных рядов данных

3. Материалы, устанавливающие содержание и порядок изучения дисциплины.


3.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы

3.2. Темы практических и семинарских занятий

3.3. Лабораторные работы (лабораторный практикум)

3.4. Методические указания студентам

3.5. Методические рекомендации для преподавателя



Рис.5 Главное меню программы
При переходе по ссылке “ Рабочая программа дисциплины ” откроется web-страница, где содержаться основные подпункты учебно-методического ресурса (рис.3).

Включена автопрокрутка меню сверху, по которому осуществляется навигация по ЭУМК (рис. 3).

Имеются тесты для проверки знаний учащихся. Примеры тестов приведены на рисунках. До начала тестирования необходимо ознакомиться с инструкцией, которая помогает ознакомиться с принципом прохождения тестов.

В конце теста имеется небольшое окошечко, где отображаются результаты прохождения теста (рис. 6).

Под ней имеются 2 кнопки, с помощью которых пользователь сможет показать результаты тестирования или же сбросить ответы для повторного прохождения теста.

Инструкция

    • Выберите один из вариантов в каждом из 13 вопросов;

    • Нажмите на кнопку "Показать результат";

    • Скрипт не покажет результат, пока Вы не ответите на все вопросы;

    • Загляните в окно рядом с номером задания. Если ответ правильный, то там (+). Если Вы ошиблись, там (-).

    • За каждый правильный ответ начисляется 1 балл;

    • Оценки: менее 6.5 баллов - НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, от 6.5 но менее 9.75 - УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, 9.75 и менее 13 - ХОРОШО, 13 - ОТЛИЧНО;

  • Чтобы сбросить результат тестирования, нажать кнопку "Сбросить ответы"; (рис. 6)




Рис.6 Результат



Рис. 10. Об ЭУМК.

Заключение

В данной работе была поставлена и решена следующая задача: разработать электронный УМК по дисциплине «Эконометрика».

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

    • изучение литературы по теме курсовой работы

    • определение требований к электронным образовательным ресурсам

    • изучение и анализ имеющихся программных средств для создания электронных учебников;

    • создание электронного учебника по дисциплине «Генетика».

Электронный УМК соответствует требованиям по созданию учебных комплексов такого типа, а его содержание соответствует учебному плану университета по данной дисциплине.