Файл: Основные принципы антикризисного управления заключаются в следующем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кредитор обычно требует от заемщика, чтобы он застраховал свой товар с выплатой в пользу кредитора.
Ссуды под товарные квитанции склада заемщика – это заем, обеспеченный товарами, находящимися на складе заемщика под контролем лиц, уполномоченных банком. Эти товары отделяются от остальных запасов и кредитор имеет право их удерживать. Такой вид кредита является полезным инструментом финансирования, когда из-за дороговизны или неудобства размещать товар на складах общественного пользования. Предоставление ссуды под квитанцию склада заемщика применимо, если заемщику необходимо часто использовать запасы.
Качество и размер дебиторской задолженности. Прежде чем выдать ссуду кредитор анализирует качество дебиторской задолженности предприятия. Чем выше качество дебиторских счетов организации, тем больший объем кредита может она получить. Кредитор и не принимает в качестве обеспечения счета, имеющие низкий кредитный рейтинг или вообще не имеющие рейтинга. В зависимости от качества дебиторской задолженности кредитор представляет кредит в размере 50-80% ее номинальной стоимости.
Вопросы для самопроверки
-
Что понимается под оборотным капиталом? -
Какие показатели применяются для анализа использования оборотного каптала? -
Назовите источники финансирования оборотного капитала. -
При каких условиях предприятие может получить кредит?
Тема 16 Управление дебиторской задолженностью
16.1 Понятие и виды дебиторской задолженности.
16.2 анализ дебиторской задолженности.
16.3.Кредитная политика предприятия.
16.4. Инкассация дебиторской задолженности
16.1 Понятие и виды дебиторской задолженности
Под дебиторской задолженностью предприятия понимается задолженность юридических и физических лиц определенной суммы денежных средств в ходе операционного цикла, предусмотренная к погашению в период до одного года.
Существуют следующие виды дебиторской задолженности:
- дебиторская задолженность за товары, работы и услуги;
- дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;
- дебиторская задолженность по выданным авансам;
- дебиторская задолженность по начисленным доходам;
- дебиторская задолженность по внутренним расчетам;
- прочая дебиторская задолженность.
Эффективное управление дебиторской задолженности предприятия – главная задача менеджмента. Необходимо контролировать дебиторскую задолженность, так как ее увеличение приводит к снижению денежных поступлений и возникновению безнадежных долгов.
Управление дебиторской задолженностью – это установление таких договорных отношений с клиентами, которые обеспечивают своевременное поступление денежных средств для осуществления хозяйственной деятельности.
Следует понимать, что увеличение дебиторской задолженности приводит к увеличению объема продаж. С другой стороны снижение дебиторской задолженности может привести к уменьшению объема продаж, а это может привести к увеличению затрат на хранение готовой продукции и потере покупателей.
Продажа продукции с отсрочкой оплаты целесообразно осуществлять в следующих случаях:
- наличие на складе устаревшей продукции;
- спаде спроса на выпускаемую продукцию;
- в случае быстрого обновления продукции;
- продукция имеет сезонный спрос;
- продукция является скоропортящейся.
Величина дебиторской задолженности зависит от:
- объема продаж продукции в кредит;
- периода времени между продажей и получением денежных средств.
Управление дебиторской задолженности осуществляется так:
-
Анализируется текущая дебиторская задолженность организации; -
Выбирается кредитная политики предприятия; -
Определяется величина оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность; -
Формируется система оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; -
Выбираются современные формы рефинансирования дебиторской задолженности. -
Разрабатывается эффективная система контроля за движением текущей дебиторской задолженностью.
.
16.2 Анализ дебиторской задолженности.
Анализ текущей дебиторской задолженности осуществляется по таким этапам.
На первом этапе выделяется чистая реализационная стоимость этой задолженности. Она представляет собой сумму дебиторской задолженности за товары, работы и услуги, уменьшенные на сумму сомнительных долгов.
Под сомнительным долгом понимается та часть дебиторской задолженности, по которой имеется неуверенность по поводу ее погашения должником.
Величина сомнительного долга определяется исходя из уровня платежеспособности отдельных покупателей – должников (прямой метод) или на основе классификации дебиторской задолженности по срокам ее погашения по каждой группе покупателей с установлением коэффициента сомнительности (косвенный метод).
На втором этапе оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей и его динамика в прошлом периоде. Оценка осуществляется с помощью следующих показателей:
-
Коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность
Где: Дчис. – сумма чистой реализованной стоимости дебиторской задолженности;
Дсом. – сумма резерва сомнительных догов;
Соб.акт. – общая сумма оборотных активов
-
Коэффициент инкассации текущей дебиторской задолженности (Кин.)
На третьем этапе определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности (Пин.). Он характеризует продолжительность финансового цикла предприятия.
где - средний остаток инкассации чистой реализованной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде;
- средний остаток сомнительных долгов рассматриваемом периоде;
- сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
На четвертом этапе осуществляется анализ дебиторской задолженности по срокам ее инкассации отдельных покупателей.
На пятом этапе рассчитывается коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность (К эф. деб. зад. )
где - дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет увеличения дебиторской задолженности (продажи продукции за счет коммерческого кредита);
- текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
- сумма прямых финансовых потерь от не возврата долга покупателями;
- средний остаток дебиторской задолженности за анализируемый период.
16.3. Кредитная политика предприятия
При формировании кредитной политики предприятие должно решить два основных вопроса:
- в каких формах осуществлять продажу продукции в кредит.
- какой тип кредитной политики проводить предприятию.
Кредит, предоставляемый предприятием покупателям, имеет две формы: товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит.
Товарный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому покупателю продукции на срок от одного до шести месяцев.
Потребительский кредит предоставляется покупателем (физическим лицам) с отсрочкой платежа на срок от шести месяцев до двух лет.
Выбор форм кредита зависит от характера реализуемой продукции и отраслевой принадлежности предприятия.
Стоимость товарного и потребительского кредита не должна превышать уровень процентной ставки по краткосрочному банковскому кредиту, в противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит.
При выборе кредитной политики следует распределить всех покупателей по группам риска. Для этого осуществляется оценка кредитной истории клиентов, используя следующие показатели:
- общее время работы с покупателем;
- средний объем продаж данному покупателю;
- средний срок инкассации дебиторской задолженности по данному покупателю;
- объемы и сроки просроченной дебиторской задолженности.
Исходя из такой оценки, предприятие может проводить следующие типы кредитной политики:
- консервативный тип кредитной политики;
- умеренный тип кредитной политики;
- агрессивный тип кредитной политики.
Консервативный тип кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Реализация такой политики заключается в следующем:
- существенно сокращается круг покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска;
- сокращаются сроки предоставления и размер кредита;
- повышается стоимость кредита;
- используются жесткие процедуры инкассации дебиторской задолженности.
Такая система кредитной политики используется в следующих случаях:
- нестабильное финансовое состояние предприятия кредитора;
- создание запаса продукции невозможно из-за нехватки сырья;
- имеющиеся производственные мощности не позволяют выполнить все заказы в течение короткого времени, хотя спрос на продукцию имеется;
- большая вероятность потерь при реализации продукции в кредит;
- производство продукции производится для конкретного потребителя;
- длительный производственный цикл изготовления продукции;
- предприятие производит дорогостоящие машины и оборудование.
Умеренный тип кредитной политики ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Такая кредитная политика используется в следующих случаях:
- предприятие находится в удовлетворительном финансовом состоянии;
- имеются определенные запасы готовой продукции;
- предприятие продает продукцию по цене, в которую заложена оптимальная норма прибыли;
- предприятие предполагает в будущем достичь определенных успехов в своей деятельности.
Агрессивный тип кредитной политики заключается в достижении максимальной дополнительной прибыли за счет расширения объема продаж продукции в кредит.
Реализация такой политики заключается в следующем:
- кредит распространяется на более рискованные группы покупателей продукции;
- увеличивается срок предоставления кредита и его размер;
- снижается стоимость кредита до минимального размера;
- предоставляется возможность покупателям пролонгировать кредит.
Данная кредитная политика проводится в следующих случаях:
- чрезмерно большие товарные запасы продукции;
- падение проса на продукцию предприятия;
- предприятие пытается создать рынок для новой продукции;
- прибыль по каждому типу товара является значительной;
- для продвижения продукции требуются большие затраты;
- продаваемая продукция имеет сезонный характер;
- новые товары угрожают превратить продукцию предприятия в устаревшую;
- к концу сезона продаж товарные запасы переносятся на следующий год.
При выборе кредитной политики пр6едприятие должно учитывать влияние следующих факторов:
- общее состояние экономики;
- состояние спроса на продукцию предприятия;
- потенциальная способность предприятия наращивать объем выпуска продукции;
- правовые условия взыскания дебиторской задолженности;
- финансовые возможности предприятия для отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность.
Оптимальная кредитная политика заключается в том, чтобы дополнительная прибыль от увеличения объема продаж должна быть больше, чем затраты по управлению дебиторской задолженностью.