Файл: Дисциплинa Теория и методикa инклюзивного обрaзовaнияПрaктическое зaдaние 10 Обучaющийся Игнатьева Галина Андреевна.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Учебники и тетради для слабовидящих;
7. Контрастные цветные, а также цветные рельефные наглядные пособия.
Важно иметь в виду, что подготовка учебных пособий для слабовидящих учащихся имеет ряд дополнительных особенностей. В частности, имеют значение тип, размер, и цвет шрифта, цвет фона и контрастность изображений. Иногда может возникнуть необходимость использования инвертированной палитры цветов (светлый текст на темном фоне). Т.о., наглядный материал, подбирается персонально, на основе методических рекомендаций тифлопедагога, рекомендаций врача-офтальмолога.
8. Тренажеры и специализированный спортивный инвентарь для лиц с нарушением зрения.
Дети с задержкой психического развития
Общие требования к учреждению: нормативное-правовое обеспечение
(программы коррекционной работы, положения об организации инклюзивной практики или положения об организации образования детей с ОВЗ и тд.);
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха; Организация медицинского обслуживания (по договору с учреждением
(организацией) здравоохранения); Организация питания (без особенностей, по основному меню); Организация взаимодействия с родителями (договор); кадровое обеспечение: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, координатор по инклюзии. Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса специалистами психолого-медико- педагогического консилиума или специалистами психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования
Общешкольное пространство: Стенды на стенах образовательного учреждения с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных
правилах поведения, правилах безопасности и т.д.; Кабинет учителя_дефектолога для проведения индивидуальных и групповых занятий.
Требования к организации предметно-развивающей среды в кабинете:
Учебное пространство класса: Первая парта /стол (около окна и учительского стола); Интерактивная доска и другое мультимедийное оборудование; Компьютер с выходом в Intеrnеt; Средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер.
Специальное оборудование и дидактическое обеспечение:
1. Мультимедийное оборудование в кабинете для индивидуальных /групповых занятий(SMАRT- доска /SMАRT- столик /интерактивная плазменная панель с программным обеспечением к ним);
2. Мультимедийный компьютер с необходимыми периферическими устройствами (колонки, микрофон, наушники и др.) и выходом в Intеrnеt;
3. Специальные компьютерные программы для работы;
4. Дидактический материал для психолого-педагогической диагностики и оценки состояния и динамики психического развития ребенка;
5. Наглядный материал по изучаемым темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы);
6. Специальная литература по специальной психологии и коррекционной педагогике.
Обучение ребенка с задержкой психического развития в общеобразовательной организации на этапе основного среднего образования будет эффективным при наличии преемственности содержания и форм организации образовательного процесса с начальной ступенью общего образования; учете модально-специфических особенностей нарушения при задержке психического развития и модально-неспецифических закономерностей

развития детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностей детей при переходе из младшего школьного возраста в подростковый.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Общие требования к учреждению: нормативное-правовое обеспечение
(программы коррекционной работы, положения об организации инклюзивной практики или положения об организации образования детей с ОВЗ и тд.);
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями слуха; Организация медицинского обслуживания (по договору с учреждением
(организацией) здравоохранения); Организация питания (условия приема пищи: сервировка стола, использование специальных столовых приборов, помощь взрослого (тьютор)); Организация взаимодействия с родителями (договор); кадровое обеспечение: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, координатор по инклюзии, тьютор. Осуществление профессиональной подготовки и/или повышения квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;
Общешкольное пространство: внутренний и внешний пандус; поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться;
Специально оборудованные туалеты; лифт – для зданий, имеющих более 1 этажа; ступенькоходы; съезды на тротуарах и другие приспособления на территории школы; приспособления для дверей (автоматическое открывание); для лестницы
(площадка подъемник); специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков; специально оборудованный медицинский кабинет; специально оборудованный зал для лечебной физической культуры; средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки); оборудование для занятий ЛФК (маты, мягкие модули, вертикализатор, велотренажеры, коврики, медицинболы, физиоролы,степ-платформы, лечебные тренажеры)

Требования к организации предметно-развивающей среды в кабинете:
Учебное пространство класса: пространство для передвижения коляски; место для отдыха; вертикализатор; медицинские кушетки с клиновидными подставками для обучения детей лежа; наклонные парты для обучения детей стоя; специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши_держатели, утяжелители для рук); тренажеры для развития манипулятивных функций рук; приборы для коммуникации, средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.), устройства для чтения, с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если зрительные нарушения).
Изменение временного режима, предусмотренного процедурой аттестационных испытаний (оценочных, контрольных работ), в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей ребенка с НОДА (по запросу семьи и/или желанию ребенка), включая увеличение времени, предоставление возможности ребенку для отдыха и другие необходимые мероприятия. При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс школы обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.
Задание 4.
Проанализируйте план беседы педагога с родителями детей по вопросам проявления толерантности к детям с ОВЗ:
1. Что такое инклюзивное образование?
2. С какими нарушениями есть в классе дети?
3. Какие отношения складываются между детьми в классе?


4. Какие положительные черты проявляются у обычных детей (обсудить примеры по персоналиям)?
5. Какие случаи негативного отношения к детям с особенностями психофизического развития (ОПФР) имели место (обсудить по персоналиям)?
6. Выслушать мнения родителей по обсуждаемому вопросу.
7. Предложить родителям темы для беседы с детьми дома.
Ответьте на вопросы:
· Какие позиции вызывают у вас сомнения?
5. Какие случаи негативного отношения к детям с особенностями психофизического развития (ОПФР) имели место (обсудить по персоналиям)?
- Что бы вы изменили? Почему?
В 5 пункте исключить обсуждение вопроса по персоналиям. Публичное обсуждение отрицательного проявления учащегося, я считаю, не приемлемо, не этично. Данный вопрос необходимо корректно обсуждать только при личном разговоре с родителем учащегося.
- Что, по вашему мнению, следует добавить?
Перспективные взаимодействия учащихся (взгляд в будущее)
Задание 5.
Проанализируйте ситуацию: В общеобразовательной школе обучается мальчик с нарушением слуха (II степень тугоухости). В учреждении созданы
специальные условия: имеется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования, есть адаптированная образовательная программа, разработан индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Вам предстоит работать с этим ребенком.
План работы в направлении профессионального самообразования в целях оказания компетентной помощи названному ребенку.


Раздел плана
Содержание деятельности
Сроки
1 1
Изучение психолого- педагогической и методической литературы по работе с детьми с нарушением слуха
Чтение научной литературы
Обзор информации в сети
Интернет системат ически
2 2
Изучение информационно- коммуникационных технологий
Особенности применения ИКТ на индивидуальных занятиях
В течении года
4 3
Игровые технологии
Использование игровых технологий как фактор повышения работы по развитию слухового восприятия систематически
4 4
Моторика
Развитие мелкой моторики как основа систематически
формирования речи у учащихся начальных классов с нарушением слуха
5 5
Отслеживание промежуточных результатов
Результативность в работе с детьми с нарушением слуха
В течении года
6 6
Участие в школьном методическом объединении, в жизни школы
Проведение открытых уроков
Консультации с педагогами
В течении года
7 7
Самообобщение опыта
Разработка конспектов уроков
Разработка индивидуальных заданий
Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных и контрольных работ
В течение года
8 8
Повышение квалификации Посещение уроков коллег
Участие в семинарах, вебинарах и курсах по работе с детьми с нарушением слуха
В течении года


Задание 6.
Проанализируйте конспект урока русского языка в 3 классе (Приложение
2) и ответьте письменно на вопросы:
- Какими возможностями обладает урок с точки зрения возможностей
включения в него технологий инклюзивного образования?
Данный урок обладает образовательными, развивающими и воспитательными функциями, которые входят в личностно-ориентированные технологии: работа в парах, открытие новой темы, работа с карточками, самостоятельная работа, индивидуальная работа и рефлексия.
- На каких этапах урока использование технологий инклюзивного
образования наиболее эффективно? Почему?
Наиболее эффективно использование технологий инклюзивного образования на: на игровом этапе, при индивидуальной работе и работе в парах, так как дети на этих этапах наиболее открыты для восприятия материала, поэтому ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей.
Задание 7.
Проанализируйте педагогическую ситуацию.
Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту.
Ответьте на вопрос:

· План педагогического наблюдения и диагностики данного ребенка.
1.
Нейропсихологическая диагностика причин школьной неуспеваемости
- Тест И.П. Павлова
- Методика выявления соотношения сигнальных систем К.А.
Климова.
- Методы диагностики сенсорной и моторной асимметрии
- Методика «Наблюдение ведущей модальности» (В.В. Авдеев)
2.
Диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи
3.
Диагностика особенностей личности детей с ОВЗ
4.
Диагностика эмоционально-волевой сферы школьников
5.
Диагностика сформированности учебной деятельности детей с
ОВЗ
6.
Педагогическое наблюдение: Сформированность предметных навыков; Способность понять и принять инструкцию; Способность работать по образцу; Способность планировать свою деятельность; Умение делать выводы и анализировать; Умение работать в группе; Владение устной речью
7.
Психологическая карта наблюдений
8.
Психофизиологические параметры
- Как должен поступить классный руководитель, родители,
руководитель ОУ в сложившейся ситуации?


Объяснить родителям, что разработанный маршрут – это индивидуальная программа для их ребенка, которая учитывает все его особенности и способности.
Что этот маршрут, не смотря на все сложности сейчас, в будущем поможет ребенку раскрыть свой потенциал, стать самодостаточным и продолжить обучение в профессиональной сфере. Классный руководитель должен помочь ребенку в усвоении материала, определить в чем трудность и объяснить родителям как делать с ребенком домашнее задание, на что именно обратить внимание в новой теме и т.д. На мой взгляд, если педагог считает маршрут приемлемым для ребенка, не нужно идти на поводу у родителей, у которых, возможно, развилась гиперопека к такому ребенку. Однако, если и у педагога есть сомнения, то можно посоветовать родителям вновь пройти обследование и получить новые рекомендации от соответствующей комиссии. Директор должен, прежде всего, поддержать педагога.
Задание 8.
Разработайте методические рекомендации для педагогов (с учетом Вашей специальности) по использованию метода проектов в условиях инклюзивного образования.
Технология проектирования (метод проектов), тесно перекликающаяся с системно-деятельностным методом обучения и позволяющая эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, продуктивно общаться в различных коллективах.
Метод проектов формирует платформу для решения многих образовательных задач в инклюзивном образовании: недостаточный уровень познавательной активности, неустойчивость внимания и восприятия; слабость
запоминания; повышенная утомляемость; быстрая истощаемость центральной нервной системы; трудности аналитико-обобщающей мыслительной деятельности; незрелость мотивации к учебной деятельности; пониженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Проектная деятельность позволяет:
- активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер;
- повышать личную уверенность каждого участника проектной деятельности, его самореализацию;
- развивать осознание значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий;
- возможность быстрой адаптации к новым видам деятельности в обществе, новом коллективе.
Виды проектов:
1.
Игровые- дети играют конкретных персонажей. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
2.
Исследовательские- дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов.
3.
Практические- дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни или используются, например, в оформлении группы.