Файл: Занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу Путешествие по сказкам.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина:

Практическое занятие 1

Выполнила:

Обучающаяся Зятькова Карина Александровна

Преподаватель:

Харланова Юлия Викторовна
Задание 1. Проанализируйте самостоятельно разработанное занятие по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста и заполните таблицу:

«Путешествие по сказкам»

Цель: формирование математических представлений у детей дошкольного возраста

Задачи:
1. Закрепление счета от 0 до 10 и от 10 до 0, знания места каждой из 10 чисел в этой последовательности.
2. Продолжать учить детей счету и сравнению предметов, установлению соответствий между цифрой и количеством предметов.
3. Совершенствовать умение решать задачи в стихах, задачи на смекалку
4. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал).
5. Развивать у детей, память, воображение, логическое мышление.
6. Вызвать интерес к занимательному материалу по математике.

Материал и оборудование:
набор цифр от 0 до 10; геометрические фигуры: круг, треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы; цветные карандаши, картинки, игрушки.

Методы и приемы: игровой (дидактическая игра «скажи наоборот», «Построй дом из геометрических фигур», физкультминутка), словесный (объяснение, указание, пояснение, вопросы, загадки, поощрение, педагогическая оценка), наглядный (раздаточный материал (геометрические фигуры), иллюстративный материал, показ), практический (выполнение детьми заданий, анализ, самоанализ, рефлексия).

Предварительная работа:

Закрепление навыков счета в прямой и обратной последовательности от 0 до 10 и обратно. Разучивание четверостиший о числах и цифрах.

Индивидуально-дифференцированный подход:

-самостоятельное выполнение заданий, объяснение, самоанализ

-выполнение заданий с помощью воспитателя

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?

Дети: Да.

Воспитатель:
Но прежде, чем нам отправиться в путешествие, мы должны немножко подготовиться. Для начала вспомним сказки, в названии которых есть числа.

Дети: «Три поросенка», «Три медведя», «Два мороза», «Белоснежка и 7 гномов», «Волк и семеро козлят», «Двенадцать месяцев», «Цветик –семицветик».

Воспитатель: Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать,
И немножко поиграть.
Перед нами в сказку дверь
Открывай её скорей. Чтобы открыть её нам надо посчитать от 1 до 5 и обратно (дети все вместе считают)
Дверь мы в сказку открываем,
В мир волшебный попадаем.

На пути нам встретятся разные препятствия, потребуется помощь кому-то из сказочных героев, поэтому надо быть какими? (смелыми, добрыми, быстрыми, внимательными…)

А путешествовать с нами будет герой одной замечательной сказки. Угадайте, кто он?

Загадка:
Милый мальчик деревянный,

Как солдатик оловянный: Стойкий, храбрый, непоседа,

И в еде не привереда. Друг надёжный, очень верный,

В играх — ловкий, самый первый. В пруд попал с ужасной тиной.

Этот мальчик ….

Дети: Буратино

Воспитатель: Из какой сказки этот герой?

Дети: "Золотой ключик"

Воспитатель: Мальвина любит загадывать математические загадки, загадки на смекалку, которые Буратино никак не смог отгадать. Поможем ему?

Задачки – загадки:

1. Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?

Дети: Четыре

2. Шесть веселых поросят,

У корытца в ряд стоят!

Тут один улегся спать

Сколько поросят осталось…

Дети: Пять

3. Шесть щенят

Плюс мама –лайка.

Сколько будет?

Посчитай – ка!

Дети: Семь.

4. Высоко задравши нос

Заяц шесть морковок нёс,

Спотыкнулся и упал –

Две морковки потерял. Сколько морковок у зайца осталось?

Дети: Четыре

5. Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей
У обоих малышей?

Дети: Два.

Молодцы, ребята! Справились с заданием!

Воспитатель: Ребята, Буратино очень любит играть в игру "Скажи наоборот". Давайте мы с вами поиграем в эту игру (игра с мячом).


- если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

- если 2 > 1, то 1 < 2

- если Саша вышел из дома раньше Миши, то Миша вышел из дома…(позже).

- если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).

- если правая рука справа, то левая… (слева).

- если дерево высокое, то кустарник… (ниже).

- если ветка тонкая, то дерево… (толстое).

- если дорога широкая, то тропинка… (узкая).

- если гольфы длинные, то носки… (короткие).

- если слон большой, то мышка… (маленькая).

- если солнышко светит днем, то луна светит… (ночью).

- если огонь горячий, то лед… (холодный).

Устали немножко?

Буратино приглашает на веселый танец – физкультминутка.

Физкультминутка:

«Буратино потянулся»

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Посмотреть намного снизу

Вот он ключик, я его вижу.

Дидактическая игра: «Цифры заблудились» (вопросы адресуются конкретному ребенку)

Цифры заблудились, помогите им занять свои места. Кто их поменял местами? (Карточки с цифрами расставлены не по порядку.

Дети расставляют цифры от 1 до 10 по порядку)

- Назовите цифру больше 2 на 1 (3)

- Самая маленькая цифра (1), самая большая цифра (10)

- Цифра, которое меньше 7 на 1 (6)

- Назовите соседей цифры6 (5 и 7)

- Покажите цифру больше 3 на 2. (5)

- Назовите соседей цифры 9. (8 и10)

Воспитатель: Молодцы! Мы справились с заданием.

Воспитатель: А теперь, ребята, слушайте следующую загадку про новых героев.

Работа с геометрическим материалом.

Игра: «Построй дом из геометрических фигур»

Загадка: Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек – копытца.

Трое их – до чего же братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки. Кто герои этой сказки? ("Три поросенка")

- Правильно! Три поросенка строили в сказке себе дом, но у некоторых поросят дом получился непрочным. Давайте поможем поросятам построить прочные домики. Домики будут у нас не простые, а геометрические (игра "Собери фигуру").

- Сколько фигур нам понадобилось для строительства домиков? (опрос каждого ребенка)


-Закрепление счета:

Кому для домика понадобилась 1 фигура?

Кому для домика понадобились 2 фигуры?

Кому для домика понадобились 3 фигуры? И т.д. до 5

- Молодцы!

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться назад в детский сад, для этого нам надо посчитать от 1 до 5 и обратно (дети все вместе считают).

Вот мы и в детском саду.

Мы в сказке побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

Итог:
Спасибо вам, что вы помогли сказочным героям выполнить все задания.

Надеюсь, вам понравилось наше путешествие!

Пусть герои сказок дарят нам тепло.

Пусть добро навеки побеждает зло!

До свидания!

Вопросы

Возрастная группа




Комментарий




Соответствие занятия перспективному плану

Соответствует




Соответствие поставленных на занятии задач

возрастным психологическим особенностям детей группы

Соответствует

возрасту старшей группы дошкольного

возраста

требованиям учебной программы дошкольного образования

Возраст 5-6 лет

Наличие триединой дидактической задачи (воспитание, обучение, развитие)

Присутствует

Подготовка

к занятию

Санитарно-гигиенические требования (уборка, проветривание, освещение, расстановка мебели и др.)

уборка, проветривание, освещение

Эстетичное оформление наглядных материалов

геометрические фигуры: круг, треугольники, квадраты, прямоугольники, овалы; цветные карандаши, картинки, игрушки.

Педагогическая целесообразность предлагаемых материалов

наглядный (раздаточный материал (геометрические фигуры), иллюстративный материал, показ)

Рациональность, доступность размещения наглядности и оборудования

Доступно и рационально


Форма организации занятия и их оправданность: коллективная, подгрупповая, работа в паре, сочетание разных форм

сочетание разных форм

организации занятия




Эффективность используемых методов (поисковый метод, исследовательский, игровой, проблемная ситуация, метод упражнений и другие) и приёмов (объяснение, уточнение, напоминание, указание. показ, художественное слово и т. д.)

Использованы методы — игровой, метод упражнений, художественное слово, показ




Реализация здоровье сберегающего подхода

Индивидуально-дифференцированный подход к детям

Коллективная игра, воспитание и обучение

Оптимальная длительность занятия

20 — 25 минут

Интеграция разных видов детской деятельности

Игровая, коммуникативная и познавательно-исследовательская

Использование физкультминутки, смена поз

Присутствует

Контроль за правильностью осанки

Есть

Анализ деятельности детей на занятии (если указано в конспекте)

Интерес

Увлеченность игрой

Активность

Работа в коллективе

Проявление инициативы




Полнота ответов




Умение адекватно оценивать собственную работу




Предоставление детям свободы выбора деятельности, способа деятельности, материала, партнёра по деятельности

Выбор геометрических фигур при построении домика

Рефлексия — предлагается детям проанализировать проведенное время, свою активность, пользу от полученных в ходе игры знаний










Задание 2. Составьте конспект фрагмента занятия по обучению счетной вычислительной деятельности.

Задания по теме 2.3. Развитие представлений о величине и способах её измерения

Цель: закрепление знаний о развитии представлений о величине и способах её измерения, формирование умения применять их для решения практических задач.

Задание 3. Разработайте 2-3 упражнения (игры) на развитие представлений о величине и способах ее измерения для применения на занятии по формированию математических представлений.

      1. Игра 1

Цель:закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятиями «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте».

Материал: игрушечная машина, кубики одинакового размера.

Ход игры: На машине привозим кубики одинакового размера.

Взрослый строит две одинаковые по высоте башни и рассказывает малышу, что башни одинаковые. Потом убирает или добавляет детали и опять рассказывает, что теперь башни разные одна высокая, как папа (как дерево, как фонарный столб), а другая низкая, как сынок (как дочка, как цветочек).

Важно: провести зрительное сравнение по высоте окружающих ребёнка предметов.

Предлагать детям построить низкие, высокие и одинаковые башенки.

Игра 2

Цель: практическое знакомство с величиной.

Материал: кубики, шарики, мячики и любые другие предметы большого и маленького размера.

Ход игры: Перед ребёнком разложены кубики, шарики, мячики и любые другие предметы большого и маленького размера. Взрослый просит ребёнка спрятать маленький шарик в ладошке, шарика не видно; затем ещё маленький предмет прячется в ладошке — предметов не видно. Далее даём большой шарик и тоже просим его спрятать, не получается.

Вывод: маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет.

Игра 3

Цель: Учить детей сравнивать предметы по величине путём накладывания одного на другой, находить два предмета одинаковой величины.

Материал: Две одинаковые пирамидки.

Ход игры: « Давай вместе поиграем», - обращается взрослый к ребёнку и начинает снимать кольца с пирамидки, предлагая ребёнку сделать то же.

«А теперь найди такое же кольцо», - говорит взрослый и показывает одно из колец. Когда ребёнок выполнит это задание, взрослый предлагает сравнить кольца путём накладывания.