Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 1. Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанного учителем плана-конспекта родительского собрания, опираясь на знания о сущности сотрудничества школы и семьи в правовом воспитании.
Автор плана-конспекта родительского собрания направил усилия на ознакомление родителей с основными положениями Конвенции о правах ребенка- главного документа по вопросам защиты детей во всем мире, в том числе нашей стране. В ходе собрания обсуждаются причины нарушения прав детей и пути их решения на конкретных жизненных ситуациях, а также разъясняется, что знание юридической основы отношений между взрослыми и детьми является признаком политической культуры каждого человека.
Данное родительское собрание отвечает основным рекомендациям по организации такого мероприятия.
Ценность этого родительского собрания значительна, т.к. оно активизирует педагогический всеобуч. Благодаря собранию родители преодолевают правовую неграмотность в вопросе прав ребенка и закрепленных законом обязанностей родителей, а также вырабатываются умения и навыки семейного воспитания.
Кроме этого, разработанное родительское собрание отвечает основным рекомендациям. Помимо монолога учителя, используется метод обсуждения, посредством которого родители могут высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу.
2. Как Вы считаете, насколько родительские собрания эффективны в решении задач правового воспитания?

13
Взаимодействие школы и родителей имеет разные формы и проявления. Важную роль в углублении семейного воспитания играет создание системы педагогического всеобуча родителей. Но, к сожалению, родительские собрания сводятся к обсуждению результатов успеваемости и поведения учащихся, решению хозяйственных вопросов. У родителей много проблем и вопросов, и им необходима профессиональная помощь педагога.
Обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Многие родители не всегда могут прийти на родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости по работе или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев можно использовать сайт школы.
Размещать на школьном сайте виртуальный всеобуч для родителей, это удобно и экономит время. Еще одно из новых предложений – это разделение встреч с родителями в школе на две части.
Организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем. Задача школы на этом этапе – попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Многие конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе, если бы педагоги вовремя вспомнили о том, что существует еще одна функция в их деятельности – психотерапевтическая. Поэтому в школе организованы практикумы для педагогического коллектива, где обучают этому виду коммуникации. Не секрет, что родители учеников в основном люди занятые.


14 3. Какие формы сотрудничества школы и семьи предложили бы Вы? Обоснуйте свой ответ.
По мнению специалистов (Н. Е. Щуркова, Ф.П. Черноусова, Т.А. Стефановская), на сегодняшний день целесообразно рассматривать дифференцированный подход ко всем формам взаимодействия школы с родителями. Педагогам нужно стараться не навязывать всем родителям одинаковые формы взаимодействия, в основном ориентироваться на потреб-ности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщая их к делам школы и класса.
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия:

Формы взаимодействия педагогов и родителей
коллективные
групповые
индивидуальные
1. Родительское собрание
2. Родительский лекторий
3. Конференция по обмену опытом
4. Вечер вопросов и ответов
5. Диспут- размышление по проблемам воспитания
6. Встреча родителей с администрацией школы, учителями
1. Взаимодействие с родительским комитетом
2. Взаимодействие с творческими группами
3. Групповые консультации
4. Практические занятия для родителей с привлечением специалистов
5. Клуб
1. Беседа
2. Посещение на дому
3. Консультация- размышление
4. Выполнение индивидуальных поручений
5. Переписка
6. Телефонный разговор

15 класса
7. «Дни открытых дверей»
4. Если учитель обнаружит факты физического насилия ребенка в семье, как он должен поступить? Знание каких федеральных и международных нормативных документов поможет учителю защитить права ребенка?
Классный руководитель обязан сообщить о жестоком обращении с ребенком директору школы и в службы, занимающиеся защитой прав ребенка.
Но начинать нужно с выяснения ситуации. Если учитель заметил у ученика какие- то следы физического или психического насилия, он должен обязательно поговорить с ребенком и его родными.
Как правило, дети неохотно признаются в том, что родители жестоко обращаются с ними, поэтому, если ребенок объясняет обнаруженные у него телесные повреждения насилием со стороны родителей, этим объяснениям в большинстве случаев можно доверять. Однако иногда утверждения ребенка вызывают сомнения:
• ребенок рассказывает о насилии, однако соответствующие телесные пов- реждения у него отсутствуют;
• ребенок рассказывает о насилии, но при этом не проявляет страха перед родителями;

16
• ребенок стремится избежать наказания за проступок и просит учителя не сообщать о нем родителям (впрочем, такое поведение может свидетельствовать и о страхе перед физическим наказанием).
Кроме того, о ложности обвинений родителей свидетельствуют чрезмерно общий характер утверждений («отец меня постоянно бьет, жить с ним невозможно»), отсутствие эмоциональной реакции при рассказе, невозможность описания какого-либо конкретного случая (времени, места и характера действий), сходство рассказа ребенка с рассказами взрослых или с сюжетами популярных фильмов.
Следует обращать внимание на совпадение рассказа о событии ребенка и каждого из родителей. При выявлении противоречий необходимо установить их причину.
Несовпадения в описании родителями обстоятельств события, которые они не могут объяснить, свидетельствуют о том, что травма была получена ребенком в результате физического насилия.
Родители часто отрицают, что имеющиеся у ребенка телесные повреждения являются следствием физического насилия. Однако не только родители- насильники склонны отрицать неслучайный характер травм. Нередко отрицают факты физического насилия сам ребенок, родитель, не применявший насилия, другие родственники. Такое отрицание может быть обусловлено искренним заблуждением, нежеланием замечать насилие, неумением правильно оценить ситуацию в семье, а также сознательной ложью. Ложь может быть вызвана страхом перед супругом-насильником, полной зависимостью от него, стремлением сохранить семью или собственное материальное благополучие.
Учитель не должен пытаться проводить настоящее расследование: это дело специализированных служб и организаций.


17
Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной личностью, самостоятельным субъектом права.
Основная идея Конвекции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положение сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвекция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребенка полноценной и полноправной личностью.
Учитель может руководствоваться статьей 19 «Защита от злоупотреблений», согласно которой государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.
Задание 4. Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей:
1. Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение
авторитета родителей.
2. Повышение уровня педагогической культуры родителей и их активности в
воспитании.
3. Педагогический такт со стороны классного руководителя, недопустимость
неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

18
4. Ориентация на успешное развитие личности младшего школьника.
Раскройте содержание каждого правила. Результаты работы оформите в таблице:
Правила взаимодействия классного руководителя с семьей
Содержание правил
Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" - исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.
Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Повышение уровня педагогической культуры родителей и их активности в воспитании.
Семья является первой ступенью в общественной жизни человека. С раннего возраста семья определяет сознание и формирует чувства ребенка.
Идеалы родителей, их жизненные


19 планы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека. Основой воспитательной деятельности родителей служит педагогическая культура. От ее уровня напрямую зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.
Педагогический такт со стороны классного руководителя, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
Классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются.
Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Ориентация на успешное развитие личности младшего школьника.
Достижение успеха в жизни — это осознанная цель любого человека. Для успешной учёбы необходимо

20 формировать мотивацию достижения, т.е. стремление ребёнка к достижениям, результатам в своей учебной деятельности. Развитие успешности как социального качества личности ребёнка определяет его субъектную позицию в учебно-воспитательном процессе: прилагает усилия для новых достижений, проявляет интерес к своим школьным успехам, а также успешность младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности приводит к положительным результатам в общении со взрослыми
Задание по теме 1.3 Психология взаимоотношений родителей и детей
младшего школьного возраста в семье
Цель: формирование знаний о стилях семейного воспитания, о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста и их проявлениях в общении со взрослыми; умений анализировать и определять стили семейного воспитания; умений планировать и осуществлять работу классного руководителя по коррекции детско-родительских отношений.
Задание 5. Проанализируйте ситуационные задачи.
Ситуация 1.

21
Мама Коли уверена, что помогает сыну в выполнении домашних заданий. Мама
сама активна и подчеркивает это: «Смотри, у меня все получается».
Медлительность же Коли ее раздражает. Она в сердцах может сказать: «Ну, в
кого ты у меня такой уродился?»
· Какой стиль общения матери с ребенком проявляется в этом случае?
Авторитарный стиль общения
· Дайте психологический анализ такому воспитанию мамы.
Высокая активность матери в сочетании с ее желанием помочь сыну воспринимается как поддержка ребенка. Но фактически происходит эмоциональное отвержение при полном отсутствии ориентации на внутреннее состояние сына.
В итоге ребенок боится мамы, ее наказаний. Здесь проявляется неправильное отношение матери и ребенка во всех сферах («отвержение»).
· Предположите, к каким последствиям приведет воспитание ребенка в таком стиле. Опишите последствия такого стиля воспитания как для ребенка, так и для матери.
В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями, характерный для авторитарного стиля воспитания, исчезает. Поэтому в таких семьях в этом возрасте часто возникает большое количество конфликтов, дети становятся «неуправляемыми», так как все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.
Характерными чертами личности ребенка, воспитанного в авторитарном стиле, могут быть следующие варианты:
1 вариант - развитие слабой жизненной позиции: