Файл: Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и культурное развитие средневекового Казахстана.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КГУ «Общеобразовательная школа №1 с. Красный Яр»
(наименование организации образования)
Краткосрочный (поурочный) план
Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и культурное развитие средневекового Казахстана
Раздел: | Казахстан в X – нач. XІІІ вв. | |
Ф.И.О педагога: | Кожахметова Гаухар Батталовна | |
Дата: | 08.12.2022 | |
Класс: 6 Г | Количество Присутствующих: | Колическтво Отсутствующих: - |
Тема урока: | Влияние Великого Шелкового пути на экономическое и культурное развитие средневекового Казахстана. Исследовательский вопрос: Как Великий Шелковый путь повлиял на экономическое и культурное развитие средневекового Казахстана? | |
Цели обучения в соответствии с учебной программой: | 6.4.2.1 – определять влияние Великого Шелкового пути на развитие городской культуры; 6.4.1.1 – выявлять экономическую взаимосвязь между кочевниками и оседлым населением | |
*Навык исторического мышления *Исторический концепт |
| |
Цели урока: | Определяют влияние Великого Шелкового пути на развитие городской культуры средневекового Казахстана. - Называют средневековые города Казахстана, расположенные на ВШП; - Объясняют влияние Великого Шелкового пути на развитие городской культуры. - Делают вывод об экономическом развитии в средневековых | |
*Критерии оценивания: | - Описывают города, приводя примеры развития городской культуры; - Приводят примеры торговли, экономики в средневековых городах. |
Ход урока
Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Оценивание | Ресурсы |
Начало урока – 10 мин Середина урока – 15 минут 15 минут Конец урока – 5 минут | Орг. момент. Приветствие учащихся Рефлексия «Пять пальцев» - Мизинец – какие получил опыт и новые знания? - Безымянный – достиг ли поставленной цели? - Средний – Какое преобладало настроение? - Указательный - в какой помощи нуждаешься? - Большой – Каким было физическое состояние? | | | Презентация |
Приложение 1
Источники:
А | http://arna-news.kz/arna_kz/pervye-nastavniki-ahmeta-bajtursynova/ | |
Б | Сакен Сейфуллин – очерк жизни и творчества писателя» - стр.23 | «Ахмет Байтурсынулы не только один из самыхобразованных казахов, но и тот человек, который во времена царской колониальной политики встал против угнетателей простого народа. Он думал обо всем народе, не разделяя их на бедных и богатых, горевал о его судьбе». «Ахмет Байтурсынов искренен в уважении к великому народу и в сочувствии к малой нации. Из-за любви к народу он в свое время оказался в партии «Алаш», из-за этой любви он вступил в Коммунистическую партию. Не так уж много писателей, любящих весь народ, а не отдельный класс, и подаривших своему народу, своей родной литературе, только встающей на ноги, такой труд, как «Руководство к изучению языка». |
В | https://e-history.kz/ru/prominent-figures/show/12608/ | Приложение 2 |
Г | «Календарь дат и событий», 2010 г., стр.29-34 | Приложение 2 |
Д | https://aqilbek.wordpress.com/2016/10/11/%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BE-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0/ | «Мы могли бы забыть, да вот история не может допустить забвения Ахана за дела и преданность выбранному политическому пути; за то, что сделала газета «Қазақ» казахам, плакавшим кровавыми слезами в 1916 году; за открытие казахских школ; за предельное внимание к родному языку; за литературное наследие: «Сорок басен», «Маса». Это знают все люди. С этим никто не спорит. Ахан один из тех людей, чей вклад в дело казахского общества неоценим. Один из плодов его деятельности – идущая за ним молодежь, которая идет в открытие им школы. Молодая казахская литература считаем его своим основателем. Перо Ахана сыграло свою целительную роль» Мухтар Ауэзов |
Приложение 2.
Ахмет Байтурсынулы (28.01.1873, ныне а. Сарытубек Жангельдинского района Костанайской области — 08.12.1938, Алматы), государственный деятель, ученый, просветитель, поэт, публицист, реформатор национальной письменности, основоположник казахской лингвистики и литературоведения, один из руководителей национально-освободительного движения казахского народа в начале 20 века.
В 1895—1909 работал учителем в русско-казахских школах гг. Актобе и Костанай, заведовал городским училищем в Каркаралы.
Политическая деятельность Байтурсынова начинается с 1905. Он один из авторов Каркаралинской петиции, под которой подписались 14500 человек. В ней поднимались вопросы местного управления, суда; изменения системы народного образования; свободы совести и вероисповедания; выпуска газет, открытия типографий; принятия новых законов.
1 июля 1909 Байтурсынов арестован и посажен в Семипалатинскую тюрьму по обвинению в распространении идеи автономного самоуправления, разжигании нацинальной вражды между русскими и казахами. Царскими властями принимается решение о его выселении из Казахстана.
С 9 марта 1910 вплоть до конца 1917 А. Байтурсынов живет в Оренбурге. Вместе с А. Бокейхановым, М. Дулатовым, А. Байтурсынов издавал первую общенациональную газету “Қазақ”, которая выступала против передачи русским крестьянам-переселенцам лучших земель, предостерегла от поспешного перехода кочевых аулов к оседлости, знакомила с методами ведения земледелия и животноводства, призывала к единению народа и активной политической борьбе, повышению грамотности и культурного уровня.
В январе 1916 Байтурсынов — участник заседания мусульманской фракции Госдумы. Свою точку зрения на отношение народа к Феврале и Октябре революциям Байтурсынов сформулировал так: “Насколько казахам была понятна Февральская революция, настолько Октябрьская оказалась ими непонятой. Первой казахи вняли дословно и восприняли с радостью, потому что она избавила их от эксплуатации и угнетения царских властей, в них укрепилась давняя мечта о самоуправлении”. Осторожное отношение казахов к Октябрской революции Байтурсынов объяснял отсутствием в обществе капиталистических отношений и соответствующих классовых слоев общества. Байтурсынов, Бокейханов и Дулатов — создатели партии “Алаш” и правительства Алашорды, “отцы” казахской национальной государственной идеи.
В марте 1919 Байтурсынов направлен в Москву для переговоров с Советским правительством. В июле того же года назначен заместителем председателя Совнаркома.
В 1920 Байтурсынов написал письма В.И. Ленину, где подверг резкой критике первые шаги Советской власти в Казахстане. В качестве члена Казревкома принял активное участие в установлении границ между Казахстаном и Россией.
В апреле 1920 Байтурсынов подал заявление о вступлении в РКП (б), но в 1921 вышел из партии из-за разногласий с большевиками. В 1920—1921 — нарком образования КазАССР. В 1922—1925 возглавлял научно-литературную комиссию Наркомпроса Казахстана. Наряду с государственной службой Байтурсынов занимался педагогической деятельностью: в 1921—1928 преподавал казахский язык и литературу, историю культуры в институтах народного просвещения.
2 июня 1929 в Алматы вместе с другими членами Алашорды А. Байтурсынов был арестован и переправлен в московскую Бутырскую тюрьму. 4 апреля 1930 ему предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, подготовке вооруженного восстания в Казахской степи. А. Байтурсынова приговорили к расстрелу.
В феврале 1931 приговор был заменен на 10 лет лагерей, в ноябре 1932 — на трехлетнюю ссылку в Архангельск.
В 1934 А. Байтурсынов досрочно освобожден и возвратился в Алматы.
8 октября 1937 вновь подвергся аресту. Находясь в заключении, на вопрос следователей ответил: “Мой идеал — по возможности выше поднять благосостояние, культуру казахского народа, а так как это благое дело находится на стадии начинания, я преклоню голову перед той властью, которая удовлетворит мое желание”.
8 декабря 1938 Байтурсынов был расстрелян. Первая книга Байтурсынова “Қырық мысал” (“Сорок басен”) вышла в 1909. В ней автор бичует колонизаторскую политику России, произвол, насилие властей. Взяв за основу традиционные сюжеты басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и Абая, создал ряд оригинальных произведений, в которых жанр басни обрел национальные черты. Гражданская идея-мечта Байтурсынова выражена в книге “Маса” (“Комар”, 1911) — приобщать народ к знаниям и трудолюбию, способствовать развитию искусства, повышению культуры. Поэт призывает избавиться от невежества, равнодушия и халатности. Продолжая и развивая просветительские и критические традиции Абая, Байтурсынов поднял казахскую литературу на новый уровень.
Статья “Главный казахский поэт” — одна из первых исследовательских работ Байтурсынова в области национального литературоведения. В ней рассматриваются историческая миссия Абая, самобытность и духовное богатство наследия поэта, раскрывается значение его произведений. Исследования и научные выводы Байтурсынова о художественном мастерстве Абая нашли свое отражение и развитие в казахском литературоведении.
“Әдебиет танытқыш” (1926) — первый фундамент научно-теоретического труда на казахском языке, в котором дано точное определение истории, теории и критики литературы, методологии, приведена в систему казахская литературоведческая наука. В национальном литературоведении Байтурсынов сформулировал новые понятия, термины, категории, например, такие как: искусство слова, произведение, устная литература, стихотворение-размышление, иносказание, эпитет, переосмысление, олицетворение, гипербола, метафора, метонимия, ирония и другие Байтурсынов изучал литературное наследие, устное народное творчество и издал отдельную книгу, куда вошли оригинальное художественное произведение — сказание “Ер Сайын” (1923) и сборник “23 жоқтау” (плачи, поминальные обрядовые песни) (1926). Байтурсынов — основоположник казахской профессиональной журналистики. Развивая идеи Абая о демократичном обустройстве общества, газета “Қазақ” пробуждала национальное самосознание, поднимала вопросы социального-политического характера, образования, просвещения и быта нас. Байтурсынов — автор и реформатор нового алфавита, который на основе арабские графики был адаптирован к казахскому языку и стал значительным научно-культурным достижением в развитии казахской письменности.
“Оқу құралы” (“Учебное пособие”, 1912) — один из первых букварей, написанных на казахском языке; до 1925 несколько раз переиздавался. “Тiл — құрал” — первое учебное пособие по казахскому языку, в котором дано определение лингвистическим понятиям, а также исследована и систематизирована языковая структура. Состоит из следующих частей: Морфология (1914), Фонетика (1915), Синтаксис (1916). Байтурсынов сформулировал грамматическую терминологию: имя существительное, глагол, местоимение, междометие, наречие, подлежащее, сказуемое, обстоятельство, служебные слова, часть речи, предложение, сложное предложение, обращение и другие. Байтурсыновым также написано практическое руководство для учителей “Тiл жұмсар” и учебное пособие “Баяншы”.