Файл: Семинар 8 Источники (формы) права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

  • Характеристика: Действуют для всех.Это означает, что все: граждане, организации и корпорации, – должны подчиняться принятому закону и новым правилам поведения. Сила НПА не может быть направлена только на одного человека.

  • Имеют четкую структуру. К оформлению НПА есть строгие правила: продуманная структура, юридический язык со специфическими терминами и понятиями.

  • Обладают официальным характером. Только должностные государственные органы имеют право принимать и подписывать НПА.

  • Являются актом правотворчества. Данный пункт вытекает из самого определения понятия. Это значит, что НПА регулируют общественную жизнь, устанавливают и отменяют правовые нормы, объясняют обязанности и права граждан.

  • Должны соответствовать Конституции РФ. Она является высшим НПА. Другие акты не могут иметь большую юридическую силу.





  1. Общая характеристика прочих источников права: правовой обычай, судебный прецендент, нормативный договор. Их место в правовой системе РФ.

Правовой обычай- это сложившееся и ставшее обязательным правило поведения в результате многократного и единообразного повторения в определённой сфере деятельности. Появление обычного права в обществе было обусловлено определёнными социально-экономическими и культурными предпосылками.

В свое время обычай выступал основным источником права, однако постепенно, с развитием отношений и утратой актуальности того или иного правового обычая, утратил свои лидирующие позиции в пользу нормативно-правовых актов, судебных прецедентов и иных источников права.

На сегодняшний день обычай по-прежнему выступает в качестве источника права в существующих системах права.

Однако обычай как источник права теперь встречается лишь в отдельных отраслях:

  • Семейном праве;

  • Гражданском праве;

  • Торговом праве;

  • Конституционном праве.


Судебный прецендент – это решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного судопроизводства.

По отношению к закону прецедент находится в «подчиненном» положении. Это проявляется, в частно- сти, в том, что законом может быть отменено действие судебного прецедента, и в том, что любой законода- тельный акт, принятый уполномоченным на то органом и в соответствии с установленной процедурой, должен в обязательном порядке признаваться и применяться судами. Сам суд, создавая прецедент, должен действо- вать в строгом соответствии с законом.

Нормативный договор - это источник права, который представляет собой договор, создающий обязанности и права не только для его сторон, но и для  третьих лиц. т.е. создающий обязательные нормы, как если бы это был нормативный акт. 
Иначе это соглашение между двумя и более субъектами правотворчества, регламентирующее взаимные права и обязанности, носящее нормативный характер (т. е. направленное также на установление норм права, которым в дальнейшем будут подчиняться участники такого нормативного договора, а также третьи лица).



  1. Система права: понятие и составные элементы. Основания деления норм права на отрасли. Общая характеристика основных отраслей российского права. Частное и публичное право.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Составные элементы: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений.

в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Например, в гражданском праве - авторское право, патентное, жилищное

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма - "исходный" элемент, "живая" клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность (С.С. Алексеев).

Виды правовых институтов. Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д.

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определённые виды общественных отношений. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: а) субъекты – индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес; г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений. Предмет в данном случае – это всё то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. 

Под методом понимаются определённые приёмы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей. 


Конституционное (государственное) право. Это ведущая отрасль права, что соответствует характеру конституции как основного закона, который оказывает значительное влияние на содержание всех остальных отраслей права, а также в целом на объем и границы правового пространства. Предмет этой отрасли составляют отношения, возникающие по поводу закрепления основ конституционного строя, формирования государственных органов, закрепления естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, определения правового статуса граждан. Метод правового регулирования конституционного (государственного) права преимущественно императивный, направлен на обеспечение стабильности в обществе, корректирования социально-политических процессов.

Административное право. К конституционному праву непосредственно примыкает административное право, определяющее основы организации и деятельности органов государственного управления (Правительства РФ, министерств, государственных комитетов и др.). Предмет – общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления, т.е. определенные организационные отношения, которые имеют несколько разновидностей. В административном праве преобладающим является метод императивный, т.е. власти и подчинения, со свойственной ему субординацией субъектов управленческих отношений.

Финансовое право. Извествно, что финансовое право «отпочковалось» от административного права и представляет собой одну из самостоятельных отраслей права. Это связано со значительной, возрастающей ролью финансового права в подъеме экономики и социальной сферы жизни. Предмет отрасли финансового права составляют отношения в области финансовой деятельности государства (в процессе формирования, распределения и использования финансовых ресурсов) в целях обеспечения выполнения его задач и функций. Основной методэтой отрасли праваимперативный, свойственный и административному праву.

Гражданское право. По мере развития гражданского общества все более активную роль в современной России стало играть гражданское право. Не случайно его называют правовой базовой основой экономической сферы. Нормы гражданского права регулируют имущественные отношения между гражданами, между гражданами и юридическими лицами, а также некоторые личные неимущественные отношения (например, право на имя, на авторство и отношения в сфере внешней торговли).
Предмет – имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Метод гражданского праваименуется диспозитивным или методом правовой автономии. Его суть в том, что сторонам (участникам) гражданского правоотношения дозволяется свободно, по своему усмотрению решить вопрос о взаимных правах и обязанностях. В ситуации, если они сами не приходят к соглашению, их отношения регулируются посредством императивного метода. И тд

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право "обслуживает" в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.

Частное право связано в первую очередь с возникновением и развитием института частной собственности и теми отношениями, которые зарождаются на его основе

Частное право - это совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.

Публичное же право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.

Разумеется, указанные функции в конечном счете тоже отвечают интересам всех. Поэтому частное право не может существовать без публичного, ибо последнее призвано охранять и защищать первое. Частное право опирается на публичное, без которого оно могло бы быть обесценено. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

  1. Особенности источников права в разных правовых семьях.

Смотреть в тетраде