Файл: Основные принципы антикризисного управления заключаются в следующем.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Он показал, что существуют большие воспроизведенные циклы средней продолжительностью – 48-55лет, в которых он выделил две фазы, или две волны: повышательную и понижательную.
Начало повышательной волны Кондратьев связывает с массовым внедрением в производство новых технологий, новой техники, ростом инвестиций, которые в свою очередь, стимулируют производство и спрос. В этот период растет производительность труда и заработная плата, уменьшается безработица.
Потом экономика приближается к верхней точке цикла и наступает понижательная волна. Растут издержки производства, замедляется рост прибыли, возникает недостаток отдельных товаров, растет задолженность физических и юридических лиц. В результате обнаруживается избыток производственных мощностей, происходит массовая ликвидация предприятий, растет безработица, цены падают.
Циклы Кузнеца или строительные циклы. Их продолжительность составляет 16-20 лет. С. Кузнец пришел к выводу, что годовой объем жилищного строительства взаимосвязан с показателями национального дохода, потребительскими расходами и валовыми инвестициями в производственное оборудование.
Он показал, что объем инвестиций в жилищное строительство происходит циклично, т.е. за интервалами роста, следуют спады в строительство и эти интервалы имеют длину около 20 лет.
Циклы Жуглара или промышленные циклы. Их продолжительность составляет 7-12 лет. К К.Жуглар заметил, что колебания в промышленности влекут за собой развитие экономических кризисов. Цикл характеризуется резким сокращением производства потребительских товаров длительного пользования, что служит признаком завершения очередного цикла.
Циклы Китчина или циклы запасов. Их продолжительность составляет от 2 до 4 лет. Циклы Китчина характеризуются цикличностью увеличения размеров реальных инвестиций в основной капитал, что вызывает превышение товарных запасов над потребностью в них. В результате спрос на инвестиции падает и начинается замедление темпов роста производства. Циклы Китчина связаны с восстановлением равновесия на потребительском и инвестиционном рынках.
Вопросы для самопроверки
-
Что такое кризис в организации? -
Какие положительные и отрицательные последствия кризиса? -
По каким признакам классифицируются кризисы? -
Назовите фазы кризиса. -
Назовите наиболее известные теории цикличности кризисов.
Тема 2. Кризисы в управлении организацией
2.1. Жизненный цикл развития организации. Модели жизненного цикла.
2.2. Кризис организации и его основные фазы.
2.3. Антикризисное управление.
2.1. Жизненный цикл развития организации. Модели жизненного цикла.
В отечественной литературе по менеджменту понятие «организация» рассматривается как некоторое обособленное структурное подразделение, обладающее экономической самостоятельностью, организационной целостностью, имеющее управляющую систему и общий результат работы.
В качестве организации могут рассматриваться предприятия, банки, страховые компании, туристические компании, фирмы и др.
Жизненный цикл развития организации представляет собой совокупность стадий, которые проходит организация. Основные этапы жизненного цикла организации включают в себя: рождение, развитие, зрелость, расцвет, спад.
Рождение. Возраст организации меньше 10лет, имеется неформальная структура управления, власть в руках менеджера – собственника, маленькая организация.
Развитие. Средний размер предприятия, уровень продаж возрастает более чем на 15%, функциональная организационная структура управления, политика формализована.
Зрелость. Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, бюрократическая система управления.
Расцвет. Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования.
Спад. Ограничение выпуска продукции, прибыль падает.
В литературе по менеджменту предлагаются различные методы выделения циклов развития организации.
Э.П. Коротков выделяет пять циклов развития организации. Каждый этап соответствует состоянию организации в определенный период времени.
Первый этап – эксплерентный. На этом этапе формируется первоначальная структура организации. Она поставляет на рынок экспериментальные образцы товара, зондирует рынок на предмет спроса. Эксплерентная организация состоит из весьма инициативных людей. На этом этапе существует опасность кризиса, предприятие может исчезнуть уже на этапе его возникновения.
Второй этап – патиентный. При удачном развитии событий организация может расти и вступать в патиентный этап. На этом этапе происходит завоевание какого-либо сегмента рынка, происходит упрочнение рыночных позиций, вырабатываются конкурентные стратегии, происходит количественный рост и осуществляется перестройка системы управления.
На этом этапе развития существует опасность кризиса, но он вызывается внешними причинами.
Третий этап – виолентный. В этот период организация достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке, конкурентоспособность ее высока. Такие организации, как правило, работают в области большого бизнеса, характеризуются высоким уровнем освоенной технологии, массовым выпуском продукции.
Сохраняя гигантский оборот, такие организации постепенно утрачивают способность добиваться соразмерной прибыли, а то и начинают приносить убыток. На этом этапе организация может потерять финансовую независимость, платежеспособность.
Четвертый этап – коммутантный. На этом этапе происходит старение организации, когда ухудшаются наиболее значимые параметры жизнедеятельности организации. В этот период целесообразно сменить стратегию развития, определиться с технологиями и ассортиментом продукции.
Пятый этап – леталентный. Характеризуется деструктуризацией организации, прекращением ее существования в прежнем виде. На этом этапе организация распадается в связи с невозможностью ее эффективного функционирования, происходит диверсификация с полным изменением профиля деятельности или частичной заменой прежних технологических процессов.
Графически цикл развития организации по Э.М Короткову представлен на рисунке 1.
Рис. 1 – Цикл развития организации
Е.В. Новоселов выделяет семь стадий развития организации: возникновение, становление, подъем (развитие), высшая точка, спад, банкротство, ликвидация.
-
Кризис организации, его основные фазы.
Кризисная организация – организация, имеющая неисполненные финансовые обязательства перед кредиторами, но не признанная банкротом в судебном порядке.
Причинами кризиса организации могут стать.
-
Потеря рынка сбыта. -
Банкротство поставщика. -
Диспропорция между объемом производства и объемом сбыта. -
Низкое качество производимой продукции. -
Диспропорция между ценой продукции и затратами на ее производство. -
Неудовлетворительный менеджмент организации. -
Террактический акт на предприятии и т.д.
Кризис организации представляет собой ограниченный по времени процесс. Кризисы могут быть разной продолжительности, интенсивности и иметь последствия различной степени тяжести.
Выделяют следующие фазы кризиса организации.
-
Снижение рентабельности и объемов прибыли. Следствием этого является ухудшение финансового положения организации, сокращаются источники и резервы развития. -
Убыточность производства. Наступает в том случае, когда затраты на производство продукции выше, чем цена ее реализации. Для решения этой проблемы, как правило, проводится реструктуризация организации.
3. Истощение или отсутствие резервных фондов. На этом этапе организация направляет часть оборотных средств на погашение убытков и тем самым происходит сокращение воспроизводства. Реструктуризация не может быть проведена, так как отсутствуют средства на ее проведение. Необходимо изыскивать средства на проведение реструктуризации, иначе кризис переходит в четвертую фазу.
4. Неплатежеспособность. Организация достигла такого уровня, когда нет средств профинансировать сокращенное воспроизводство и платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и банкротства.
Для третьей и четвертой фазы характерны экстремальные условия функционирования организации.
Кризис организации может быть представлен как процесс, состоящий из следующих этапов: стратегический кризис, кризис результатов, кризис ликвидности.
Стратегический кризис наступает тогда, когда исчерпан инновационный потенциал организации и нет возможности создать новый. Причинами могут быть отставание в технологическом развитии, неудовлетворительная стратегия и т.д.
Кризис результатов – это такое состояние организации. При котором имеются убытки по результатам хозяйственной деятельности. Причинами могут быть уменьшение собственного капитала, большие издержки при производстве продукции, слабый менеджмент, низкое качество продукции и т.д.
Кризис ликвидности наступает тогда, когда увеличиваются убытки организации, и она не может осуществлять оплату по своим обязательствам. Графически этот процесс может быть представлен на рис. 2.
Кризисы
Стратегический
кризис
Кризис
результатов
Кризис
ликвидности
T. время
Рис. 2 - Кризисный процесс
-
Антикризисное управление организацией.
Антикризисное управление – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений организации.
Она должна обладать такими свойствами:
- гибкость и адаптивность;
- склонность к усилению неформального управления;
- снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
- усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия на возникающих проблемах.
В антикризисном управлении приоритет отдается таким технологиям:
- мобильность в использовании ресурсов, в реализации инновационных программ, в проведении изменений и преобразований;
- использование программно-целевых подходов при разработке и реализации управленческих решений;
- усиление внимания к оценкам управленческих решений;
- использование критерия качества управленческих решений.
Антикризисное управление является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими характеристиками.
Сравнительная характеристика систем управления представлена в таблице 1
Таблица 1
Сравнительная характеристика традиционного и антикризисного
управления.
Параметры сравнения | Традиционное управление | Антикризисное управление |
1 | 2 | 3 |
Условия деятельности | Невысокий темп изменений; предсказуемость ситуаций; управленческие, повторяющиеся, знакомые проблемы. | Высокий темп изменений; непредсказуемость ситуаций; управленческие, неповторяющиеся, новые проблемы. |
Цель деятельности | Традиционная цель - получение максимум прибыли | Антикризисные цели, связанные с ликвидацией причин кризисных тенденций или их последствий. Критерии: минимизация времени и потерь |
Решение управленческих проблем | Реакция в ответ на возникающую проблему; ориентация на прошлый опыт | Предвидение и возможное предупреждение проблем; творческий поиск; ориентация на прошлый опыт, как правило, не имеет смысла |
Управление ресурсами | В соответствии с принятым планом | Маневренная (гибкая) в соответствии с антикризисными приоритетами. |
Характер управленческой информации | Регламентированные информационные потоки; точная и полная информация | Зависимость информационных потоков от складывающейся кризисной ситуации; недостоверная, недостаточная информация. |
Организационная структура управления | Стабильная с четким распределением функций | Гибкая структура, меняющаяся в соответствии с антикризисными приоритетами; отсутствие четкого распределения функций; непредсказуемая область действий |
Система поощрений | За стабильность и эффективность | За инициативу |
Стиль руководства | Демократический | Сочетание автократического и демократического. Умение вдохновить людей на восприятие изменений. |