Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02. Преподавание в начальных классах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22
- потеря чувства собственного достоинства;
- потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
- потеря собственных желаний («чего же Яхочу?»).
2 вариант - развитие деспотической личности:
- ненависть к родителям;
- решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
- грубое, циничное, деспотичное и хамское поведение и отношение к окружающим;
- повышенная агрессивность и конфликтность.
Ситуация 2.
Мама Вани, активно помогает сыну выполнять домашние задания,
поддерживает его интеллектуально и эмоционально, объясняет сыну задания.
Но мама не стремится к телесным контактам, никогда не погладит сына по
головке, она не занимается формированием личности ребенка.
· Как Вы думаете, какой стиль родительского общения сложился в данном случае между матерью и ребенком?
Попустительский стиль общения
· Предположите особенности развития ребенка при таком стиле детско- родительских отношений.
Ответственная помощь ребенку в выполнении домашних заданий в сочетании с безответственным отношением к личности формирующегося ребенка будет способствовать тому, что такие дети будут менее приспособлены, будут испытывать неуверенность. Не чувствуя уверенности в себе, они не сумеют справляться с трудностями. Может возникнуть потеря интереса к работе.
Ситуация 3.

23
Ученик 2 класса Ваня выполняет домашнее задание. Одна из задач у него не
получилась. Просит маму о помощи, а она ему в ответ: «Ты уже не маленький,
сам разбирайся». В результате Ваня перестал совсем выполнять задание.
· Права ли в этом случае мама ребенка?
Мама не права
· Обоснуйте свой ответ, воспользовавшись теорией Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития».
Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного опыта малыша, играет помощь взрослых. Вслед за успешным усвоением пройденного материала полученные дошкольником знания переходят на актуальный уровень саморазвития. Благодаря этому у малыша появляются возможности для проявления воображения, творчества, решения различных задач.
Однако детское развитие по-прежнему ограничивается преградой. Для последующего продвижения малыш нуждается в новых познаниях. Умение усваивать новый, но взаимосвязанный с усвоенными знаниями материал является показателем скрытого потенциала дошкольника. Л.С. Выготский установил, что зона ближайшего развития (ЗБР) — это знания, навыки, умения, приобретенные ребенком при помощи взрослых.
Ваня, конечно, большой, уже во втором классе, но это не значит, что ему не нужна помощь.
· Проанализируйте следующие рекомендации классного руководителя родителям мальчика в этом случае с точки зрения их целесообразности и эффективности:
1. Сравните эффективность самостоятельного выполнения домашнего задания
ребенком и совместного.


24
Эта рекомендации актуальна, что бы родитель мог осознать насколько ребенок самостоятелен, где ему нужна помощь.
2. Придумайте внешнее средство, которое заменило бы участие родителя
(будильник, табель, что-то еще...). Обыграйте с ребенком такое
вспомогательное средство.
Этот прием направлен на последующую самостоятельную работу, без родителя. В данной ситуации я считаю не целесообразно. Ребенок пришел просить помощи маму, он справился с заданиями, лишь одна задача не получилась.
3. Лист бумаги разделите на 2 части. На левой части напишите «САМ». На
правой «ВМЕСТЕ». Посмотрите, что из колонки «вместе» можно перенести в
колонку «сам».
Данная рекомендация актуальна, помогает и ребенку и родителю совместно определять свои взаимоотношения во время уроков.
· Какие еще рекомендации Вы предложили бы родителям мальчика? постройте вместе логическую цепочку, приводящую к нужному решению или ответу, но не делайте за него работу.
Задания по теме 2.1 Психолого-педагогические основы взаимодействия
учителя начальных классов с семьей. Возможные основания для работы с
родителями
Цель занятия: формирование знаний о специфике «трудных» семей; умений проектировать работу с «трудными» семьями с использованием разнообразных приемов, методов, форм; умений осуществлять диагностику детско-родительских отношений в семьях учащихся.

25
Задание 6.Решите педагогическую ситуацию.
Перед Вами огорченный или расстроенный ребенок, например, у него забрали
машинку. Как выяснить причину обиды, настраиваясь на его «эмоциональную
волну»?
В этом случае классный руководитель рекомендует родителям ребенка освоить способы активного слушания.
Дайте определение понятия «активное слушание».
Активное слушание – это техника, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных соображений и переживаний.
Активное слушание – полезный навык для налаживания глубокого контакта с собеседником, эффективного поиска совместного решения вопросов.
Предложите не менее 5-ти способов активного слушания в данной ситуации.
1. Зрительный контакт на уровне глаз. Заключается в удержании от соблазна перевести взгляд на посторонние предметы или одежду собеседника. Лучше смотреть в глаза.
2. Задавание вопросов. Представляет собой уместное уточнение смыслов, служащее подтверждением искреннего интереса к предмету разговора.
3. Интерпретация - Подразумевает высказывание предположений о целях и причинах такой позиции собеседника в диалоге. Часто начинается с фразы
«Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…». Позволяет продемонстрировать искреннюю заинтересованность мнением другого человека и уточнить детали.


26 4. Эхо - Заключается в повторении последних слов партнера, но с вопросительной интонацией. Это нужный момент уточнения и демонстрации важности поступающей от собеседника информации. Акцент на значимости личности.
5. Перефразирование - Представляет собой краткое повторение сказанного.
Началом предложения является фраза: «Если я правильно понял, вы имели в виду…». Позволяет проявить заинтересованность и выяснить нюансы.
Задание 7. Какие формы педагогического образования родителей нужны для активизации педагогического всеобуча, цель которого — преодолеть педагогическую и психологическую неграмотность значительной части родителей, способствовать выработке умений и навыков семейного воспитания?
Предложите возможные для решения этой проблемы формы педагогического образования родителей учащихся начальной школы и сформулируйте их цели.
Результаты работы оформите в таблице:
Формы педагогического образования родителей
Цели работы народные университеты заключается в том, чтобы дать слушателям систематические педагогические и общенаучные знания педагогические лектории, школы молодых родителей, наставников пр.
Базовые знания, практические приемы педагогические семинары для родительского актива, кружки по изучению отдельных проблем педагогики и детской психологии, школы матерей, тематические родительские собрания, вечера вопросов изучение отдельных проблем педагогики

27 и ответов; педагогические вечера для молодых отцов и матерей, родительские конференции, педагогические чтения для родителей, обсуждение статей на актуальные темы семейного и общественного воспитания, передачи по радио и телевидению.
Обобщение и распространение передового опыта
Задание 8. Подберите диагностические методики, которые может использовать в своей работе классный руководитель с целью изучения особенностей детско- родительских отношений в семьях, где воспитываются дети младшего школьного возраста (не менее 3-х методик).
Оформите подобранные методики следующим образом:
1. Название методики.А.И. Зарова «Методика идентификации детей с родителями»
2. Цель проведения методики.диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
3. Оборудование.вопросы
4. Содержание методики.
Ребенку задают следующий набор вопросов.
1. Если бы ты участвовал в игре «Семья», то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал – мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния


28 последние слова в вопросе меняются местами, например: «папой, мамой или собой», «собой, мамой или папой» и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).
2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? – для дошкольников).
3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама – у девочек) на работе или другое?
5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка – соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним
– для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама – у девочек), или не так, по-другому?
6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? – для дошкольников).
7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме – у девочек) или не рассказал?
8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят – у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе – у девочек) или не рассказал?
9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама – у девочек) или не боишься?
10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа – у девочек) или не боишься?
5. Обработка результатов.
При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

29 o возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек – 3-8 лет; o успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки – у мальчиков и бабушки – у девочек); o идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола; o уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с
10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета; o идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями: o большим возрастным периодом идентификации девочек; o большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца; o большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков; o большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью; o меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.


30
1. Название методики.«Мера заботы»
2. Цель проведения методики.насколько верна Ваша воспитательная позиция
3. Оборудование.вопросы
4. Содержание методики.
Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.
"Категорически не согласен" - 1 балл.
"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла.
"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.
"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.
1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.
2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.
4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.
5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.
6. Воспитание - это тяжелый труд.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

31 9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.
11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.
12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.
13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.
14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.
15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.
5. Обработка результатов.
Если вы набрали
1   2   3