Файл: Программа основного общего образования биология базовый уровень.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Строение и жизнедеятельность растительного организма
Развитие растительного мира на Земле
Систематические группы животных
Развитие животного мира на Земле
Обмен веществ и превращение энергии
Органы чувств и сенсорные системы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Биология. 5—9 классы 45ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
50 Примерная рабочая программакласс (34 ч, из них 1 ч — резервное время)
Биология. 5—9 классы 55класс (34 ч, из них 1 ч — резервное время)
класс (68 ч, из них 2 ч — резервное время)
Биология. 5—9 классы 77класс (68 ч, из них 2 ч — резервное время)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
-
КЛАСС
-
Биология — наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, пи- тание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и нежи- вой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое.
Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ве- теринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь био- логии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятель- ности современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники био- логических знаний. Поиск информации с использованием раз- личных источников (научно-популярная литература, справочни- ки, Интернет).
-
Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, экс- перимент, описание, измерение, классификация. Устройство уве- личительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематиче- ский). Метод измерения (инструменты измерения). Метод класси- фикации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.
Лабораторныеипрактическиеработы1
-
Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудова- нием в школьном кабинете. -
Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними. -
Ознакомление с растительными и животными клетками: то- мата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа.
Экскурсиииливидеоэкскурсии
Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом.
-
Организмы — тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цито-
логия — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строе- ния и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под све- товым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и про- цессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движе- ние, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое.
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в био- логии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семей-
1 Здесь и далее приводится расширенный перечень лабораторных и практических работ, из которых учитель делает выбор по своему усмотрению.
ства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значе- ние бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.
Лабораторныеипрактическиеработы
-
Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микро- скопом (на примере самостоятельно приготовленного микропре- парата). -
Ознакомление с принципами систематики организмов. -
Наблюдение за потреблением воды растением. - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 25
Организмы и среда обитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, по- чвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспо- собления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Лабораторныеипрактическиеработы
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсиииливидеоэкскурсии
Растительный и животный мир родного края (краеведение).
-
Природные сообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пище- вые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природ- ных зон. Ландшафты: природные и культурные.
Лабораторныеипрактическиеработы
Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на при- мере аквариума и др.).
Экскурсиииливидеоэкскурсии
-
Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.). -
Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.
-
Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства
и ростом численности населения. Влияние человека
на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, по- тери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности.
Практическиеработы
Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории.
-
КЛАСС
-
Растительный организм
Ботаника — наука о растениях. Разделы ботаники. Связь бо- таники с другими науками и техникой. Общие признаки расте- ний.
Разнообразие растений. Уровни организации растительного ор- ганизма. Высшие и низшие растения. Споровые и семенные рас- тения.
Растительная клетка. Изучение растительной клетки под све- товым микроскопом: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма (пла- стиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком). Растительные ткани. Функции растительных тканей.
Органы и системы органов растений. Строение органов расти- тельного организма, их роль и связь между собой.
Лабораторныеипрактическиеработы
-
Изучение микроскопического строения листа водного рас- тения элодеи. -
Изучение строения растительных тканей (использование микропрепаратов). -
Изучение внешнего строения травянистого цветкового рас- тения (на живых или гербарных экземплярах растений): пасту- шья сумка, редька дикая, лютик едкий и др.).
Экскурсиииливидеоэкскурсии
Ознакомление в природе
с цветковыми растениями.
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 25