ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    1. Признаки правовых норм


Норма права является особенно важной разновидностью социальных норм, регулирующих общественные отношения. Все правовые нормы имеют свои отличительные признаки и обладают общими чертами, присущими любой социальной норме, играющими воспитательную и регулятивную роль в обществе.

К признакам правовой нормы относят:

  1. общеобязательный характер. То есть обязательность распространения нормы права на всех лиц и группы лиц, все ситуации, соответствующие данной норме. Это значит, что она охватывает каждого отдельного индивида, группы людей, независимо от их социального статуса, социального класса (престижа профессии, уровня доходов, объёма власти и так далее) и других критериев, а за нарушение правовой нормы по отношению к любому правонарушителю будет применена санкция. Любая правовая норма распространяется на огромное количество жизненных ситуаций. Этот признак нормы права позволяет государству адресовать ее не какому-то конкретному лицу, а всем субъектам этого государства в целом, к которым относятся как физические лица, так и юридические организации. Любой субъект правоотношений всегда обладает правами и долгом выполнять обязанности. Права и обязанности не могут быть отделены друг от друга: это есть обязательный пакет. То есть никто не может обладать только правами или только обязанностями. Это является обязательным принципом построения и функционирования любой правовой системы.

  2. формальная определенность. Любая норма права должна быть выражена в письменной форме в официальных документах, которые издаются государством. Благодаря этому признаку правовая норма получает чёткие, наиболее точные формулировки, строго определяет рамки, внутри которых следует действовать субъектам. Такое закрепление позволяет исключить различных субъективных вариантов, интерпретаций, подмены правовой нормы и её двусмысленности [11].

  3. обеспечение ее соблюдения государством. Это значит, что возможностью установления нормы права обладает исключительно государство, а, следовательно, и соблюдается и защищается всей системой государственных гарантий и санкций, в том числе и применении мер принудительного характера, которые используют при неэффективности других средств воздействия для исполнения нормы права. Возможность применения государственного правового принуждения при нарушении прав граждан и правопорядка в целом является важнейшим способом обеспечения действенности права.

  4. представительно-обязывающий характер. Норма права содержит как предоставление определенной свободы действий, так и ее ограничение, так как свобода физического или юридического лица заканчивается там, где начинается свобода другого: то есть норма права является внешним ограничителем свободы. Кроме того, представительно-обязывающий характер правовой нормы проявляется в том, что любой индивид или группа обладают правами и обязанностями одновременно: то есть действовать в рамках своих прав и выполнять обязанности.


Правовая норма есть исключительно социальное явление. В обществе правовая норма выступает в виде:

  • оптимального справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного силой социума и преобладающими в обществе представлениями о правильном поведении в соответствии с нормами морали;

  • типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений;

  • формы выражения интересов большинства.

Правовая норма является результатом интеллектуальной деятельности общества, разум и сознание которого имеют здесь определяющее значение. Ее создание всегда представляет собой сложнейший мыслительный анализирующий процесс, в котором потребности, интересы конкретных людей и различных социальных групп, сталкиваясь друг с другом, вызывают противоречия в различных сферах общественной жизни. Осознание, изучение этих противоречий и попытки их разрешения, обусловленные естественным стремлением комфортабельного существования и развития всего человечества, и в итоге приводят к пониманию нормы права как:

  • компромиссного, приемлемого для современного общества варианта регулирования, обеспечивающего безопасность и упорядоченность жизни людей;

  • обобщенной информации о социальной действительности;

  • конкретного средства разрешения конфликтов между индивидами и группами.

С возникновением государства изменяется вся картина нормативной социальной регуляции в обществе. Со временем все большее количество видов общественных отношений начинают организовываться в соответствии с правовыми нормами, установленными государством. В любых современных правовых системах все нормы права каким бы то ни было образом опосредованы государством.

Как мы видим, правовая норма имеет исторические начала, социально обусловлена и является результатом анализа накопленного поколениями опыта и сознательной человеческой деятельности. Она устанавливает рамки дозволенного поведения, меру свободы индивида и свободы общества, выступает в качестве канона и регулятора отношений в обществе. Правовыми нормами являются:

  • исторически сложившиеся и дожившие до наших дней в виде обычаев, традиций, прецедентов, не противоречащих гуманистическим идеалам, признанных государством;

  • исходящие непосредственно от общества, территории и географического положения и выражают волю населения (или его большинства): принятые путем всенародного голосования, предусмотренного законодательными и правовыми документами;

  • изданные легитимными органами государства, избранными или назначенными в соответствии с конституцией, и не противоречащие международным правовым актам;

  • закреплённые в договорах, заключенных между субъектами права в соответствии с действующим законодательством и нормами международного права [28].

    1. Классификация нормы права


Система права состоит из трёх главных пунктов: отрасли права, институты права и нормы права. Нормы права являются фундаментом общественных отношений. Для успешного осмысления, создания и совершенствования правовых норм их необходимо классифицировать. Нормы права классифицируют по многим основаниям: основные – сфера действия (иначе говоря, круг лиц), отрасль, форма предписания. Это основные критерии классификации правовых норм, существуют и другие (например, степень общности). Например, на основании сферы действия нормы права могут быть общими и специальными. Под общие подпадают все лица, находящиеся на территории, где действуют данные правовые нормы; специальные же распространяются на отдельных индивидов или группы лиц (это, например, военнослужащие, студенты и так далее) и регулируют отдельные виды отношений. Иначе говоря, специальные нормы права охватывают какой-то отдельный институт определённой отрасли. Например, ч. 2 ст. 1 ФЗ содержится информация «о лицензировании отдельных видов деятельности» - она является специальной правовой нормой [3].

Исходные нормы многообразны по своему содержанию, функциональному и целевому предназначению, поэтому их можно классифицировать на следующие виды (рис. 1.1):



Рисунок 1.1 Классификация исходных норм

  • Нормы-начала – фундамент правового упорядочивания общественных отношений, отправная точка развития правового положения человека в государстве, а также укрепление для основы конституционного строя.

  • Нормы-принципы служат опорой, от которой от которой как бы отталкивается процесс правотворчеста, она является ориентиром при создании законодательства, создании любых правовых норм: в сжатой форме оптимально передают содержание права и его назначение в обществе. Выражение норм-принципов в действующем законодательстве может иметь различные формы. Например, принцип может быть закреплён в специальной статье нормативно-правового акта ( как в ст. 3-7 УК РФ), причём названия статей соответствуют – «принцип законности», «принцип гуманизма».

  • Нормы-цели – это отражающие предполагаемый образ какого-либо процесса правовые установления, к достижению которых стремятся субъекты правотворчества и общество в целом. В таких нормах определяются и закрепляются цели отрасли или отдельного института права, стоящие перед обществом и государством, а также содержатся указания на перспективы развития общества. Например, в ст. 114 Конституции РФ закреплены цели института правительства РФ [1].

  • Нормы-задачи – это установка на решение проблем или противоречий, для разрешения которых необходимо правовое регулирование. Обычно в законодательстве отображены задачи всего нормативно-правового акта государственных органов. Например, ч. 2 ст. 1 УИК РФ содержит задачи уголовно-исполнительного законодательства РФ.

  • Нормы-дефиниции (дефинитивные нормы), отображают законодательное объяснение понятий и категорий права, имеющих важнейшее значение. Например, норма, определяющая понятие Российской Федерации: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1 Конституции РФ) [1].


В зависимости от сферы действия общественных отношений нормы классифицируются на:

  • Общие: координируют, упорядочивают все общественные отношения в сфере распространения данной нормы или на территории, где действует данные правовые нормы. Они распространяют своё действие на все институты той или иной отрасли права. Например, закрепленное в ст. 53 Конституции РФ право на «возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органом государственной власти» имеет значение для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права, а также экспансирует своё действие на процессуальную сферу в налоговых и административных отношениях [1].

  • Специальные: регулируют определённый вид правоотношений, учитывая их специфику, то есть охватывают отдельный институт конкретной отрасли. Также они могут распространяться на конкретные группы (или, лучше сказать, виды) лиц, регулировать отдельные виды общественных отношений. Пример специальных правовых норм уже был приведён выше: ч. 2 ст. 1 ФЗ содержит информацию «о лицензировании отдельных видов деятельности» [3].

Ещё одним основанием классификации правовых норм является отрасль права (или предмет правового регулирования). На этом основании нормы права делят на 3 главных группы: материальные, процессуальные, международные.

Материальное право содержит в себе следующие отрасли норм права: государственные, административные, гражданские, семейные, трудовые, уголовные. В процессуально право входят 2 отрасли правовых норм: гражданские процессуальные и уголовные процессуальные. А международные правовые нормы делят на частные и публичные.

Материальные правовые нормы устанавливают порядок существующих общественных отношений, где закрепляются права и обязанности, а также регулируют их. Процессуальные правовые нормы определяют порядок осуществления материальных правовых норм и контролируют процесс их реализации. Например, подача иска, порядок и сроки рассмотрения, права и обязанности истца и ответчика и так далее.

Таким образом, материальные и процессуальные правовые нормы неотделимы друг от друга. Существуют лишь в тандеме, представляя собой неразрывную систему.

Подводя итог, кратко можем сказать, что материальные правовые нормы затрагивают все сферы жизни общества, регулируют общественные отношения и контролируют их порядок, а процессуальные правовые нормы контролируют именно процесс реализации и защиты прав и обязанностей, которые отражены в материальных. Поэтому материальные и процессуальные правовые нормы представляют собой систему, где одно взаимодополняет другое и не может существовать отдельно.


Международные правовые нормы принято делить на частные и публичные. Как понять: частные, публичные? – В чём отличие? Международные публичные правовые нормы регулируют отношения между государствами (или другими субъектами), то есть на политическом уровне, с целью обеспечения безопасности на международном уровне и разрешения противоречий между субъектами, чтобы исключить возможность политических конфликтов ради поддержания мира. Частные же международные правовые нормы на неполитическом уровне: между иностранными физическими или юридическими лицами (иногда, возможно, другим государством). То есть главными отличиями международных норм права политических от частных являются субъекты (политические субъекты, государства – в публичных, а иностранные юридические и физические лица – в частных) и содержание (в публичных – межгосударственный, политический характер, в частных – неполитический, правоотношения между иностранными лицами или организациями).

На основании формы предписания можно разделить нормы права на следующие категории:

  • Императивные нормы отражают категоричное, строгое предписание, не подлежащее изменениям и исключающее рассмотрение иных вариантов исполнения, а нарушение этого предписания влечёт за собой неизбежное наказание. Такие нормы используются чаще всего в административном, уголовном, гражданском и трудовом праве, а также в Конституции. Примером императивной правовой нормы является ст. 143.1 ГК РФ «Требования к документарной ценной бумаге» [5].

  • Диспозитивные нормы – это правовые нормы, диктующие равноправие субъектов и дающие возможность достижения договорённости о взаимных правах и обязанностях, при этом официально заключается договор в письменном виде. Чаще всего встречается в семейных, трудовых, гражданских и административных правоотношениях.

  • Поощрительные нормы содержат образ правового, правильного поведения, сопровождаемый поощрительными мерами (положительными последствиями), oтрaжёнными в сaнкции дaннoй нормы. Большинство их описано в уголовном праве, административном праве и трудовом праве.

  • Рекомендательные правовые нормы устанавливают конкретные эталоны поведения, являющиеся наиболее благоприятными для государства и общества в целом. Такие нормы содержатся, например, в постановлении Правительства РФ «О социальных нормах и нормативах».