ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Типы научной информации
Цель занятия: Достигать определенных целей коммуникации в ситуациях с высокой степенью заданности параметров с обязательным использованием набора разнообразных языковых средств (синонимия, антонимия) в соответствии с предложенным заданием.
План практического занятия:
-
Конструкции, выражающие квалификацию предмета и его характеристики. -
Общая квалификация предмета (явления), определение терминов, обозначение общепринятого названия предмета (явления). -
Сущность предмета и его функции. -
Указание на внешние признаки или строение.
-
Указание на назначение предмета и его использование. -
Описание внешнего вида или строения предмета. Описание свойств и др. Характеристика свойств, качеств предмета.
Методические указания:
Ознакомиться с правилами изучения фонетики, фонетическим устройством русского языка и его произношением. Ознакомьтесь с источниками, приведенным ниже, а также с материалами с Интернета по данным вопросам темы. Необходимо тщательно подготовиться дать правильные ответы на основе материалов лекций и источников. При возникновении сложностей необходимо обратиться к преподавателю. Можно подготовить презентационный материал.
Рекомендуемая литература:
-
Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В трех частях. Ч.I. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. – М., 2015. -
Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. – М.: Высш. шк., 2014. -
Чекина Е.Б., Сансызбаева С.К., Абаева Ж.С. «Профессионально-ориентированный русский язык». Учебное пособие для студентов-филологов. – Алматы: Қазақ университеті, 2017. – 271с. -
Журавлева Е.А., Асмагамбетова Б.М., Ташимханова Д.С., Яворская Э.Э., Те М.В., Ешекенева А.К. «Профессиональный русский язык»: учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Е.А. Журавлевой–Алматы: Издательство «Эверо», 2014. – 242 с.
О читательском назначении и характеру имеющейся в них информации непериодические научные издания можно условно поделить на определенные типы.
Первый тип
научная литература, отражающая результаты исследований в различных отраслях науки. Она предназначена для высококвалифицированных специалистов - труды классиков науки, публикации научно-исследовательских учреждений, обществ, съездов, конгрессов, книги, отражающих содержание диссертаций и тому подобное. Указанные издания, как правило, содержат многочисленные ссылки на другие работы.
Второй тип научно-популярная литература, которая характеризует достижения науки в форме, доступной читателю неспециалисту. Цель издания такой литературы - распространение знаний среди большого круга читателей (преимущественно неспециалистов). Необходимость пропаганды знаний, особенно в современных условиях, значительно повысила значение этого типа изданий.
Третий тип профессионально-производственная литература - содержит описания технических средств и технологий производственных процессов, организации и управления производством, сведения из различных отраслей практической деятельности. Такая литература предназначена для различных групп специалистов: рабочих, техников, инженеров и тому подобное.
Четвертый тип учебная литература (учебные программы, учебники и учебные пособия, практикумы, учебно-методические пособия, хрестоматии и т. п) различного назначения. Этот тип изданий содержит систематизированные сведения научного и прикладного характера, изданные в форме, удобной для изучения. В частности, учебные пособия для вузов по содержанию во многом приближены к научной литературе. Составляют учебные издания согласно определенных учебных планов.
Пятый тип - литература справочно-энциклопедического характера. Издания этого типа весьма разнообразны по характеру, типам, тематике и содержат сведения научного или прикладного характера, систематизированные в порядке, удобном для их быстрого нахождения. К ним относятся энциклопедии и энциклопедические словари, словари, справочники. Энциклопедия представляет собой одно - или многотомное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или многих отраслей знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей, расположенных по алфавиту. По содержанию энциклопедии бывают универсальными (Большая Советская Энциклопедия - БСЭ в 30 томах которой помещено свыше. 100 тыс. статей; Украинская Советская Энциклопедия - УРЭ в 12 томах), отраслевыми (Математическая энциклопедия, Химическая энциклопедия, Музыкальная знциклопедия, Краткая медицинская знциклопедия), тематическими, персональными. Энциклопедические словари бывают универсальные (Советский Энциклопедический Словарь - СЭС, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона) и отраслевыми (Литературный энциклопедический словарь). Словарь - справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, знаков) с краткими их характеристиками или переводом на другой язык. Широкое распространение получили толковые, терминологические, биографические и целый ряд других словарей. Справочники содержат самые разнообразные сведения. Они отличаются по целевому назначению и
содержанию.
Шестой тип - официально-документальная литература, которая охватывает широкий круг нормативных источников от собраний законов государства, постановлений и распоряжений правительства сборников и отдельных изданий стандартов, технических условий и тому подобное, которые печатаются от имени государственных органов. Такие документы носят законодательный, нормативный или директивный характер. Содержание таких изданий непосредственно связывается с деятельностью того органа, от имени которого публикуются материалы.
Научная информация– информация, создаваемая и получаемая в ходе научного процесса. Она отражает условия, содержание и результаты проводимых исследований. Область научной информации имеет широкие границы и ее классификация по видам является довольно сложной задачей.
Виды научной информации. Классифицировать виды научной информации можно по самым разным признакам и зависимостям.
Как и любая информация, научная информация может быть визуальной, звуковой и тактильной (осязательной). В свою очередь визуальная информация по форме представления бывает текстовой, графической (изобразительной), картографической. Однако для практического использования особенно важны те виды научной информации, которые выделяются по назначению, типу передаваемой информации, способу распространения, степени аналитико-синтетической переработки, области получения или использования.
Научную информацию можно подразделить:
-
по назначению - на массовую и специальную (техническую, строительную, медицинскую, экономическую и др.); -
по типу передаваемой информации - документальную и фактографическую; -
по способу распространения информации - опубликованную и неопубликованную; -
по степени аналитико-синтетической переработки информации - первичную и вторичную.
Таблица 1. Типы научной информации
№ | Тип научной информации (смысло-речевая ситуация (функция)) | Языковые средства (форма) моделей научной информации |
1. | Определение предмета (дефиниция) | Что есть что; Что – это что; Что называется чем; Что называют чем |
2. | Введение термина | Что носит название чего; Что получило название чего; Что имеет название чего |
3. | Квалификация (характеристика) предмета | Что считают чем (каким); Что считается чем (каким); Что представляет собой что; Что кажется (казалось) чем (каким); Что заключается в чем; Что состоит в чем |
4. | Принадлежность предмета к классу | Что относится к чему; Что принадлежит к чему; Что входит в группу (класс, тип) чего; Что является одним из чего |
5. | Классификация предмета | а) Что делят на что; Что разделяют на что; Что подразделяют на что; Различают что б) Что делится на что; Что разделяют на что; Что подразделяется на что; Что различается |
6. | Качественный состав, строение предмета | а) Что входит в состав чего; Что содержится в чем; Что образует что; Что является составной частью чего б) Что состоит из чего; Что содержит что; Что включает в себя что; Что имеет в своем составе что |
7. | Количественный состав предмета | Сколько чего входит в состав чего; Сколько чего содержится в чем; Сколько чего падает на долю чего; Сколько чего приходится на долю чего |
8. | Возникновение, происхождение предмета | а) Что (кто) возникает; Что образуется из чего; Что происходит из чего (от кого); Что развивается из чего; Что зарождается б) Что (кто) появляется; Что получается; Кто получает что; Что получено кем; Что вырабатывает что; Что вырабатывается чем; Что выделяется чем в) Кто создает что; Что изобретает что; Кто конструирует что; Кто изготовляет что |
Задание 1. Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль. Выделите микротемы в тексте. Используя таблицу 1, определите типы научной информации (смысло-речевые ситуации) научного текста, укажите их функции. Выпишите данные конструкции.
Словосочетание
Словосочетание – мельчайшая единица, в которой начинают действовать грамматические законы. Есть словосочетания – просто названия: Большая Медведица, Дальний Восток, мать-и-мачеха. Есть словосочетания – уже предложения: Нам холодно; Побегу домой. Словосочетание – на полпути от названия к предложению. В нём уже проснулась связная мысль, оно – простейшая смысловая, мыслительная единица, созданная говорящим.
Только что было сказано, что оно состоит из слов. Не поздно исправить неточность: не из слов, а из словоформ. Слова употребляются в речи по-разному: вода – воды – воде; пишу – пишут – писали – буду писать; зеленая – зеленый – зеленых – зелен… Это словоформы – грамматически обусловленные разновидности одного и того же слова. Бывают слова, которые не расщепляются на словоформы: всегда, всухомятку, ау, гм. Они состоят из одной словоформы.
Строя словосочетание, следует выбрать не просто нужное слово, а нужную словоформу нужного слова: если лист – то зеленый, если листьев – то зеленых; сказано я, значит, годится иду, а не идешь и т.д. Поэтому получается, что словосочетание состоит из словоформ.
Задание 2. Работа в группах. Ознакомьтесь с дефинициями лингвистических терминов. Выпишите изученные конструкции и укажите функции смысло-речевых ситуаций. Дайте устно развернутую характеристику каждому термину.
1) Под термином фонетика (phone – звук, голос, тон) понимается звуковая система языка, т.е. прежде всего его звуки, но не только они, а их фонетические чередования, различные виды ударения и др. вопросы, касающиеся звукового оформления речи.
Фонетика также – наука о звуковой стороне языка, изучающая способы образования звуков речи, их изменения в речевом потоке, их роль и функционирование языка как средства общения людей.
Фонетика