Файл: Тема Типы научной информации Цель занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3. Типы научной информации

Цель занятия: Достигать определенных целей коммуникации в ситуациях с высокой степенью заданности параметров с обязательным использованием набора разнообразных языковых средств (синонимия, антонимия) в соответствии с предложенным заданием.
План практического занятия:

  1. Конструкции, выражающие квалификацию предмета и его характеристики.

  2. Общая квалификация предмета (явления), определение терминов, обозначение общепринятого названия предмета (явления).

  3. Сущность предмета и его функции.

  4. Указание на внешние признаки или строение.

  1. Указание на назначение предмета и его использование.

  2. Описание внешнего вида или строения предмета. Описание свойств и др. Характеристика свойств, качеств предмета.


Методические указания:

Ознакомиться с правилами изучения фонетики, фонетическим устройством русского языка и его произношением. Ознакомьтесь с источниками, приведенным ниже, а также с материалами с Интернета по данным вопросам темы. Необходимо тщательно подготовиться дать правильные ответы на основе материалов лекций и источников. При возникновении сложностей необходимо обратиться к преподавателю. Можно подготовить презентационный материал.
Рекомендуемая литература:

  1. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В трех частях. Ч.I. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. – М., 2015.

  2. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. – М.: Высш. шк., 2014.

  3. Чекина Е.Б., Сансызбаева С.К., Абаева Ж.С. «Профессионально-ориентированный русский язык». Учебное пособие для студентов-филологов. – Алматы: Қазақ университеті, 2017. – 271с.

  4. Журавлева Е.А., Асмагамбетова Б.М., Ташимханова Д.С., Яворская Э.Э., Те М.В., Ешекенева А.К. «Профессиональный русский язык»: учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Е.А. Журавлевой–Алматы: Издательство «Эверо», 2014. – 242 с.


О читательском назначении и характеру имеющейся в них информации непериодические научные издания можно условно поделить на определенные типы.

Первый тип
научная литература, отражающая результаты исследований в различных отраслях науки. Она предназначена для высококвалифицированных специалистов - труды классиков науки, публикации научно-исследовательских учреждений, обществ, съездов, конгрессов, книги, отражающих содержание диссертаций и тому подобное. Указанные издания, как правило, содержат многочисленные ссылки на другие работы.

Второй тип научно-популярная литература, которая характеризует достижения науки в форме, доступной читателю неспециалисту. Цель издания такой литературы - распространение знаний среди большого круга читателей (преимущественно неспециалистов). Необходимость пропаганды знаний, особенно в современных условиях, значительно повысила значение этого типа изданий.

Третий тип профессионально-производственная литература - содержит описания технических средств и технологий производственных процессов, организации и управления производством, сведения из различных отраслей практической деятельности. Такая литература предназначена для различных групп специалистов: рабочих, техников, инженеров и тому подобное.

Четвертый тип учебная литература (учебные программы, учебники и учебные пособия, практикумы, учебно-методические пособия, хрестоматии и т. п) различного назначения. Этот тип изданий содержит систематизированные сведения научного и прикладного характера, изданные в форме, удобной для изучения. В частности, учебные пособия для вузов по содержанию во многом приближены к научной литературе. Составляют учебные издания согласно определенных учебных планов.

Пятый тип - литература справочно-энциклопедического характера. Издания этого типа весьма разнообразны по характеру, типам, тематике и содержат сведения научного или прикладного характера, систематизированные в порядке, удобном для их быстрого нахождения. К ним относятся энциклопедии и энциклопедические словари, словари, справочники. Энциклопедия представляет собой одно - или многотомное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или многих отраслей знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных по алфавиту. По содержанию энциклопедии бывают универсальными (Большая Советская Энциклопедия - БСЭ в 30 томах которой помещено свыше. 100 тыс. статей; Украинская Советская Энциклопедия - УРЭ в 12 томах), отраслевыми (Математическая энциклопедия, Химическая энциклопедия, Музыкальная знциклопедия, Краткая медицинская знциклопедия), тематическими, персональными. Энциклопедические словари бывают универсальные (Советский Энциклопедический Словарь - СЭС, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) и отраслевыми (Литературный энциклопедический словарь). Словарь - справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, знаков) с краткими их характеристиками или переводом на другой язык. Широкое распространение получили толковые, терминологические, биографические и целый ряд других словарей. Справочники содержат самые разнообразные сведения. Они отличаются по целевому назначению и

содержанию.

Шестой тип - официально-документальная литература, которая охватывает широкий круг нормативных источников от собраний законов государства, постановлений и распоряжений правительства сборников и отдельных изданий стандартов, технических условий и тому подобное, которые печатаются от имени государственных органов. Такие документы носят законодательный, нормативный или директивный характер. Содержание таких изданий непосредственно связывается с деятельностью того органа, от имени которого публикуются материалы.








Научная информация– информация, создаваемая и получаемая в ходе научного процесса. Она отражает условия, содержание и ре­зультаты проводимых исследований. Область научной информа­ции имеет широкие границы и ее классификация по видам являет­ся довольно сложной задачей.

Виды научной информации. Классифицировать виды научной информации можно по самым разным признакам и зависимостям.

Как и любая информация, научная информация может быть визуальной, звуковой и тактильной (осязательной). В свою очередь визуальная информация по форме представления бывает текстовой, графической (изобразительной), картографической. Однако для практического использования особенно важны те виды научной информации, которые выделяются по назначению, типу переда­ваемой информации, способу распространения, степени аналитико-синтетической переработки, области получения или использо­вания.
Научную информацию можно подразделить:

  1. по назначению - на массовую и специальную (техническую, строительную, медицин­скую, экономическую и др.);

  2. по типу передаваемой информации - документальную и фактографическую;

  3. по способу распростране­ния информации - опубликованную и неопубликованную;

  4. по сте­пени аналитико-синтетической переработки информации - пер­вичную и вторичную.



Таблица 1. Типы научной информации




Тип научной информации
(смысло-речевая ситуация (функция))

Языковые средства (форма) моделей научной информации

1.

Определение предмета (дефиниция)

Что есть что; Что – это что; Что называется чем;
Что называют чем

2.

Введение термина

Что носит название чего; Что получило название чего;
Что имеет название чего

3.

Квалификация (характеристика) предмета

Что считают чем (каким); Что считается чем (каким);
Что представляет собой что; Что кажется (казалось) чем (каким); Что заключается в чем; Что состоит в чем

4.

Принадлежность
предмета к классу

Что относится к чему; Что принадлежит к чему;
Что входит в группу (класс, тип) чего;
Что является одним из чего

5.

Классификация
предмета

а) Что делят на что; Что разделяют на что;
Что подразделяют на что; Различают что
б) Что делится на что; Что разделяют на что;
Что подразделяется на что; Что различается

6.

Качественный состав,
строение предмета

а) Что входит в состав чего; Что содержится в чем;
Что образует что; Что является составной частью чего
б) Что состоит из чего; Что содержит что;
Что включает в себя что; Что имеет в своем составе что

7.

Количественный
состав предмета

Сколько чего входит в состав чего; Сколько чего содержится в чем; Сколько чего падает на долю чего; Сколько чего приходится на долю чего

8.

Возникновение,
происхождение
предмета

а) Что (кто) возникает; Что образуется из чего; Что происходит из чего (от кого); Что развивается из чего; Что зарождается
б) Что (кто) появляется; Что получается; Кто получает что;
Что получено кем; Что вырабатывает что; Что вырабатывается чем; Что выделяется чем
в) Кто создает что; Что изобретает что; Кто конструирует что;
Кто изготовляет что



Задание 1. Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль. Выделите микротемы в тексте. Используя таблицу 1, определите типы научной информации (смысло-речевые ситуации) научного текста, укажите их функции. Выпишите данные конструкции.

Словосочетание
Словосочетание – мельчайшая единица, в которой начинают действовать грамматические законы. Есть словосочетания – просто названия: Большая Медведица, Дальний Восток, мать-и-мачеха. Есть словосочетания – уже предложения: Нам холодно; Побегу домой. Словосочетание – на полпути от названия к предложению. В нём уже проснулась связная мысль, оно – простейшая смысловая, мыслительная единица, созданная говорящим.
Только что было сказано, что оно состоит из слов. Не поздно исправить неточность: не из слов, а из словоформ. Слова употребляются в речи по-разному: вода – воды – воде; пишу – пишут – писали – буду писать; зеленая – зеленый – зеленых – зелен… Это словоформы – грамматически обусловленные разновидности одного и того же слова. Бывают слова, которые не расщепляются на словоформы: всегда, всухомятку, ау, гм. Они состоят из одной словоформы.

Строя словосочетание, следует выбрать не просто нужное слово, а нужную словоформу нужного слова: если лист – то зеленый, если листьев – то зеленых; сказано я, значит, годится иду, а не идешь и т.д. Поэтому получается, что словосочетание состоит из словоформ.


Задание 2. Работа в группах. Ознакомьтесь с дефинициями лингвистических терминов. Выпишите изученные конструкции и укажите функции смысло-речевых ситуаций. Дайте устно развернутую характеристику каждому термину.


1) Под термином фонетика (phone – звук, голос, тон) понимается звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи.

Фонетика также – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль и функционирование языка как средства общения людей.

Фонетика