Файл: Методика использования самостоятельной деятельности на уроках физики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашнее задание:
-
Прочитать §21,22 -
Решить задачи №№416,417,423.
Задание 5. Вынужденные колебания. Резонанс.
На учебном занятии:
1. Прослушать объяснение учителя и составить опорный конспект.
2. Ответить на вопросы:
-
Чем отличаются вынужденные колебания от свободных? -
В чем состоит явление механического резонанса?Каковы его признаки? -
При каком условии в колебательной системе возникает резонанс? -
Как избежать механического резонанса? -
Почему все вибрирующие установки высотных зданий (электродвигатели,дизельные установки и др.)устанавливают на специальных резиновых или металлических амортизаторах?
Домашнее задание:
1. Повторить материал по теме “Механические колебания”.
2. Подготовить сообщения на темы:
-
Колебания в природе и технике. -
Резонанс, условия его возникновения. -
Использование резонанса в технике. -
Вредное действие резонанса и способы борьбы с ним. -
Использование колебаний в технике.
Задание 6. Колебания в природе и технике.
На учебном занятии:
-
Прослушать доклады ,записать основные положения ,примеры,сделать дополнения. -
Составить таблицу.
Вид колебаний | Источник колебаний | Частота | Амплитуда | Характер колебаний при наличии трения | |
Свободные | Первоначальный толчок | Определяется свойствами колебательной системы | Зависит от первоначального толчка | Затухающие | |
Вынужденные | | | | |
Домашнее задание:
-
Выполнить упражнение №3 учебника.
Задание 7. Механические волны.
На учебном занятии.
-
Прочитать §42. Ответить на вопросы. -
Прослушать объяснения учителя об основных характеристиках волнового процесса. -
Решить задачи №№439,440.
Домашнее задание:
1. Прочитать §§44,45,46
2. Ответить на вопросы:
-
Что представляет собой волновой процесс? -
Чем отличаются продольные волны от поперечных волн? -
От чего зависит частота волны и ее длина? -
Что переносится волной: вещество или энергия? -
Колебания какой частоты называются акустическими? -
Каким образом звук от колокольчика доходит до приемника звука? -
Какое выражение верно: “всякое звучащее тело колеблется” или “всякое колеблющееся тело звучит” ? -
Почему звук не распространяется в вакууме? -
Слышит ли летчик звук работы реактивного двигателя, если самолет летит со сверхзвуковой скоростью, а двигатель находится за спиной пилота?
Домашнее экспериментальное задание:
1. Пронаблюдайте, как распространяются волны на поверхности воды.
Оборудование: стакан с водой, медицинская пипетка, спички.
2. Ответьте на вопрос: перемещается ли спичка по поверхности воды, если она расположена по направлению распространения волн?
3. Построить график волнового процесса на миллиметровой бумаге с произвольно заданными характеристиками.
Задание 8. Звуковые волны.
На учебном занятии.
1. Прочитать §47.
2. Ответить на вопросы:
-
От чего зависит громкость звука? -
При каком условии возникает акустический резонанс? -
Почему при некоторой скорости движения автобуса оконные стекла в нем начинают дребезжать? -
При вращении игрушки “поющий волчок” возникает звук. Какие из величин, характеризующих звук (высота тона, громкость),зависят от скорости движения волчка? -
Кто в полете быстрее взмахивает крыльями-комер или щмель?Объяснить.
3. Решить задачи №442,443,444:
Домашнее задание:
1. Подготовить ответы на вопросы
-
Почему при проверке колес вагонов во время стоянки их простукивают молотком? -
Какая из величин и во сколько раз изменится при переходе звука из воздуха в воду-частота или длина волны? -
Как на слух определить ,работает ли электродрель вхолостую или сверлит отверстие? -
Почему в пустом зрительном зале звук громче и раскатистей,чем в зале,заполненном публикой?
2. Решить задачи №№446,447,451.
Заключение.
При использовании самостоятельной работы учащихся в рамках изучения тем активизируется способность школьников в самостоятельном получении информации .
При выполнении самостоятельных работ учащиеся приобретают следующие умения и навыки: работа с книгой и справочным материалом; восприятие новой информации и ее анализ; осмысления учебного материала и умения выделять главное; систематизировать и делать выводы.
Использование систематизации полученной информации при помощи составления таблиц готовит учащихся к решению задач на установление соответствия, использующиеся в тестах ЕГЭ. Правильно и целенаправленно сформированный пакет вопросов дает возможность учащимся в полной мере осознать и понять предложенный для изучения материал, что является базой для решения экспериментальных задач в тестах ЕГЭ. Предложенные методы развивают умения рассматривать варианты задач, естественным образом вытекающих из правил, формул, законов, а также приучают находить связь между теорией и физическими явлениями.
Развивая систему самостоятельной работы на уроках физики, учитель дает возможность каждому ученику в достаточной мере подготовиться к различным вариантам ЕГЭ или ГИА по физике.
Литература:
-
Вологодская З.А., Усова А.В. Дидактический материал по физике: 8 класс. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988г. -
А.И. Семке, “Нестандартные задачи по физике”, Ярославль, Академия Развития, 2007 г. -
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. “Физика 11”, М., ПРОСВ, 2009г. -
А.П. Рымкевич “Физика. Задачник” (М, ДРОФА, 2006г.).