Файл: Методика использования самостоятельной деятельности на уроках физики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Домашнее задание:

  1. Прочитать §21,22

  2. Решить задачи №№416,417,423.

Задание 5. Вынужденные колебания. Резонанс.

На учебном занятии:

1. Прослушать объяснение учителя и составить опорный конспект.
2. Ответить на вопросы:

  • Чем отличаются вынужденные колебания от свободных?

  • В чем состоит явление механического резонанса?Каковы его признаки?

  • При каком условии в колебательной системе возникает резонанс?

  • Как избежать механического резонанса?

  • Почему все вибрирующие установки высотных зданий (электродвигатели,дизельные установки и др.)устанавливают на специальных резиновых или металлических амортизаторах?

Домашнее задание:

1. Повторить материал по теме “Механические колебания”.
2. Подготовить сообщения на темы:

  • Колебания в природе и технике.

  • Резонанс, условия его возникновения.

  • Использование резонанса в технике.

  • Вредное действие резонанса и способы борьбы с ним.

  • Использование колебаний в технике.

Задание 6. Колебания в природе и технике.

На учебном занятии:

  1. Прослушать доклады ,записать основные положения ,примеры,сделать дополнения.

  2. Составить таблицу.

Вид колебаний

Источник колебаний

Частота

Амплитуда

Характер колебаний при наличии трения

Свободные

Первоначальный толчок

Определяется свойствами колебательной системы

Зависит от первоначального толчка

Затухающие

Вынужденные

 

 

 

 

Домашнее задание:

  1. Выполнить упражнение №3 учебника.

Задание 7. Механические волны.

На учебном занятии.

  1. Прочитать §42. Ответить на вопросы.

  2. Прослушать объяснения учителя об основных характеристиках волнового процесса.

  3. Решить задачи №№439,440.

Домашнее задание:

1. Прочитать §§44,45,46

2. Ответить на вопросы:

  • Что представляет собой волновой процесс?

  • Чем отличаются продольные волны от поперечных волн?

  • От чего зависит частота волны и ее длина?

  • Что переносится волной: вещество или энергия?

  • Колебания какой частоты называются акустическими?

  • Каким образом звук от колокольчика доходит до приемника звука?

  • Какое выражение верно: “всякое звучащее тело колеблется” или “всякое колеблющееся тело звучит” ?

  • Почему звук не распространяется в вакууме?

  • Слышит ли летчик звук работы реактивного двигателя, если самолет летит со сверхзвуковой скоростью, а двигатель находится за спиной пилота?

Домашнее экспериментальное задание:

1. Пронаблюдайте, как распространяются волны на поверхности воды.

Оборудование: стакан с водой, медицинская пипетка, спички.

2. Ответьте на вопрос: перемещается ли спичка по поверхности воды, если она расположена по направлению распространения волн?
3. Построить график волнового процесса на миллиметровой бумаге с произвольно заданными характеристиками.

Задание 8. Звуковые волны.

На учебном занятии.

1. Прочитать §47.
2. Ответить на вопросы:

  • От чего зависит громкость звука?

  • При каком условии возникает акустический резонанс?

  • Почему при некоторой скорости движения автобуса оконные стекла в нем начинают дребезжать?

  • При вращении игрушки “поющий волчок” возникает звук. Какие из величин, характеризующих звук (высота тона, громкость),зависят от скорости движения волчка?

  • Кто в полете быстрее взмахивает крыльями-комер или щмель?Объяснить.

3. Решить задачи №442,443,444:

Домашнее задание:

1. Подготовить ответы на вопросы

  • Почему при проверке колес вагонов во время стоянки их простукивают молотком?

  • Какая из величин и во сколько раз изменится при переходе звука из воздуха в воду-частота или длина волны?

  • Как на слух определить ,работает ли электродрель вхолостую или сверлит отверстие?

  • Почему в пустом зрительном зале звук громче и раскатистей,чем в зале,заполненном публикой?

2. Решить задачи №№446,447,451.

Заключение.

При использовании самостоятельной работы учащихся в рамках изучения тем активизируется способность школьников в самостоятельном получении информации .



При выполнении самостоятельных работ учащиеся приобретают следующие умения и навыки: работа с книгой и справочным материалом; восприятие новой информации и ее анализ; осмысления учебного материала и умения выделять главное; систематизировать и делать выводы.

Использование систематизации полученной информации при помощи составления таблиц готовит учащихся к решению задач на установление соответствия, использующиеся в тестах ЕГЭ. Правильно и целенаправленно сформированный пакет вопросов дает возможность учащимся в полной мере осознать и понять предложенный для изучения материал, что является базой для решения экспериментальных задач в тестах ЕГЭ. Предложенные методы развивают умения рассматривать варианты задач, естественным образом вытекающих из правил, формул, законов, а также приучают находить связь между теорией и физическими явлениями.

Развивая систему самостоятельной работы на уроках физики, учитель дает возможность каждому ученику в достаточной мере подготовиться к различным вариантам ЕГЭ или ГИА по физике.

Литература:

  1. Вологодская З.А., Усова А.В. Дидактический материал по физике: 8 класс. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988г.

  2. А.И. Семке, “Нестандартные задачи по физике”, Ярославль, Академия Развития, 2007 г.

  3. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. “Физика 11”, М., ПРОСВ, 2009г.

  4. А.П. Рымкевич “Физика. Задачник” (М, ДРОФА, 2006г.).