Файл: Тема Типы научной информации Цель занятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– это лингвистическая дисциплина, изучающая физиологические способы образования звуков языка, их акустическую характеристику, а также закономерности их изменения в потоке речи (Сенкевич).

До 40-х годов ХХ века фонетика считалась частью грамматики. В настоящее время фонетика является самостоятельной лингвистической дисциплиной, со своими методами исследования, задачами и целями.
2) Графика– это научная дисциплина, описывающая систему буквенных знаков и других условных символов, употребляемых на письме. В основе графики лежит звуковой анализ речи или фонетика, т.к. фонетика отражается в алфавите и в правилах чтения букв. Конечно, между графическими и фонетическими законами нет полного соответствия. Графика из-за своего упрощённого характера не может полностью отразить все существующие фонетические законы. Но зато графика может отразить действовавшие когда-то, но утратившиеся со временем фонетические процессы.


3) Орфография– это научная дисциплина, описывающая общепринятые, узаконенные правила написания слов и их значимых частей. Связь фонетики и орфографии состоит в том, что во многих случаях правила написания слов, их грамматических форм и морфем опираются на прошлые или современные фонетические законы. Такие орфографические правила носят название «фонетического принципа». Но для русского правописания основным является фонемный принцип написания, а не фонетический, т.е. орфографические правила иногда действуют вопреки произношению, с учётом фонематического, традиционного и дифференцирующего принципа. Это делает взаимоотношения фонетики и орфографии очень сложными.


Задание 3. Прочитайте текст, найдите в нем определение понятий толковый словарь, этимологический словарь, фразеологический словарь, словарь собственных имен. Дайте определение данным понятиям с помощью конструкции что представляет собой что.

Словари
Словарное богатство русского языка отражено в лингвистических словарях. Словари не просто перечисляют слова. Они объясняют слова, раскрывая их содержание, указывают на их интересные особенности, причем каждый словарь делает это по-своему. Каждый тип словаря по-своему интересен и важен.


Самые "главные", самые важные – толковые словари. Если вы хотите узнать точное значение какого-либо слова, обратитесь к толковому словарю. Толковый словарь объясняет значение слов. Если слово многозначно, словарь приводит все его значения. Есть краткие толковые словари. Таков, например, однотомный "Словарь русского языка " под редакцией С.И. Ожегова. К "средним" по объему толковым словарям можно отнести "Толковый словарь русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова (часто его называют просто "Словарь Ушакова") и "Словарь русского языка" в четырех томах (обычно его называют "Малый академический"). Самый большой по объему толковый словарь – 17-томный "Словарь современного русского литературного языка" (или "Большой академический"). Объем толкового словаря зависит не только от количества слов, включенных в словарь. В словаре С.И. Ожегова – около 57000 слов, а в Большом академическом – 120000, то есть примерно в 2 раза больше, а по объему Большой академический превосходит словарь Ожегова приблизительно в 12 раз. Дело в том, что в "больших" словарях каждое слово объясняется подробнее, глубже, в них приводится гораздо больше примеров употребления слов в произведениях русских писателей, публицистов, ученых.

Толковые словари в какой-то мере являются и словарями произношения: слова в них даются с ударением и с указанием некоторых других "звуковых" особенностей. Приводятся в таких словарях и некоторые грамматические формы слов. Толковые словари дают, как правило, и стилистическую характеристику слова: если слово употребляется преимущественно в устной речи, дается помета разг. (то есть разговорное) или прост. (просторечное). Эта последняя помета одновременно предупреждает о том, что слово нелитературное. Есть и другие пометы, характеризующие то или иное слово как областное, узкоспециальное и т.д.

В конце каждой словарной статьи (словарной статьей называется часть словаря, посвященная одному слову) в толковых словарях приводятся фразеологические обороты, в которые входит объясняемое слово.

Особое место среди толковых словарей занимает "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля. Словарь содержит более 200000 слов. В него вошла не только литературная лексика 60-х годов Х1Х века, но и огромное количество областных слов.

Есть словари более узкого, более специального назначения, чем толковые. Если вам ясно значение слова, а затрудняет только его произношение или 

образование каких-то грамматических форм, наведите справки в "Словаре русского литературного произношения и ударения".

Кто же интересуется происхождением тех или иных слов русского языка, может обратиться к этимологическим словарям. Правда, работа с большинством этимологических словарей (таких, как "Этимологический словарь русского языка" А.Г. Преображенского, "Этимологический словарь русского языка" М. Фасмера, "Краткий этимологический словарь русского языка" В.В. Иванова, Т.В. Шанской, Н.М. Шанского) требуют предварительной языковедческой подготовки. Очень прост и доступен для понимания неподготовленного читателя этимологический словарь Л.В. Успенского "Почему не иначе?"
Многих интересует происхождение географических названий – наименование частей света, стран, городов, гор, рек и т.п. Здесь поможет топонимический словарь.

Если кто-то хочет узнать первоначальное значение своего имени или кому-то интересно, какие уменьшительные формы существуют от того или иного имени, можно обратиться к словарю собственных имен.

Фразеологические словари содержат фразеологические обороты русского языка с указанием их значения, происхождения, употребления в речи и т.д.

Есть и другие типы словарей: словари синонимов, антонимов, паронимов, орфографические словари, словарь сокращений русского языка, словари языка писателей (например, "Словарь языка Пушкина"), словообразовательные словари, словари пословиц и поговорок и многие другие.


Задание 4. Прочитайте текст и замените повторяющиеся словосочетания синонимами, используя конструкции: содержать что, включать в себя что, состоять из чего, иметь в своем составе что, подразделяться на что.


М.В. Ломоносов о строении молекул

Молекулы различных тел различаются по количеству и по виду атомов, которые входят в их состав. Ломоносов писал, что молекула может быть однородной и разнородной. Если в состав молекулы входят одинаковые атомы, молекула однородная; если в состав молекулы входят разные атомы, молекула разнородная. Если в состав какого-либо тела входят однородные молекулы, то такое тело надо считать простым; наоборот, если в состав какого-либо тела 
входят разнородные молекулы, то такое тело надо считать смешанным.


Задание на СРС

1. Работа в группах. Используя ресурсы интернета найдите примеры разных моделей следующих смысло-речевых ситуаций по своей специальности. При поиске опирайтесь на вышеприведенную таблицу.

  1. Введение термина

  2. Квалификация предмета

  3. Принадлежность предмета к классу

  4. Классификация предмета

  5. Качественный состав, строение предмета

  6. Количественный состав предмета

7) Возникновение, происхождение предмета
2.  Прочитайте текст. Какую информацию он содержит? Для кого предназначен текст: для профессионалов, массового читателя или для учебных целей? Обоснуйте свой ответ. Объясните структуру текста: найдите вступление, основную часть и заключение. Выпишите из текста дефиниции.


Понятие о звуке речи

Звук – это первичный языковой элемент, который воспринимается нашими чувствами. Он лежит в основе всей материальной формы языка. Звук речи – это минимальная, исторически сложившаяся, далее не делимая чувственным восприятием звуковая единица [Сенкевич].

Звук речи существует не зависимо от воли человека. Объективность звуков обусловлена тем, что существующий набор звуков в том или ином языке возник в силу особых исторических условий жизни народа – носителя данного языка. Этой причиной объясняется и наличие разных звуков в разных языках.

Звук отличается от другой языковой материальной единицы графики – буквы тем, что он не был изобретён человеком (буква была). Человек не может изменить звуки, звуковую систему языка. Звук объективен. А буква субъективна, это искусственное явление. Алфавит подчинён воле человека и может быть им изменён.

Звук – самая важная единица языка, т.к. он обеспечивает существование языка в целом.

Звуки выделяются в потоке речи, когда мы начинаем членить его на сегменты. Они являются мельчайшими звуковыми сегментами, которые не членятся на более мелкие отрезки.

В отличие от таких языковых единиц, как фонема, морфема, лексема, предложение, звук не имеет своего значения. Он не называет предметов реальной действительности и не вызывает в нашем сознании никаких ассоциаций. Хотя это не совсем так. Звуки тоже могут напоминать нам о чём-то, могут восприниматься нами негативно и позитивно.


Но, несмотря на свою незначимость, звуки вступают в комбинаторные отношения друг с другом, образуют морфемы и слова, которые имеют грамматическое и лексическое значения. Так определённый набор звуков в слове стол вызывает у нас определённый набор ассоциаций, значений, которые закрепились за данным звуковым комплексом в процессе исторического развития русской нации и русского языка.

Лексически значимый звуковой сегмент стол можно разложить на минимальные, далее чувственно неразложимые сегменты, которые не имеют никаких языковых значений. Такие сегменты и называются звуками.

 Перескажите текст в форме диалога.


3. Работа в группах. Опираясь на научную информацию по своей специальности, составьте текст с использованием всех типов научной информации по Таблице 1.
Подготовьте по желанию презентации на темы «Типы научной информации», «Сущность предмета и его функции».