Файл: Экономическая сущность прочих расходов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- База данных бухгалтерского учета.

- Данные бухгалтерской отчетности. 

К необходимым документам относятся товарные накладные, акты, счета-фактуры, книги покупок и книги продаж, ведомости учета готовой продукции, ведомости учета отгруженной экспортной продукции и т.д.

Источники информации: сметы, бизнес-планы, данные бухгалтерского учета (регистры по счетам 20, 23, 25, 26, 28, 44, 96, 97, 90, 91, отчет о финансовых результатах). На предприятиях, применяющих систему управленческого учета, информационную базу составит управленческая отчетность.

2.2 Анализ расходов по форме 2 «отчет о прибыли и убытках».

Анализ расходов предприятия по данным бухгалтерской отчетности заключается в расчете показателей динамики и структуры расходов, анализе контролируемости расходов, расчете показателей ресурсоемкости продукции и критического объема продаж (точки безубыточности).

Предварительным этапом в анализе расходов предприятия является анализ положений учетной политики, регламентирующих учет расходов. Если учетная политика недоступна для анализа, можно установить метод калькуляции себестоимости (калькуляция с полным распределением затрат или калькуляция по переменным затратам (директ - костинг) на основании формы № 2: заполненная строка «Управленческие расходы», говорит о применении директ - костинга, незаполненная -- о калькуляции с полным распределением затрат.

При анализе динамики и структуры расходов используются формы № 1, № 2, № 5(Приложение 2,3). Начиная анализ расходов по данным бухгалтерской отчетности, необходимо помнить, что все расходы должны найти свое отражение в форме № 2 (расходы по обычным видам деятельности, прочие расходы), либо должны быть включены в состав активов (и найти свое отражение в форме № 1).

Структуру расходов следует анализировать по направлениям деятельности, элементам расходов и статьям калькуляции.

Прочие расходы отражаются в рекомендуемой форме № 2 бухгалтерской отчетности в пяти строках:

-«Проценты к получению» (стр.060) – проценты по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам и т.п., приобретенным организацией;

-«Проценты к уплате» (стр.070) – проценты за предоставленные организации кредиты и займы, по выпущенным ею облигациям и т.п.;

-«Доходы от участия в деятельности в других организациях» (стр.080) – поступления от участия в уставных капиталах других организаций;

-«Прочие доходы» (стр.090) – другие доходы , не перечисленные выше;


-«Прочие расходы» (стр.100) – расходы за исключением процентов к уплате.

Более подробная информация о них представлена в Расшифровке отдельных прибылей и убытков к форме № 2.

К прочим также относятся доходы и расходы от операций, возникающих как последствия чрезвычайных (форс-мажорных) обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.). доходами от чрезвычайных обстоятельств признаются:

-стоимость материальных ценностей, оприходованных после списания непригодного к восстановлению имущества;

-страховые возмещения убытков от чрезвычайных обстоятельств и т.п.

К расходам от чрезвычайных обстоятельств относятся:

-остаточная стоимость имущества, утраченного в результате чрезвычайных обстоятельств;

-затраты, связанные с ликвидацией последствий и т.п.

Если такие расходы возникают в отчетном периоде, то бухгалтер должен раскрыть их в форме № 2 обособленно от других доходов и расходов.

Структура расходов по направлениям деятельности анализируется на основе данных формы № 2:

- себестоимость проданных товаров;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы;

- прочие расходы.

Анализ расходов проводится по следующим направлениям:

- выявляется динамика отдельных видов доходов и расходов и общей их суммы в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом темпы роста доходов необходимо сопоставить с темпами роста соответствующих расходов (горизонтальный анализ);

- рассчитывается удельный вес отдельных доходов и расходов в общей их величине и оценивается динамика структуры этих показателей в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (вертикальный анализ);

- при наличии информации за несколько периодов проводится трендовый анализ доходов и расходов;

- определяются различные соотношения доходов и расходов организации (коэффициентный анализ):

-соотношение общей суммы доходов и расходов,

-соотношение доходов и расходов по обычным видам деятельности,

-соотношение прочих доходов и расходов.

Расчет этих соотношений проводится за предыдущий и отчетный периоды, что позволяет выявить уровень и динамику доходности деятельности организации.

Структура расходов по обычным видам деятельности по элементам анализируется по данным формы № 5:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных средств;

- прочие затраты.


Анализ структуры расходов по обычным видам деятельности по статьям калькуляции в полном объеме не может быть произведен. По данным бухгалтерской отчетности возможна лишь такая разбивка:

- себестоимость реализации;

- коммерческие расходы;

- управленческие расходы.

В процессе интерпретации полученных результатов надо обратить внимание на темп прироста расходов и их составляющих в соотношении с темпом прироста выручки, при этом, безусловно, рост выручки должен быть больше, только в этом случае прибыль организации будет возрастать. Анализируя структуру расходов, надо обратить внимание на удельный вес прочих расходов. Значительные суммы, отраженные как прочие расходы, затрудняют анализ, делая предприятие менее прозрачным с точки зрения внешних пользователей. Кроме того, стоит сопоставить расходы на производство и реализацию всей продукции и расходы на производство и реализацию проданной продукции. Для растущей организации характерно превышение первого показателя над вторым.

Анализируя структуру расходов по элементам, надо учитывать, что, как это отмечалось выше, некоторые элементы потенциально более «налогоемкие»: например, затраты на оплату труда, которые приводят к платежам в социальные фонды; амортизация, которая опосредованно связана с платежами по налогу на имущество. С учетом этого организация имеет стимул уменьшать «налогоемкие» элементы расходов, а также прибыль и увеличивать те элементы, которые более благоприятно сказываются на налоговых платежах, как, например, материальные затраты и прочие затраты (по которым имеет место возмещение НДС). Поэтому при анализе надо иметь в виду, что, возможно, элементы расходов -- затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация преуменьшены, а материальные и прочие расходы преувеличены. Особое внимание при анализе структуры расходов следует уделять резким изменениям показателей удельных весов. За этими изменениями могут стоять и изменения технологии, вида деятельности, изменения в номенклатуре продукции, а также схемы налоговой оптимизации, следствием начала применения которых как раз и бывает резкое уменьшение «налогоемких» составляющих и увеличение материальных и прочих расходов.

Далее следует оценка изменений этих соотношений в отчетном году по сравнению с предыдущим. Если имеют место отклонения, превышающие по модулю 10 %, то следует вывод о «неконтролируемости» затрат, что негативно характеризует как эффективность менеджмента, так и качество прибыли.


Анализ критического объема продаж позволяет оценить степень коммерческой надежности предприятия, то есть его устойчивость к снижению спроса и соответственно объема продаж.

Для расчета критического объема продаж:

К переменным затратам условно можно отнести материальные затраты практически в полном объеме, значительную часть затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды. Все остальные затраты можно квалифицировать как постоянные.

Анализируя результаты расчетов, следует оценить достаточность запаса коммерческой надежности организации (он не должен быть меньше 10 %), а также оценить операционный риск организации.

Операционный риск связан с удельным весом постоянных расходов, чем он больше, тем больше возможный убыток предприятия в случае падения объема производства и продаж, но в то же время значительные постоянные затраты позволяют организации резко увеличивать прибыль в благоприятные периоды своей деятельности, в условиях роста объема реализации. Таким образом, в процессе анализа надо сопоставить структуру расходов и общую динамику объема реализации.

Анализ безубыточности проводится по показателям доходов и расходов от обычных видов деятельности.

Также проводится анализ ресурсоемкости продукции, целью которого является установление удельных расходов на ресурсы на 1 руб. выручки и отслеживание их динамики, которая характеризует тенденции изменения эффективности использования ресурсов. От показателей ресурсоемкости во многом зависит динамика маржи и прибыли от продаж.

Расчет ресурсоемкости по данным бухгалтерской отчетности производится на основе выручки, то есть показатели ресурсоемкости характеризуют, сколько организации необходимо затратить ресурсов в денежном выражении на 1 руб. выручки (нетто). Другими словами, многие показатели ресурсоемкости - показатели удельного веса затрат на ресурсы в выручке -- это показатели структуры выручки. Показатели ресурсоемкости характеризуют степень контролируемости расходов менеджментом предприятия. Стабильность показателей контролируемости расходов (колебания не превышают 10 % базового уровня) свидетельствует о том, что вероятность неконтролируемого роста расходов организации невелика, следовательно, колебания прибыли маловероятны, а это уже одно из свойств качественной прибыли.

Оценивая результаты расчетов, следует обращать внимание на динамику показателей ресурсоемкости, связанных с «налогоемкими» элементами затрат. Положительной оценки заслуживает снижение показателей ресурсоемкости, поскольку следствием такой динамики является рост рентабельности продаж.


Снижение зарплатоемкости одновременно с ростом материалоемкости может свидетельствовать о том, что организация изменила технологию в направлении уменьшения создаваемой добавленной стоимости. С одной стороны, это отрицательно характеризует производство и может расцениваться как его деградация, а с другой, развитие системы аутсорсинга, проявление которой фиксируется в бухгалтерской отчетности именно как снижение добавленной стоимости, является вполне прогрессивным признаком развития бизнеса.

Факторный анализ расходов от обычной деятельности выполняется по затратоотдаче.

Исходными данными для анализа являются:

- выручка от продажи товаров за отчетный и предыдущий годы из формы № 2;

- расходы в разрезе элементов затрат (форма № 5).

В процессе интерпретации полученных результатов необходимо дать оценку контролируемости расходов и выявить причины, повлекшие изменение расходов.

Анализ расходов предприятия по данным методикам дает полную оценку всему предприятию и позволяет при эффективном управлении расходами достичь высоких результатов деятельности предприятия, максимизировать прибыль и повысить эффективность производства.

2.3. Анализ объекта по форме 1 «бухгалтерский баланс».

Согласно действующим нормативным документам баланс в настоящее время составляется в оценке нетто. Итог баланса дает ориентировочную оценку суммы средств, находящихся в распоряжении организации. Эта оценка является учетной и не отражает реальной суммы денежных средств, которую можно выручить за имущество, например в случае ликвидации организации. Текущая «цена» активов определяется рыночной конъюнктурой и может отклоняться в любую сторону от учетной, особенно в период инфляции.

Анализ проводится по балансу (форма №1) с помощью одного из следующих способов:

- анализ непосредственно по балансу без предварительного изменения состава балансовых статей;

- строится уплотненный сравнительный аналитический баланс путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей;

- производится дополнительная корректировка баланса на индекс инфляции с последующим агрегированием статей в необходимых аналитических разрезах.

Анализ непосредственно по балансу — дело довольно трудоемкое и неэффективное, так как слишком большое количество расчетных показателей не позволяет выделить главные тенденции в финансовом состоянии организации.

можно выделить две основные черты вертикального анализа: