Файл: Дефектом (от лат defektus недостаток) понимается физический или психический недостаток, вызывающий нарушения в развитии ребенка..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Весьма опасно, когда мать болеет сифилисом. Если женщина заболевает сифилисом сразу после зачатия, плод всегда заражается. Всегда повреждаются костная и нервная системы, психика.
В современной науке нет единой классификаций нарушений развития. Самой применяемой в практике является классификация, в соответствии с которой выделяют такие категории детей с особенностями психофизического развития:
-
с сенсомоторными нарушениями (слуха, зрения, речи, опорно-
двигательного аппарата); -
с интеллектуальными нарушениями (задержка психического
развития, умственно отсталые дети); -
с психопатическими формами поведения; -
с астеническим состоянием (повышенная утомляемость) и конфликтными переживаниями; -
с начальными проявлениями психических расстройств (шизофрения, истерия, эпилепсия и др.).
Большой интерес представляют исследования В.В. Лебединского (1985), который рассматривает психофизические нарушения через призму проблем психического дизонтогенеза - различных форм нарушений онтогенеза (развития индивида). Понятие «дизонтогенез» впервые было употреблено Швальбе в 1927 г. и обозначало отклонения внутриутробного формирования структур организма от их нормального развития.
Классификация В.В. Лебединского базируется на качественных особенностях нарушений психического развития, исходящих из основного качества нарушений:
-
отставания в развитии; -
выраженной диспропорциональности (асинхронии) развития; -
в определенной степени изолированного повреждения, выпадения отдельных функций.
Характер дизонтогенеза зависит от патопсихологических параметров, которые являются типологическими критериями данной классификации:
-
от особенностей функциональной локализации нарушения. Выделяются два основных вида нарушений: частный (недоразвитие Или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем); -
времени поражения (чем раньше произошло поражение, тем
больше вероятность психического недоразвития); -
взаимоотношения между первичным и вторичным нарушениями (первичные нарушения вытекают из биологического характера поражения (нарушение слуха, зрения и при поражении анализатора, органическое поражение мозга и т.д.); -
вторичные нарушения возникают в процессе нарушенного развития (механизмы изоляции, патологической фиксации (неизменное поведение), временные и стойкие регрессии); -
нарушения межфункциональных взаимодействий.
На основании этих критериев В.В.Лебединский выделил группы (клинические формы) и варианты дизонтогенеза (табл. 1.3).
У предетминтедей каждого типа нарушенного развития могут иметь место значительные индивидуально-групповые различия, которые зависят от причин нарушения, интенсивности и периода дсйстним фактора.
Таблица 1.3 Клинические формы и варианты дизонтогенеза
Варианты дизонтогенеза | Характеристика |
Стойкое (психическое) недоразвитие | Раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем (олигофрения) |
Задержанное развитие | Замедленный теми формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (дети с трудностями в обучении, обусловленными нарушениями психического развития) |
Искаженное развитие | Сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций (детский аутизм) |
Дисгармоничное развитие | Врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально-волевой сфере (психопатия и патологическое формирование личности) |
Поврежденное развитие | Наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы ЦНС, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах (после 2-3 лет) - органическая деменция |
Дсфицитарное развитие | Тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем (зрение, слух,речь, опорно-двигательный аппарат) |
Общие закономерности психического дизонтогенеза были описаны Лубонским. Это:
-
снижение способности к приему, переработке, хранению и использонапню информации; -
трудность сдонеспого опосредствования; -
замедление процесса формирования представлений и понятий
об окружающей действительности; -
риск возникновения состояний социально-психологической
дезадаптированное™.
Психологи учреждений специального образования в своей работе используют психологическую классификацию вариантов психического развития, предложенную М.М. Семаго и Н.Я. Семаго (табл. 1.4). В основу этой классификации положен типологический подход, центральным положением которого является понимание основных закономерностей развития в их системной взаимосвязи -понимание причин и механизмов, лежащих в основе несформиро-вашюсти, дефицитарпости, искажения или повреждения базовых составляющих психического развития (см. п. 1.2.1).
Таблица 1.4
Психологическая классификация вариантов психического развития
Группы дизонтогенеза | Варианты дизонтогенеза | Особенности профиля сформированное™ базовых составляющих |
Недостаточное развитие | Тотальное недоразвитие Задержанное развитие Парциальная не-сформированность | 1 недостаточность всех функциональных систем и процессов при преимущественной несформированности произвольной регуляции психической активности и пространственных представлений, как основы когнитивной сферы |
Асинхронное развитие | Дисгармоническое развитие Искаженное развитие | Сложные сочетания недоразвития, ускоренного развития и искаженного развития как в формировании отдельных процессов и функций, так и целых функциональных систем. Преимущественно асинхронии подвергается базовая аффективная регуляция как основа аффективно-эмоциональной сферы |
Поврежденное развитие | Локально поврежденный тин развития (позднее дефи-цитарнос развитие) Диффузно поврежденный тип развития | Грубая несформированность каждой из базовых составляющих |
Знание причин возникновения, сложной структуры, специфики Проявления различных типов нарушений психофизического развития дает возможность педагогу правильно организовать коррекцион-Но-педагогическую работу и взаимодействие с ребенком.
Причины аномального поведения ребенка
Чаще всего подоплекой девиантного поведения становится комплекс проблем: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.
Врожденные причины обусловлены внутриутробным поражением плода в период беременности. Это может быть: токсикоз, последствия интоксикации лекарственными препаратами, соматические и хронические инфекционные заболевания будущей мамы (особенно в начале беременности), ее неполноценное питание и нездоровый образ жизни (употребление алкоголя или наркотиков, курение).
Наследственные причины вызываются поражениями генетического материала: генные или хромосомные мутации, дефекты обмена, которые влияют на созревание структур головного мозга. Результатом этого становятся нарушения умственного развития, телесные пороки, дефекты слуха или зрения, повреждения нервной системы.
Приобретенные причины возникают в процессе жизни малыша. Наравне с влиянием наследственности немаловажное значение имеет и неполноценность нервных клеток головного мозга, которая обусловлена тяжелыми заболеваниями ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговой травмой.
К приобретенным причинам относятся также соматические и нервные заболевания, хронически болезни с неоднократными рецидивами. В результате личность и поведение ребенка формируется патологическим образом. А уж после это проявляется в эмоциональной неустойчивости малыша, послаблении его приспособительных и защитных механизмов.
Социальные причины
Неполная семья, в которой воспитанием малыша занимается только мама или папа (либо вообще бабушка с дедушкой). Воспитательные возможности такой семьи порождаются педагогическими, морально-психологическими и материальными факторами. Отсутствие кого-то из родителей существенно, так как ребенок, не имеющий маму или папу, теряет целый мир эмоционально-нравственных отношений. Но даже неполная семья, обладающая ограниченными воспитательными возможностями, иногда приносит больше пользы малышу
, чем полная, но неполноценная.
Конфликтная семья, которая характеризуется психологической напряженностью взаимоотношений, отсутствием взаимопонимания, расхождениями во взглядах, интересах, потребностях, установках. В такой семье мир – это временный компромисс. Частые конфликты и психологическая напряженность негативно отражаются на развитии личности малыша. Патологические супружеские отношения провоцируют множество отклонений в психике ребенка, что выливается в особо выраженные формы девиантного поведения.
Педагогические причины
Зачастую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника «А почему? ». Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснять малышу суть определенного требования, результатом становится формирование искаженного представления ребенка об общепринятых нормах. Несоответствие между утверждениями взрослых и реальное нарушение ими же этих утверждений – отрицательный пример для ребенка.
Еще одна причина педагогического характера – злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникнет обратная защитная реакция в форме аномального поведения.
В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные и психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтов и аномальных проявлений в поведении.
Психологические причины
У детей младшего дошкольного возраста отклонения в поведении проявляются вспышками гнева. На ограничение, наложенное родителями, ребенок может среагировать очень бурно: завизжать, начать брыкаться или задыхаться. Если родителям удастся проигнорировать каприз и требование малыша, научиться отвлекать его в моменты детской ярости, такие нежелательные проявления получится преодолеть.
В старшем дошкольном возрасте ребенок узнает, что такое «борьба переживаний». Он понимает это как противоречие между восприятием своего «Я» и оценками окружающих. В этом возрасте ошибки воспитания способны привести к тому, что малыша поглотят собственные эмоции. А это, в свою очередь, становится причиной девиантного поведения.
Особенного внимания стоит последний пункт. Ведь сказки очень тесно связаны с играми, и поэтому сказкотерапия является одним из направлений в коррекции и профилактике отклоняющегося поведения у детей дошкольного возраста. Сказки помогают ребенку сформировать понятия «добро» и «зло», раскрывают их творческий потенциал, учат правильно оценивать поступки, как свои, так и окружающих.