ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 276
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Премьер-министр организует и руководит деятельностью Кабинета Министров, несет персональную ответственность за эффективность его работы, председательствует на заседаниях Кабинета Министров, подписывает его решения, по поручению Президента представляет Кабинет Министров в международных отношениях, выполняет другие функции, предусмотренные законами, указами, постановлениями и распоряжениями Президента. Кабинет Министров в своей деятельности ответственен перед Президентом и Парламентом.
Обсуждаемые в 2014 году изменения и дополнения в Конституцию предусматривают передачу части полномочий Президента Премьер-министру и повышение полномочий и прав Кабинета Министров в целом.
Судебная система в Республике Узбекистан состоит из Конституционного суда, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда, верховных судов Республики Каракалпакстан по гражданским и уголовным делам, Хозяйственного суда Республики Каракалпакстан, избираемых сроком на пять лет, и нижестоящих судов, назначаемых на этот же срок.
Конституционный суд рассматривает дела о конституционности актов законодательной и исполнительной власти. Верховный суд является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Разрешение возникающих в экономической сфере и в процессе управления ею хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями, организациями, основанными на различных формах собственности, а также между предпринимателями, осуществляется Высшим хозяйственным судом и хозяйственными судами в пределах их компетенции.
Республика Узбекистан состоит из 12 областей, а также Республики Каракалпакстан. Столица Узбекистана - город Ташкент - имеет статус самостоятельной административной единицы. Республика Каракалпакстан является политической автономией, имеет свою Конституцию и обладает правом выхода из состава Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана. Взаимные отношения Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан в рамках Конституции Республики Узбекистан регулируются договорами и соглашениями, заключенными обеими республиками.
Конституция Республики Таджикистан была принята на всеобщем референдуме 6 ноября 1994 года. В 1999 и 2003 году в текст Конституции были внесены изменения. В соответствии с Конституцией Таджикистан - суверенное, демократическое, правовое, светское, унитарное и многонациональное государство. По форме правления Таджикистан является президентской республикой. Государственная власть в республике основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Высшим представительным и законодательным органом Республики Таджикистан является парламент (Маджлиси Оли). Парламент состоит из двух палат - Палаты Представителей (Маджлиси намояндагон) и Национального Совета (Маджлиси милли) - и избирается сроком на пять лет. Полномочия палат прекращаются в день начала деятельности парламента нового созыва. Палата Представителей избирается на основе всеобщего* равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом может быть избран гражданин не моложе 25 лет.
Три четвертых части Национального Совета (Маджлиси милли) избирается косвенным путем тайным голосованием на совместных собраниях народных депутатов Горно-Бадахшанской автономной области и ее городов и районов, областей и их городов и районов, города Душанбе и его районов, городов и районов республиканского подчинения (совместно). В указанные территории имеют равное количество представителей. Оставшуюся одну четвертую часть членов назначает Президент Республики Таджикистан. Национальный Совет действует на созывной основе. Членом Национального Совета может быть избран и назначен гражданин, достигший 35 лет, имеющий высшее образование. Каждый бывший Президент Республики Таджикистан является членом Национального Совета пожизненно, если он не откажется от использования этого права,
Кроме принятия законов, в число полномочий этого органа власти входят назначение выборов Президента, а также выборов в высший и местные представительные органы; утверждение указов Президента о назначении и освобождении премьер-министра и других членов Правительства, Председателя Национального банка и его заместителей; избрание и отзыв Председателя, его заместителя и судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего экономического суда по представлению Президента республики; утверждение социально-экономических программ; утверждение бюджета и ряд других функций. Парламент собирается на свои сессии не менее двух раз в
год.
Президент Республики Таджикистан является главой государства и исполнительной власти (Правительства). Президент является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, национальной независимости, единства и территориальной целостности,
преемственности и долговечности государства, согласованного функционирования и взаимодействия государственных органов
, соблюдения международных договоров Таджикистана.
Президент избирается гражданами Таджикистана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 7 лет. Каждый гражданин в возрасте от 35 до 65 лет, владеющий государственным языком и проживающий на территории Таджикистана не менее 10 последних лет, может быть выдвинут кандидатом на пост Президента республики. Зарегистрированным же на пост Президента может быть кандидат, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи не менее 5 процентов избирателей. Одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков подряд.
Правительство Республики Таджикистан является органом исполнительной государственной власти. Правительство, коллегиально осуществляя свою деятельность, возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их функционирование и согласованное взаимодействие. Председателем Правительства является Президент, который осуществляет руководство деятельностью Правительства.
Судебная власть осуществляется Конституционным судом, Верховным судом, Высшим экономическим судом, Военным судом, а также судами Горно-Бадахшанской автономной области, областными, городскими и районными. Срок полномочия судей - 10 лет. Председатель, заместители председателя и члены Конституционного суда, Верховного суда и Высшего экономического суда по предоставлению Президента назначаются Парламентом, все остальные судьи - по представлению министра юстиции назначаются Президентом.
В составе территории Таджикистана имеется автономное образование - Горно-Бадахшанская автономная область. По своей природе область относится к административно-территориальным автономиям.
§ 8. Основы конституционного права Молдовы
Конституция Республики Молдова определяет ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Действующая Конституция была принята парламентом 29 июля 1994 года.
Конституция провозглашает концепцию разделения властей, отсутствие обязательной государственной идеологии, социальные гарантии и демократические свободы. Государственным языком объявлен молдавский, «функционирующий на основе латинской графики».
Государство в первой статье характеризуется как «суверенное и независимое, единое и неделимое», а также как «демократическое правовое государство
, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются». Форма государственного правления - республика.
Статья 6 Конституции закрепляет принцип разделения властей - «законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции». Статья 14 объявляет столицей город Кишинев. Раздел II молдавской конституции посвящен основным правам, свободам и обязанностям.
Примечательно, что в Конституции закреплен принцип нейтралитета Молдовы - заключающийся в запрете размещения иностранных войск на территории государства и декларируемом постоянном нейтралитете в международных конфликтах.
Глава IV описывает организацию и статус парламента. Однопалатный парламент - высший представительный орган и «единственная законодательная власть государства». Он состоит из 101 депутата, срок полномочий которых - 4 года.
Глава V посвящена президенту. Президент Молдавии является главой государства, представляет государство и является гарантом суверенитета, национальной независимости, единства и территориальной целостности страны. Кандидатом на должность Президента может быть гражданин Молдавии, достигший 40-летнего возраста, проживавший или проживающий на территории Республики Молдова не менее 10 лет и владеющий государственным языком. Президент избирается Парламентом путем тайного голосования. Срок полномочий Президента - 4 года.
Согласно гл. VI, Правительство Республики Молдова «осуществляет общее руководство публичным управлением». Оно состоит из премьер-министра, его первого заместителя и заместителей, министров и других членов, определенных органическим законом. Кандидатуру премьер-министра Президент выдвигает «после консультаций с парламентским большинством» и на основании вотума доверия, выраженного парламентом, назначает правительство.
Судебную систему составляют Высшая судебная палата, Апелляционная палата и суды. На местах действует система местных выборных органов, основывающихся на принципах местной автономии.
Территориальное устройство Молдавии связано с проблемой непризнанного государства - Приднестровской Молдавской Республики.
27 августа 1991 года парламент Молдавской ССР принял закон № 691 «О декларации о независимости», который объявлял не имеющим юридической силы закон 2 августа 1940 года «Об образовании союзной Молдавской ССР», в соответствии с которым Молдавская Автономная ССР стала частью Молдавской ССР. Соответственно, своим решением депутаты Молдавии отменили документ, регламентирующий нахождение Приднестровья в составе Молдавии. Указанный закон действует в Молдавии по настоящее время. Сторонники независимости Приднестровья ссылаются на указанный закон как на юридическую предпосылку суверенитета непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. Иностранные
государства не признают независимость Приднестровья, полагая, что Молдавия стала субъектом международного права именно в контексте распада СССР, считая ее государством-продолжателем Молдавской ССР.
Согласно административно-территориальному делению Молдавии часть территории, контролируемой Приднестровской Молдавской Республикой, входит в состав Молдавии как автономное территориальное образование, другая часть входит в состав Молдавии как муниципальное образование Бендеры. Часть территории Приднестровской Молдавской Республики контролируется Молдавией и, согласно административно-территориальному делению Молдавии, расположена на территории административных районов Молдавии.
В составе Молдовы имеется автономное территориально образование Гагаузия, являющееся формой национально-территориальной политической автономии народности гагаузов. Помимо Конституции Молдовы, статус данной автономии регулируется Законом об особом правовом статусе Гагаузии и Уложением Гагаузии, принятым парламентом данной автономии. Высшее должностное лицо автономного образования - Глава Гагаузии. Он избирается сроком на 4 года и является членом Правительства Республики Молдова. Высший представительный орган - Народное Собрание Гагаузии, состоящее из 35 депутатов, избираемых сроком на четыре года. Высший орган исполнительной власти - Исполнительный комитет Гагаузии. Самостоятельной судебной системы в Гагаузии нет.
§ 9. Основы конституционного права государств Балтии
Государства Балтии представлены тремя независимыми республиками - Эстонией, Латвией и Литвой, ранее входившими в состав СССР. Несмотря на то, что многими субъектами международного права, в том числе и Россией, страны Балтии рассматривались как вновь образованные государства, сами прибалтийские республики при обретении независимости определили себя в качестве продолжателей государств, аннексированных СССР в 1940 году, включая пусть и частичное, но восстановление действия довоенных конституций.
Так, ныне действующая Конституция Эстонской Республики, принятая на референдуме 28 июня 1992 года, в преамбуле содержит отсылку к статье 1 Конституции Эстонии 1938 года.
Конституционная история Латвийской республики насчитывает пять периодов, в течение каждого из которых действовала своя конституция. Формально первыми такими документами были Конституция советской Латвии 1919 года и временная Конституция 1920 года. Разработка «полноценной» Конституции Латвийской Республики (лат. Latvijas Republikas Satverseme), называемой в Латвии Сатверсме, была поручена Конституционному собранию, представившему результаты своей работы 20 сентября 1921 года. Первая часть основного закона Латвии была принята 15 февраля 1922 года, тогда как вторая часть 5 апреля 1922 года была отклонена. 20 июня 1922 года был принят закон, согласно которому новая конституция вступала в силу без второй части в полдень 7 ноября 1922 года. В основу Сатверсме Латвии была положена Веймарская конституция Германии 1919 года, считавшаяся на тот период времени одной из наиболее прогрессивных демократических конституций. 15 мая 1934 года в результате переворота, осуществленного премьер-министром Карлисом Ульманисом, действие Конституции Латвии 1922 года было частично отменено.
После включения Латвии в состав СССР в 1940 году была принята Конституция Латвийской ССР, выполненная на базе основного закона СССР 1936 года, которая в 1978 году в связи с принятием Конституции СССР 1977 года, была заменена на новую Конституцию.
4 мая 1990 года Верховный Совет Латвийской ССР провозгласил восстановление независимости Латвийской Республики и возобновление действия статьей 1, 2, 3 и 6 Конституции 1922 года. Более трех лет (с мая 1990 года по июль 1993 года) в Латвии применялись положения как Сатверсме 1922 года, так и советской Конституции Латвийской ССР 1978 года. Действие Конституции 1922 года в полном объеме было восстановлено 6 июля 1993 года после избрания Сейма пятого созыва. В дальнейшем в текст Конституции неоднократно вносились изменения, так, например, в 1998 году в нее была инкорпорирована глава о правах человека. Конституция Латвии 1922 года состоит из 116 статей (с учетом исключенной в мае 2007 года статьи 81), объединенных в 8 глав (разделов). Стоит отметить, что Латвия - единственная из постсоциалистических государств, восстановившая в полном объеме действие прежней Конституции (1922 года).
Конституция Литовской Республики, принятая всенародным референдумом 25 октября 1992 года, указывает в преамбуле, что правовой фундамент государства основан на Литовских статутах и предшествующих Конституциях Литовской Республики. В Литве действовало несколько как временных, так и постоянных конституций, принимавшихся различными органами власти. Временные Конституции Литвы принимались в 1918, 1919 и 1920 годах. Первая постоянная Конституция была принята Учредительным Сеймом Литвы 1 августа 1922 года, однако в результате декабрьского военного переворота 1926 года, роспуска Сейма и прихода к власти Антанаса Сметоны, избранного президентом Литвы, ее действие было прекращено. Следующая Конституция Литвы была принята в 1928 году, которая затем была заменена Конституцией 1938 года.
После образования в июле 1940 года Литовской Советской Социалистической Республики и ее присоединения в августе того же года к СССР, 25 августа 1940 года была утверждена Конституция Литовской ССР, составленная на основе Конституции СССР 1936 года. На смену ей через 38 лет была принята Конституция 1978 года, ставшая в истории Литвы последней советской конституцией. В марте 1990 года Верховный совет Литвы после принятия Акта о восстановлении независимости Литовского государства отменил Конституцию Литовской ССР и восстановил специальным законом Конституцию Литвы 1938 года, после чего для согласования положений последней с новой фактически сложившейся ситуацией 11 марта 1990 года был принят Временный Основной закон Литовской Республики.
Основы конституционного строя
Конституция Эстонии устанавливает, что Эстонская Республика является самостоятельной и независимой демократической республикой, в которой носителем верховной власти является народ.
Развивая принципы демократизма и народовластия, закрепленные в статье 1, Конституция Эстонии содержит специальную главу о народе Эстонии, в которой говорится об осуществлении им верховной государственной власти, реализуемой через выборы в эстонский парламент - Рийгикогу, - а также путем проведения референдума.