Файл: Iii. Теория права глава теории происхождения права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тгп\

РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ ПРАВА

ГЛАВА 9. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

Происхождение права, как и происхождение государства, всегда привлекало внимание

мыслителей в древности и в более поздние времена. Познание процесса правообразования

позволяет познать природу права, его сущность, характерные особенности, выяснить

соотношение права и государства, а также с другими социальными явлениями.

Особая роль в познании права первоначально отводилась религии. Поэтому наиболее

древние учения о государстве – теологические.

В Древнем Египте, Вавилоне, Иудее господствовала идея божественного

происхождения государства и права. Появление права обосновывалось божественным

промыслом. Правовые нормы – это нравственные правила жизни, которые исходят от Бога и

указывают человечеству правильное направление жизни. Понятие права связывалось со

справедливостью, а впоследствии – с правосудием. Именно Богом устанавливается в

обществе вечный естественно-божественный порядок справедливости. Все люди равны и

наделены Богом равными возможностями. Следовательно, нарушение этого равенства в

человеческих отношениях есть отступление от божественного закона. Важным фактором,

поддерживающим божественный порядок в обществе, является наказание: при жизни со

стороны государства, а после смерти за прегрешения и проступки, в том числе

преступления, – божественным судом.

Наибольшее распространение теологические учения получили в период утверждения

феодальных отношений. В этот период появляется учение известного ученого-богослова

Фомы Аквинского. Согласно его учению миром управляет Божественный разум. Право есть

действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама

справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в

воздаянии каждому ему принадлежащего.

Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное

установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об

обществе», т. е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как

высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен

человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение.


На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие

естественный закон. Таким образом, Ф. Аквинский утверждал, что существует Вечный

закон, который управляет Вселенной, – это божественный разум, его часть составляет

божественный закон, который содержится в Библии. От него производны все другие законы. В

частности, от него производен естественный закон, который есть отражение Вечного закона в

человеческих отношениях. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению,

продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей.

Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах, назначение

которых – силой и страхом принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к

добродетели. Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими

законами. Но человеческие законы несовершенны, поэтому если они противоречат

естественным установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. В то же

время любое выступление против законной власти он считал смертным грехом.

В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма,

который исходит из божественной природы права. Наиболее ярким представителем этого

направления был Жак Маритен (1882–1973). По его мнению, существуют два мира: мир

сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него мир материальный.

Их единство определяется духовным началом – Богом. Право, как и государство,

представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в

общественном порядке. Ж. Маритен связывал нормативное регулирование поведения и

поступков человека с так называемыми нормами-пилотами, которые воспроизводят вечный

божественный закон и ориентируют человека на выполнение нравственного долга,

умножение блага и помогают избегать зла.

Неотомисты акцентируют внимание на идее солидаризма как основы объединения

людей в различные формы, полагая, что социальное примирение, социальный мир должны

соотноситься при их оценке с божественными предначертаниями, которые являются

истинным источником жизни.

Естественно-правовые учения относятся к самым распространенным правовым

теориям. По своему содержанию они не однородны, особенно в современных модификациях.



Отдельные положения теории естественного права были известны мыслителям Древней

Греции и Древнего Рима. В частности, софисты исходили из того, что в основе образования

права нет ничего вечного, неизменного. «Право» или «правда» есть результат соглашения

людей, их договоренности придерживаться в своих взаимоотношениях определенных правил,

чтобы обеспечить безопасность всех и каждого. Таким образом, право – изобретение людей,

искусственное образование. Против этого возражали такие выдающиеся мыслители

древности, как Сократ, Платон, Аристотель. Они исходили из того, что не все право –

искусственное изобретение человеческого разума. Наряду с письменными законами

существуют вечные, неписаные законы, не зависящие от воли людей и составляющие

естественное право, «вложенное в сердца людей самим Божественным разумом».

Римские юристы наряду с положительным правом, т. е. законами, признавали

существование естественного права, которое нередко рассматривали как идеал, к которому

должно стремиться положительное право. Естественное право исходит из свободы и

равенства людей. Но Аристотель в то же время полагал, что сама природа предназначила

одних людей быть свободными, а других – рабами, последним быть рабами «и полезно, и

справедливо». Однако отношения между рабом и его господином должны быть

дружественными, так как они покоятся на естественных началах.

Теории естественного права претерпели серьезные изменения в эпоху Средневековья.

Мыслители этого периода исходили из божественного происхождения права.

Расцветом теорий естественного права принято считать XVII – XVIII вв. Значительный

вклад в развитие этих теорий внесли Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Дж.

Локк (Англия), Ж.Ж. Руссо и П. Гольбах (Франция) и А.Н. Радищев (Россия). Они

отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле

народов, наций, отдельного человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным

правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право,

свойственное человеку от природы, – естественное право. Оно служит критерием позитивного

права с точки зрения его соответствия справедливости. Если такого соответствия нет, то

законы государства являются неправовыми. При этом под естественным правом понимались

законы природы, которые провозглашают всех равными, следовательно, законы государства


должны быть одинаково справедливыми ко всем людям.

Основные положения теории естественного права нашли закрепление в Декларации

независимости США (1776), затем в Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и

гражданина во Франции (1789) и др.

Уступив на какое-то время свое место исторической школе права, теория естественного

права вступила в XX в. в период возрожденного естественного права и получила широкое

распространение во многих странах Европы (Германия, Франция, Италия, Австрия),

Латинской Америки и Северной Америки.

Теория возрожденного естественного права подчеркивает свою связь с естественным

правом на предыдущих этапах развития и ставит своей задачей поиски идеального критерия

для положительного права.

Оно не признает вечного, неизменного для всех народов и времен права и полагает, что

естественное право исторически меняет свое содержание.

Для возрожденного естественного права характерно возникновение на его базе частных

теорий и доктрин. Назовем прежде всего неотомическую теорию, которая уже упоминалась и

представителем которой был Ж. Маритен. Она традиционно рассматривается как одно из

течений современной естественно-правовой теории и одновременно обоснованно

причисляется к теологическим учениям, так как ее исходное начало – божественная воля.

Суть неотомической теории состоит в том, что все должное и сущее проистекает от Бога,

а человек как творение божьей воли является носителем естественного права. Оно существует

вечно, но открывается людям по-разному в зависимости от их разума, и с помощью свободной

воли человека воплощается в его действиях для достижения целей, выражающих Божью волю.

Таким образом, естественное право трактуется как совокупность абстрактных

принципов – свободы, справедливости, выполнения заключенных договоров, уважения

властей, общего блага и др., которые предопределены Божьей волей и воплощаются по воле

Бога.

Феноменологическая теория (от греч. слова «феномен», обозначающего явление,

постигаемое при помощи чувств). Наиболее ярким представителем этой теории был немецкий

философ Э. Гуссерль (1859–1938). В основу происхождения права он кладет представление о

так называемых эйдосах – чистых сущностях, идеальных юридических формах, априорных


(заранее определенных) нормативных идеях. Эйдетическое право – разновидность

естественного права, которое предшествует позитивному праву и определяет его содержание.

Правовые эйдосы (нормы) существуют всегда в природе в виде объективных притязаний,

обязательств, собственности и других категорий. Они приобретают юридическую форму

лишь тогда, когда на них направлено сознание человека. А потому норма права не существует

без человека как субъекта познания. Нормативные идеи осуществляются в актах сознания

множества людей и определяют действия людей в конкретном обществе. На основе

эйдетического права возникает нормативный порядок поступков людей. Следовательно,

априорно существующее эйдетическое право определяет содержание действующего

позитивного права.

Экзистенциалистическая теория (экзистенциализм – философия существования,

образа жизни) исходит из противопоставления обыденного, отчужденного бытия и

глубинного, живого существования, воплощенного в существовании (лат. слово

«экзистенция» – существование) человека. Право черпает свою силу именно в способе

существования человека, хотя внешне воплощается в застывших искусственных формах.

Отсюда позитивное право имеет вторичный и, следовательно, необязательный характер.

Представитель этой теории немецкий ученый М. Хайдеггер (1889–1976) считал, что

правовые отношения, правовые оценки вытекают не из юридических установлений

государственной власти, а из способа существования (экзистенции) судьи, правителя,

администратора. Причем содержание экзистенции со временем меняется. Поэтому

естественное право не имеет постоянного содержания, каждая жизненная ситуация

индивидуальна и неповторима. Юридическая норма представляет собой мертвое,

механическое образование, в отличие от экзистенции, которая определяет масштабы

справедливости и поступков людей.

Герменевтическое направление естественной теории (от греч. слова «герменевтика» –

разъясняю, т. е. искусство истолкования текста) исходило из недопустимости разрыва и

противопоставления естественного и позитивного права. Сторонники герменевтического

подхода к происхождению и сущности права полагают, что естественное право развивается

исторически и выступает как высшая справедливость для каждого конкретного периода

развития общества. Право есть соответствие должного и сущего, их полное совпадение. Текст