Файл: С. Би41 Какой стандарт (серия стандартов) стал основоположником стандартизации систем управления иб.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Построение и внедрение процессов СУИБ по отдельности:
– при выборе данной стратегии последовательность работ и разработки и внедрения процессов будет примерно такой же, как и при внедрении СУИБ в целом, за исключением того, что цели внедрения отдельных процессов должны определяться на этапе их разработки и потом их выполнение должно четко отслеживаться. При внедрении отдельных процессов необходимо делать это постепенно, отводя время на внедрение процесса в культуру, обучение пользователей, внесение изменений в процесс по результатам первых циклов его работы. Именно в таком случае будут достигнуты преимущества данной стратегии внедрения СУИБ.
-
В чем состоят сходства и различия между стандартами на СУИБ и на отдельные процессы управления ИБ?
Основные существующие стандарты в области управления ИБ можно условно разделить на два типа – стандарты, регламентирующие процессы построения, внедрения, эксплуатации, мониторинга, анализа, постоянного улучшения СУИБ в целом, а также стандарты, регламентирующие отдельные процессы управления ИБ.
Все рассмотренные стандарты являются рекомендательными, и, следовательно, выполнение их требований не обязательно, если перед организацией не стоит задача сертификации своей СУИБ.
-
Какие методы и средства ОИБ для ИТ рассматриваются в стандартах ISO/IES 13335 и идентичных им ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335?
Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335–1–2006 «Information technology. Security techniques. Part 1. Concepts and models for information and
communications technology security management» (Информационная технология. Методы и средства обеспечения ИБ. Часть 1. Концепция и модели менеджмента безопасности информационных и телекоммуникационных технологий) представляет собой руководство по управлению безопасностью информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ), устанавливает концепцию и модели, лежащие в основе базового понимания безопасности ИТТ, и раскрывает общие вопросы управления, которые важны для успешного планирования, реализации и поддержки безопасности ИТТ.
Целью настоящего стандарта является формирование общих понятий и моделей управления безопасностью ИТТ. Приведенные в нем положения носят общий характер и применимы к различным методам управления и организациям.
В соответствии с данным стандартом для создания эффективной программы безопасности ИТТ фундаментальными являются следующие высокоуровневые принципы безопасности:
– менеджмент риска – активы должны быть защищены путем принятия соответствующих мер, которые должны выбираться и применяться на основании соответствующей методологии управления рисками, исходя из активов организации, угроз, уязвимостей и различных воздействий угроз, устанавливающей допустимые риски и учитывающей существующие ограничения;
– обязательства организации в области ОИБ ИТТ и управлении рисками ИБ, для формирования которых следует разъяснить преимущества от реализации защиты ИТТ;
– служебные обязанности и ответственность за ОИБ активов, которые должны быть определены и доведены до сведения персонала;
– цели, стратегии и политика, которые должны учитываться при управлении рисками, связанными с ОИБ ИТТ организации;
– управление жизненным циклом – управление ИБ ИТТ должно быть непрерывным в течение всего их жизненного цикла.
Для успешного управления безопасностью ИТТ требуется применение видов деятельности, некоторые из которых осуществляют в соответствии со следующим циклом:
а) планирование:
1) определение организацией требований по безопасности ИТТ,
2) определение организацией целей, стратегий и политик безопасности ИТТ,
3) установление обязанностей и ответственности в рамках организации,
4) разработка плана по безопасности ИТТ,
5) оценка рисков,
6) решение об обработке риска и выборе защитных мер,
7) планирование непрерывности бизнеса;
б) реализация:
1) создание защитных мер,
2) одобрение ИТТ,
3) разработка и выполнение программы осведомленности персонала о безопасности,
4) аудит-функционирование защитных мер;
в) эксплуатация и поддержка:
1) контроль конфигурации и управление изменениями,
2) управление непрерывностью бизнеса,
3) анализ, аудит и мониторинг, а также проверка соответствия безопасности заявленным требованиям,
4) управление инцидентами безопасности информации.
-
Как оценивается ИБ ИТ согласно стандартам ISO/IEC 15408 и 18045 и идентичных им ГОСТ Р ИСО/МЭК?
Стандарт ISO/IEC 15408-1-2012 «Information technology. Security techniques. -Evaluation criteria for IT security. Part 1. Introduction and general model» (Информационная технология методы и средства обеспечения ИБ. Критерии оценки безопасности ИТ. Часть 1. Введение и общая модель) обеспечивает сопоставимость результатов независимых оценок безопасности. В ИСО/МЭК 15408 это достигается предоставлением единого набора требований к функциональным возможностям безопасности продуктов ИТ и к мерам доверия, применяемым к этим продуктам ИТ при оценке безопасности. Данные продукты ИТ могут быть реализованы в виде аппаратного, программно-аппаратного или программного обеспечения. В процессе оценки достигается определенный уровень уверенности в том, что функциональные возможности безопасности таких продуктов ИТ, а также меры доверия, предпринятые по отношению к таким продуктам ИТ, отвечают предъявляемым требованиям. Результаты
оценки могут помочь потребителям решить, отвечают ли продукты ИТ их потребностям в безопасности.
В ИСО/МЭК 15408 предусмотрена гибкость, допускающая применение множества методов оценки по отношению к множеству свойств безопасности множества продуктов ИТ.
Стандарт ИСО/МЭК 18045-2013 «Information technology - Security techniques - Methodology for IT security evaluation» (Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Методология оценки безопасности ИТ) - документ, сопровождающий ИСО/МЭК 15408 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий». Данный стандарт описывает минимум действий, выполняемых оценщиком при проведении оценки по ИСО/МЭК 15408 с использованием критериев и свидетельств оценки, определенных в ИСО/МЭК 15408.
-
Какие из рассмотренных стандартов затрагивают аспекты анализа рисков ИБ?
BSI-Standard 100-3 «Risk Analysis based on IT-Grundschutz» посвящен анализу рисков ИБ на основе методики IT-Grundschutz.
BS 7799–3:2006 «Information security management systems. Part 3: Guidelines for information security risk management» (Системы менеджмента ИБ. Руководство по управлению рисками ИБ) определяет процессы оценки и управления рисками ИБ как составные элементы системы управления организации. При этом используется циклическая модель PDCA.
Стандарт ISO/IEC 27004:2011 – измерения для управления ИБ. В стандарте содержатся общее руководство и рекомендации по разработке и использованию измерений и мер измерений для проведения оценки эффективности и результативности, внедренной в организации СУИБ, а также мерам и средствам управления ИБ (и их группам), определенным в ISO/IEC 27001, включая политику, управление рисками ИБ, средства управления и цели их применения, процессы и процедуры. Процесс измерений поддерживает процесс оценки СУИБ и помогает определить, требуется ли изменять или совершенствовать какие-либо из процессов или средств управления СУИБ.
С января 2012 г. в России введен в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 27004–2011 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент информационной безопасности. Измерения», идентичный ISO/IEC 27004:2009.
Стандарт ISO/IEC 27005:2011 «Information technology. Security techniques. Information security risk management» (Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Управление рисками ИБ) содержит общее руководство по управлению рисками ИБ, которое может быть использовано в различных типах организаций – коммерческих, некоммерческих, государственных.
С декабря 2011 г. в России введен в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005–2010 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности», идентичный ISO/IEC 27005:2008 и заменяющий ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 13335–3–2007 «Методы менеджмента безопасности информационных технологий» и ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 13335–4–2007 «Выбор защитных мер».
-
Каковы основные цели построения УНБ, соответствующей требованиям стандартов ВS 25999 и 25777?
В соответствии со стандартом ВS 25999 «Менеджмент непрерывности бизнеса» управление непрерывностью бизнеса (УНБ) – это входящий в зону ответственности организации и управляемый ею процесс, позволяющий создать отвечающие целевому назначению стратегическую и оперативную концепции, которые будут обеспечивать:
– проактивное повышение устойчивости организации к нарушению способности выполнять основные задачи;
– протестированный способ восстановления способности организации предоставлять свои основные продукты и услуги на некотором установленном уровне в течение некоторого установленного периода времени после возникновения нештатной ситуации;
– подтвержденную способность справляться с нештатными ситуациями и защищать репутацию и бренд организации.
Все организации, независимо от их размера, имеют цели и задачи, такие как расширение, предоставление услуг и приобретение других предприятий. Выполнение этих задач и достижение целей обычно реализуется с помощью стратегических планов – краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных. Понимание важности программы УНБ на уровне руководства гарантирует, что эти цели и задачи не будут подвергаться риску в результате неожиданных нарушений нормальной деятельности организации.
Управление непрерывностью бизнеса – это процесс, дополняющий концепцию управления рисками, направленную на выявление рисков, которым подвергаются производственные процессы и деятельность организации, а также на определение возможных последствий этих рисков.
Процесс управления рисками ориентирован на те риски, которым подвергаются основные продукты и услуги, предоставляемые организацией. Разнообразные инциденты способны прервать предоставление продуктов и услуг, эти инциденты трудно предсказать и их причины трудно анализировать.
Эти знания позволят организации реально оценить ответные действия, которые могут потребоваться в случае нештатной ситуации, поэтому она приобретает уверенность в том, что справится со всеми последствиями без недопустимой задержки в предоставлении продуктов или услуг.
Реализация необходимых мер по управлению непрерывностью бизнеса позволяет организации воспользоваться более рискованными бизнес-возможностями.
-
В чем может заключаться различие между требованиями к системам управления непрерывностью бизнеса и к процессу управления непрерывностью бизнеса?
Системой управления называют систему, в которой реализуются функции управления. Она объединяет управляющую систему и систему связи. Требования к системам управления непрерывностью бизнеса устанавливают, как и какие именно процессы происходят в системе в случае инцидентов и нарушения ее деятельности.
Назначение процесса – управление деятельностью организации; результат – деятельность всей организации. Требования к процессу управления непрерывностью бизнеса устанавливают, как происходит процесс, что подается на вход и что получается на выходе.
-
Каковы основные цели следования модели PDCA при построении процесса управления инцидентами ИБ в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044?
В качестве основы общей стратегии ИБ организации необходимо использовать структурный подход к менеджменту инцидентов ИБ. Целями такого подхода является обеспечение следующих условий:
– события ИБ должны быть обнаружены и эффективно обработаны, в частности определены как относящиеся или не относящиеся к инцидентам ИБ;
– идентифицированные инциденты ИБ должны быть оценены, и реагирование на них должно быть осуществлено наиболее целесообразным и результативным способом;
– воздействия инцидентов ИБ на организацию и ее бизнес-операции необходимо минимизировать соответствующими защитными мерами, являющимися частью процесса реагирования на инцидент, иногда наряду с применением соответствующих элементов плана(ов) обеспечения непрерывности бизнеса;
– из инцидентов ИБ и их менеджмента необходимо быстро извлечь уроки. Это делается с целью повышения шансов предотвращения инцидентов ИБ в будущем, улучшения внедрения и использования защитных мер ИБ, улучшения общей системы менеджмента инцидентов ИБ.
Для достижения целей в соответствии с пунктом управление инцидентами ИБ подразделяют на четыре отдельных этапа:
1) планирование и подготовка;
2) использование;
3) анализ;
4) улучшение.
Этапы менеджмента инцидентов ИБ аналогичны процессам модели PDCA, используемой в международных стандартах ИСО 9000 и ИСО 14000.
-
Какие тенденции характерны для развития стандартизации управления ИБ в Российской Федерации?