Файл: Конституционное право университетский курс.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
парламентом простым большинством голосов депутатов; в Эстонии - парламентом, а в случае если парламент не справляется с данной задачей, специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента и представителей советов местного самоуправления; в Литве - всенародным голосованием на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права. Срок полномочий президента в Эстонии и Литве составляет 5 лет, а в Латвии равен 4 годам.

В соответствии с Конституцией Эстонии Президент Республики является главой Эстонского государства (статья 77), выполняющим функцию представления Эстонии в международных отношениях. К числу иных полномочий Президента Конституция Эстонии относит обнародование законов. Согласно статье 107 Президент обладает суспензивным правом вето, которое означает, что он вправе лишь отложить вступление закона в силу, но не может препятствовать окончательному принятию решения, если право вето будет преодолено. Если парламент Эстонии снова примет необнародованный Президентом закон без изменений, то Глава государства имеет право обратиться в Государственный суд с предложением признать закон противоречащим Конституции Эстонии. В случае, если Государственный суд не установит противоречия Конституции, то Президент Эстонской Республики должен будет закон опубликовать. Президент Эстонии назначает на должность некоторых высокопоставленных должностных лиц государства, к числу которых относятся члены Правительства, президент Банка Эстонии, дипломатические представители Эстонии; объявляет очередные и внеочередные выборы в Рийгикогу.

Роспуск Рийгикогу Президентом Республики возможен только в нескольких случаях и лишь при определенных обстоятельствах, не зависящих от воли Президента (в случае выражения парламентом вотума недоверия Правительству Республики или премьер-министру; если законопроект, вынесенный на референдум, не получит большинство голосов «за»; в случае, если парламент в течение 2 месяцев не утвердит проект государственного бюджета). Парламент Эстонии не наделен правом инициировать процедуру импичмента Президента страны.

Высшим органом исполнительной власти является Правительство Эстонии, состав которого образуют премьер-министр и министры. Президент страны выдвигает кандидата в премьер- министры, которому затем поручается формирование состава Правительства. Правительство Эстонии ответственно перед парламентом, который может вынести вотум недоверия как
всему Правительству или премьер-министру, так и отдельному министру. В случае выражения недоверия Правительству или премьер-министру Эстонии Президент Республики может назначить внеочередные выборы в Рийгикогу, а в случае вынесения вотума недоверия главе соответствующего министерства Президент

освобождает его от должности (статья 97).

Президент Латвийской Республики рассматривается как глава государства, наделенный традиционными полномочиями в области международных отношений и обороны, выполняющий представительские функции. Влияние Президента на формирование Кабинета министров в Латвии ограничивается правом назначения его главы. В законодательном процессе полномочия Президента сводятся к праву законодательной инициативы, опубликованию принятых Сеймом законов и праву отлагательного вето. В течение 10 дней со дня принятия закона Сеймом Президент в мотивированном письме на имя председателя Сейма может потребовать вторичного рассмотрения закона. Однако если Сейм закон не изменит, Президент вторично возражать не может (статья 71 Конституции).

Президент может поставить вопрос о роспуске Сейма. В этом случае должен быть проведен референдум. Если за роспуск Сейма проголосует большинство избирателей, проводятся новые выборы, но если большинство избирателей высказывается против роспуска Сейма, в отставку должен уйти сам Президент (статьи 48, 50). В свою очередь, парламент наделен правом отрешения Президента от должности большинством голосов не менее двух третей всех членов Сейма (статья 51).

Правовой статус Президента Латвии заметно ослаблен даже в сравнении с президентами других парламентских республик. Многие свои полномочия он осуществляет с санкции Сейма и не несет политической ответственности, которая возлагается на премьер-министра или соответствующего министра правительства Латвии, контрассигнующих все распоряжения Президента (статья 53).

Кабинет министров Латвии представляет собой высший орган исполнительной власти Республики, деятельность которого регулируется главой 4 Конституции. Председатель Кабинета министров, именуемый в Конституции как Президент министров, назначается на должность Президентом страны. Глава правительства самостоятельно определяет состав своего Кабинета и основные направления его деятельности, однако для того, чтобы приступить к выполнению своих обязанностей Кабинет министров в целом должен получить доверие Сейма. Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, то в отставку уходит весь кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, то последний подает в отставку, а вместо него Президент министров приглашает другое лицо (статья 59).



Полномочия Президента Литвы схожи с полномочиями, осуществляемыми главами государств Эстонии и Латвии. Согласно Конституции Президент Литовской Республики обладает правом законодательной инициативы, промульгирует законы, обладает правом вето, назначает ряд должностных лиц государства, руководит Вооруженными Силами в качестве главнокомандующего, принимает в гражданство Литовской Республики. Особо стоит подчеркнуть весьма значимые полномочия Президента в сфере внешней политики. Согласно Конституции Президент Литвы решает важнейшие вопросы внешней политики, осуществляя ее совместно с Правительством.

В отношении формирования Правительства, являющегося высшим органом исполнительной власти, Президенту Республики предоставлены значительные полномочия. Премьер-министр назначается на должность и освобождается с должности Президентом с согласия Сейма. Назначенный Сеймом Премьер-министр формирует состав Правительства, который утверждается Президентом, после чего в течение 15 дней Премьер-министр представляет его на рассмотрение Сейма совместно с правительственной программой. Полномочия по осуществлению своей деятельности Правительство получает в случае одобрения его программы большинством голосов участвующих в голосовании парламентариев (статья 92). Президент также принимает отставку Правительства, для которой Конституция устанавливает следующие основания: повторное неодобрение Сеймом программы вновь образованного Правительства; вотум недоверия Правительству или Премьер-министру, вынесенный большинством голосов членов Сейма; отставка или смерть Премьер-министра; формирование нового Правительства после выборов Сейма.


Судебная власть и государственный контроль

Вопросам судебной системы посвящена специальная глава Конституции Эстонии, в которой в соответствии с демократическими принципами закреплена независимость судей и их подчинение при осуществлении правосудия только Конституции и закону. Судебная система Эстонии наряду с уездными, городскими, административными и окружными судами включает в себя Государственный суд, являющийся одновременно как высшей судебной инстанцией, так и органом конституционного надзора. В этой связи стоит отметить, что Эстония - единственная из прибалтийских стран, в которой не учреждается специальный орган конституционного контроля, а его функции возлагаются на суд, рассматривающий дела в кассационном порядке.

В Латвии систему судов образуют районные (городские) суды, окружные суды и Верховный суд, а также военные суды - в случае войны или введения чрезвычайного положения. Институт конституционного контроля построен по европейской модели, предполагающей создание специализированного органа - Конституционного суда Латвийской республики. Согласно закону Латвийской Республики от 5 июня 1996 года Конституционный суд состоит из семи судей, трое из которых утверждаются по предложению не менее десяти депутатов Сейма, двое - по предложению Кабинета министров и еще двое - по предложению пленума Верховного суда Латвии.

Конституция Литвы закрепляет следующую структуру судов: участковые и окружные суды, Апелляционный суд и Верховный суд Литвы, а также специализированные суды, которые могут образовываться для рассмотрения административных, трудовых, семейных споров и других категорий дел. Правовое положение Конституционного Суда регулируется специальным разделом литовской Конституции, который предусматривает, что в состав Суда входят 9 судей, назначаемых сроком на девять лет на один срок полномочий, треть из которых сменяется каждые три года.

Во всех Конституциях прибалтийских республик присутствуют разделы, посвященные осуществлению государственного контроля за хозяйственной деятельностью, законностью управления государственным имуществом и его использованием, а также за исполнением государственного бюджета. Систему государственного контроля возглавляет государственный контролер, назначаемый на должность и освобождаемый от должности парламентом, срок полномочий которого в Эстонии и Литве составляет пять лет, а в Латвии - четыре года.

Местное самоуправление

Конституция Эстонии и Литвы гарантирует право на местное самоуправление (глава 14 Конституции Эстонии и глава 10 Конституции Литвы), тогда как латвийская Конституция 1922 года не содержит указанных положений. Вместе с тем, латвийский Сейм в 1996 году ратифицировал Европейскую хартию местного самоуправления (принята 15 октября 1985 г. Советом Европы), тем самым признав действие на территории Латвии принципа субсидиарного распределения полномочий между государственными и местными уровнями власти.

Регулируя вопросы местного самоуправления, Конституция Эстонии устанавливает, что единицами местного самоуправления являются волости и города, предоставляет им право иметь свой бюджет, устанавливать и собирать налоги, налагать повинности.

Схожим образом права местного самоуправления закреплены в Конституции Литвы, в которой административно-территориальными единицами местного самоуправления являются самоуправления, составляющие и утверждающие свой бюджет, устанавливающие местные сборы, решающие вопросы распоряжения движимым и недвижимым имуществом самоуправления.

Законодательство Латвии предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно распоряжаться принадлежащим имуществом, в том числе природными ресурсами и финансовыми средствами, разрешает осуществлять предпринимательскую деятельность, закрепляет за ними права юридического лица.

БИБЛИОГРАФИЯ

Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации. М., 1994.

Авакьян С. А. Конституционно-правовой статус политических партий в России: учеб, пособие. М.,

2011.

Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М, 2000.

Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.

Авакьян С. А. Федеральное Собрание - парламент России. М., 1999.

Автономов А. С. Основные категории и институты избирательного права. М, 1995.

Актуальные проблемы преподавания конституционного и муниципального права: Материалы Всероссийского науч. -практ. семинара 14-15 марта 2008 г. /отв. ред. В. В. Витрук. М., 2008.

Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран: учеб, пособие. М., 2000.

Арановский К. В. Конституционная традиция в российской среде. СПб., 2003.

Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учеб, пособие. 3-е изд. М., 2013.

Бабурин С. Н. Государствоведение: научные труды. М., 2010.

Бабурин С. Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 1997.

Баглай М. В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия: монография. 2-е изд. М., 2012.

Баглай М. В., Ильинский И. П., Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1993.

Бессарабов В. Г. Прокуратура России в системе государственного контроля. М., 2001.

Богданова Н. А. Система науки конституционного права. М., 2001.

Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005.

Бондарь Н. С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М., 2008.

Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д, 1996.

Бондарь Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.,

2011.

Бондарь Н. С, Капранова Ю. В. Конституционное измерение равноправия граждан Российской Федерации. Ростов н/Д, 2002.

Бутаков А. В. К исследованию Новейшей истории российской государственности: Византия история без конца. Омск, 2011.

Бутаков А. В. К исследованию Новейшей истории российской государственности: Неподъемная демократия? Омск, 2012.

Бутаков А. В. Общие принципы теории самоуправления. Омск, 1991.

Вишняков В. Г. Крым: право и политика: монография. М., 2011.

Вопросы теории и практики публичной власти: коллективная монография / под ред. А. Н. Кокотова. Екатеринбург, 2005.

ГабричидзеБ. Н. Конституционный статус органов Советского государства. М., 1982.

Гаджиев Г. А., Гаджиев А. Г. Общие принципы судебного нормоконтроля. М., 2006.

Гошуляк В. В. Конституционное и уставное законодательство субъектов Российской Федерации. М., 1999.

Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М., 1991.

Дмитриев Ю. А. Суверенитет в науке конституционного права. М., 1998.

Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010.

Зорькин В.Д. Право в условиях глобальных перемен: монография. М., 2013.

Кабышев В. Т. С Конституцией по жизни: избр. науч. труды. М., 2013.

Кайнов В. И. Институт президентства. СПб., 1997.

Калашников С. В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации. М., 2000.

Князев С. Д. Очерки теории российского избирательного права. Владивосток, 1999.

Князев С. Д. Российское избирательное право. Владивосток, 2001.

Ковеишиков Е. М., Марченко М. Н., СтешенкоЛ. А. Конституционное право стран СНГ. М., 1999.

Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран. 4-е изд., М., 2013.

Комкова Т. Н., Кулушева М. А. Конституционно-правовые основы участия граждан Российской Федерации в отправлении правосудия. Саратов, 2006.

Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В. Д. Зорькина. 3-е изд. М., 2013.

Конституционное право России: учебник. 4-е изд./отв. ред. А. Н. Кокотов, М. И. Кукушкин. М., 2010

Конституционное право России: учебный курс. В 2 т. 4-е изд. / Отв. ред. Авакьян С. А. М., 2013.

Конституционное право России: курс лекций. 2-е изд. / отв. ред. А. Н. Кокотов. М., 2013.

Конституционное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / отв. ред. В. И. Фадеев. М., 2013.

Конституционный контроль: доктрина и практика: материалы международной конференции, посвященной 20-летию Конституционного Суда РФ (Санкт-Петербург, 28-29 октября 2011 г.) / под ред. В. Д. Зорькина. М., 2012.

Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994.

Коркунов Н. М. Укоренение иностранцев и прекращение подданства. СПб., 1895.

Корсик К. А. Теория правового регулирования статуса иностранных граждан в Российской Федерации. М., 1999.

Костюков А. Н. Муниципальное право как отрасль российского права: монография. М., 2003. Костюков А. Н. Российская муниципально-правовая политика: монография. М., 2012.

Кутафин О. Е. Глава государства. М., 2013.

Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002.

Кутафин О. Е. Неприкосновенность в конституционном праве. М., 2011.

Кутафин О. Е. Предмет конституционного права. М., 2001.

Кутафин О. Е. Российская автономия. М., 2011.

Кутафин О. Е. Российское гражданство. М., 2004.

Кутафин О. Е. Российский конституционализм. М., 2008.

Кутафин О. Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. М., 2011.

Лебедев А. Н. Статус субъекта Российской Федерации: основы концепции, конституционная модель, практика. М., 1999.

Лебедев В. М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000.

ЛапаеваВ. В. Право и многопартийность в современной России. М., 1999.

Марченко М Н., Рожко И. Н. Демократия в СССР: факты и домыслы. М., 1988.

Мельников И. В. Прокурорская власть и личность. М., 2003.

Михалева И. А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 1998.

Муниципальное право: учебник для студентов вузов / под ред. А. Н. Костюкова М., 2011.

Муниципальное право России / отв. ред. Авакьян С. А. М., 2013. Муниципальное право России / под ред. Кокотова А. Н. М., 2013. Муниципальное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. Колесникова А. В. 2-е изд. М., 2013.

Мухачев И. В. Проблемы науки российского конституционного права. М., 1998.

Мухачев И. В. Проблемы теории российского конституционного права. М., 1998.

Иарутто С. В., Несмеянова С. Э., ШугринаЕ. С. Конституционный судебный процесс: учебник. М., 2014.

Нарутто С. В., Таева Н. Е., Шугрина Е. С. Конституционное право России: учебник. М., 2013.

Нарушаю С. В., Шугрина Е. С., Исаев И. А., Алебаса^рова И. А. Территория в публичном праве: монография. М., 2013.

Несмеянова С. Э. Конституционный судебный процесс в России. М., 2012.

НудненкоЛ. А. Теория демократии. М., 2000.

Парламентское право России: учебное пособие / отв. ред. А. Н. Кокотов. Екатеринбург, 2008.

Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации М., 1996. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.

Право на самоопределение: идея и воплощение. М., 1997. Проблемы становления президентской республики в современной России: теория и практика. М., 2001.

Ржевский В. А., Чепурнова Н. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М., 1998.

Тихомиров Л. А. Монархическая государственность. М., 1998.

Фадеев В. И., Варлен М. В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 2008.

Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М., 2007.

Чеботарев Т. Н., Панфилов А. Н. Компетенция местного самоуправления. Тюмень, 2012.

Чепунов О. И. Исполнительная власть в Российской Федерации: историко-правовой и институциональный анализ. М., 2001.

Чиркин В. Е. Верхняя палата современного парламента: Сравнительно-правовое исследование. М., 2009.

Чиркин В. Е. Глава государства: сравнительно-правовое исследование. М., 2012.

Чиркин В. Е. Государствоведение. М., 2012.

Чиркин В. Е. Законодательная власть. М., 2010.

Чиркин В. Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов. М., 2013.

Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. 8-е изд., М., 2013.

Чиркин В. Е. Публично-правовое образование. М., 2013.

Чиркин В. Е. Сравнительное конституционное право. М., 2011.

Шахрай С. М. О Конституции: Основной закон как инструмент правовых и социально-политических преобразований. М., 2013.

ШугринаЕ. С. Муниципальное право: учебник. 4-е изд. М., 2012.

Шугрина Е. С, Нарушаю С. В., Заболотских Е. М. Ответственность органов публичной власти: правовое регулирование и правоприменительная практика: учебник для магистров. М., 2014.

Эбзеев Б. С. Введение в Конституцию России. М, 2013.

Эбзеев Б. С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М., 2014.

Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2011.