Файл: Методические указания для слушателей, обучающихся по программе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЫПУСКНАЯ (АТТЕСТАЦИОННАЯ) РАБОТА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для слушателей, обучающихся по программе
"Executive MBA (для руководителей)"
составители: к.э.н., доц. Гладких И.В.
к.э.н., доц. Удовиченко О.М.
Санкт-Петербург
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. Общие положения
Подготовка выпускных (аттестационных) работ - завершающий этап учебного процесса, обязательный для всех слушателей программы Executive
МВА. Данная форма обучения и контроля преследует несколько целей:
♦ способствовать глубокому и всестороннему усвоению учебного материала;
♦ развивать способности применения полученных знаний и навыков в исследовательско-практической деятельности;
♦ развивать навыки системного мышления, умение идентифицировать проблемы развития организаций и разрабатывать пути их решения на основе системного комплексного подхода;
♦ развивать навыки работы в команде;
♦ совершенствовать умение осуществлять самостоятельное получение, подбор и анализ фактологического материала в реальных условиях хозяйственной деятельности организаций;
♦ совершенствовать возможности самостоятельного углубления знаний на основе базовой подготовки, оперативного получения дополнительных знаний, развивать навыки работы со специальной литературой и электронными базами данных;
♦ помочь слушателям в организации самостоятельного решения проблем развития предприятий и организаций.
Кроме того, аттестационная работа, наряду с другими формами контроля, является показателем степени усвоения слушателем полученных знаний и показателем решения других задач, предусмотренных концепцией программы.
Оценка аттестационной работы по итогам ее защиты аналогична по своему значению выпускному экзамену по специальности.
Выпускная (аттестационная) работа представляет собой документ, который содержит анализ и обоснование развития бизнеса (в целом или по решению конкретных проблем) одной из компаний, действующих на российском рынке.
Работа может носить как исследовательский, так и исследовательско- внедренческий характер, но в любом случае она должна содержать рекомендации по развитию бизнеса.
Основными требованиями, предъявляемыми к аттестационной работе, являются:
♦ свободная ориентация в базовых областях менеджмента, умение показать связь предлагаемых практических решений с передовыми достижениями теоретических исследований;
♦ комплексный межфункциональный подход к рассмотрению проблем управления предприятиями и организациями; работа должна демонстрировать целостное видение авторами проблем развития организаций и путей их решения;
♦ самостоятельный характер работы, обоснование авторского понимания
возможностей практического использования теоретических концепций и их значения, разработка и обоснование собственного подхода к решению дискуссионных проблем теории и практики менеджмента, самостоятельный характер изложения материала;
♦ оформление работы в соответствии с существующими правилами. К защите принимаются только работы, выполненные с использованием компьютерного набора и оформленные в соответствии с изложенными в настоящих рекомендациях стандартами.
Желательно использование в работе электронных баз данных и оригинальных источников на иностранных языках.
Объем работы определяется прежде всего задачей раскрытия темы исследования, необходимостью полной реализации поставленных задач.
Жестких "норм" относительно объёма работ не устанавливается. Главное условие - это полное раскрытие темы. Обычно объём выпускной работы составляет около 50 страниц текста (без учёта приложений). Рекомендуется не перегружать текст работы большим количеством фактологического материала и расчетов. Материалы такого рода должны быть представлены в приложениях.
В целом работа представляет собой детальное, обоснованное описание реализованного исследовательского или внедренческого проекта. Как правило, этот проект готовится группой слушателей в организации, которая не является основным местом работы лиц, привлечённых к его выполнению. В ходе работы над проектом слушатели выполняют диагностику, идентифицируют проблемы и вырабатывают собственные рекомендации их решения. Авторские рекомендации решения проблем и обоснования развития бизнеса в условиях, не позволяющих окончательно разрешить некоторые противоречия, должны быть концептуально обоснованы. Это обоснование должно быть понятно читателю и опираться на аргументированные авторами представления об исследуемой области. Дело не только в том, чтобы упомянуть используемые концепции или модели, но и в том, чтобы раскрыть авторское их понимание.
Какая бы проблема (проблемы) не анализировались слушателями, она должна быть рассмотрена с учётом межфункциональных аспектов деятельности организаций. Например, если центральная часть проекта посвящена реорганизации системы управления маркетингом в компании, то этот проект должен быть связан с анализом стратегических, общеуправленческих, финансовых и иных проблем развития организации и иметь соответствующие обоснования.
С учетом названных требований работа может быть выполнена в различной форме. Определённая её часть может соответствовать (по форме) письменному отчету по деятельности внешнего консультанта (диагностика организации, рекомендации). Результаты анализа могут быть представлены в форме бизнес- плана компании (проекта). Исследование уже реализованного проекта с анализом ошибок и рекомендациями на будущее может быть выполнен по схеме анализа
♦ оформление работы в соответствии с существующими правилами. К защите принимаются только работы, выполненные с использованием компьютерного набора и оформленные в соответствии с изложенными в настоящих рекомендациях стандартами.
Желательно использование в работе электронных баз данных и оригинальных источников на иностранных языках.
Объем работы определяется прежде всего задачей раскрытия темы исследования, необходимостью полной реализации поставленных задач.
Жестких "норм" относительно объёма работ не устанавливается. Главное условие - это полное раскрытие темы. Обычно объём выпускной работы составляет около 50 страниц текста (без учёта приложений). Рекомендуется не перегружать текст работы большим количеством фактологического материала и расчетов. Материалы такого рода должны быть представлены в приложениях.
В целом работа представляет собой детальное, обоснованное описание реализованного исследовательского или внедренческого проекта. Как правило, этот проект готовится группой слушателей в организации, которая не является основным местом работы лиц, привлечённых к его выполнению. В ходе работы над проектом слушатели выполняют диагностику, идентифицируют проблемы и вырабатывают собственные рекомендации их решения. Авторские рекомендации решения проблем и обоснования развития бизнеса в условиях, не позволяющих окончательно разрешить некоторые противоречия, должны быть концептуально обоснованы. Это обоснование должно быть понятно читателю и опираться на аргументированные авторами представления об исследуемой области. Дело не только в том, чтобы упомянуть используемые концепции или модели, но и в том, чтобы раскрыть авторское их понимание.
Какая бы проблема (проблемы) не анализировались слушателями, она должна быть рассмотрена с учётом межфункциональных аспектов деятельности организаций. Например, если центральная часть проекта посвящена реорганизации системы управления маркетингом в компании, то этот проект должен быть связан с анализом стратегических, общеуправленческих, финансовых и иных проблем развития организации и иметь соответствующие обоснования.
С учетом названных требований работа может быть выполнена в различной форме. Определённая её часть может соответствовать (по форме) письменному отчету по деятельности внешнего консультанта (диагностика организации, рекомендации). Результаты анализа могут быть представлены в форме бизнес- плана компании (проекта). Исследование уже реализованного проекта с анализом ошибок и рекомендациями на будущее может быть выполнен по схеме анализа
конкретной ситуации (кейса) из практики российских или зарубежных компаний.
Какая бы форма подготовки работы ни была выбрана авторами, задача слушателей - представить самостоятельное прикладное исследование.
Недопустимо ограничиться простым изложением отдельного случая из практики бизнеса без попытки собственного анализа и разработки собственных рекомендаций.
Непосредственную помощь в подготовке выпускной работы слушателям оказывают преподаватели - члены консультационной группы, которые назначаются академическим директором программы.
В обязанности научных консультантов входит:
♦ систематическое консультирование слушателей по вопросам, связанным со сбором материала, его анализом, использованием терминологического
(понятийного) аппарата, формулировкой целей и задач исследования, прочим вопросам, связанным с написанием выпускной работы;
♦ участие в семинарах по подготовке выпускных работ, активное обсуждение и выдача необходимых рекомендаций;
♦ участие в обсуждении итогов предварительной презентации работ на специальном семинаре, выдача рекомендаций по внесению изменений, подготовки дополнительной аргументации, материалов и т.п.
Научные консультанты не принимают участия в процессе рецензирования работ, не участвуют в заседании Государственной комиссии по защите аттестационных работ и не имеют права влиять на формирование мнения рецензентов и членов комиссии по оценке работ. Научные консультанты имеют право присутствовать на защите работ и задавать вопросы участникам группы в процессе прохождения защит.
2. Этапы работы над проектом
Работа выполняется на материалах реально существующей компании – как правило российской или зарубежной, действующей на российском рынке.
Обычно написание работы включает следующие основные этапы:
1. Распределение слушателей по малым группам для целей прохождения практики и выполнения работы. Численность каждой группы не может составлять более пяти человек и менее трех. Выполнение работы единственным слушателем возможно в исключительных случаях обучения по индивидуальному плану (повторная защита). В группе должны быть слушатели, проявляющие больший интерес к разным функциональным сторонам деятельности организации
(маркетинг, финансы, персонал).
Группы формируются самими слушателями, однако директор программы или координатор выпускных проектов вправе перераспределить слушателей между
Какая бы форма подготовки работы ни была выбрана авторами, задача слушателей - представить самостоятельное прикладное исследование.
Недопустимо ограничиться простым изложением отдельного случая из практики бизнеса без попытки собственного анализа и разработки собственных рекомендаций.
Непосредственную помощь в подготовке выпускной работы слушателям оказывают преподаватели - члены консультационной группы, которые назначаются академическим директором программы.
В обязанности научных консультантов входит:
♦ систематическое консультирование слушателей по вопросам, связанным со сбором материала, его анализом, использованием терминологического
(понятийного) аппарата, формулировкой целей и задач исследования, прочим вопросам, связанным с написанием выпускной работы;
♦ участие в семинарах по подготовке выпускных работ, активное обсуждение и выдача необходимых рекомендаций;
♦ участие в обсуждении итогов предварительной презентации работ на специальном семинаре, выдача рекомендаций по внесению изменений, подготовки дополнительной аргументации, материалов и т.п.
Научные консультанты не принимают участия в процессе рецензирования работ, не участвуют в заседании Государственной комиссии по защите аттестационных работ и не имеют права влиять на формирование мнения рецензентов и членов комиссии по оценке работ. Научные консультанты имеют право присутствовать на защите работ и задавать вопросы участникам группы в процессе прохождения защит.
2. Этапы работы над проектом
Работа выполняется на материалах реально существующей компании – как правило российской или зарубежной, действующей на российском рынке.
Обычно написание работы включает следующие основные этапы:
1. Распределение слушателей по малым группам для целей прохождения практики и выполнения работы. Численность каждой группы не может составлять более пяти человек и менее трех. Выполнение работы единственным слушателем возможно в исключительных случаях обучения по индивидуальному плану (повторная защита). В группе должны быть слушатели, проявляющие больший интерес к разным функциональным сторонам деятельности организации
(маркетинг, финансы, персонал).
Группы формируются самими слушателями, однако директор программы или координатор выпускных проектов вправе перераспределить слушателей между
группами с целью обеспечения более продуктивной работы всех членов группы.
Каждая группа из числа слушателей выдвигает координатора проекта.
Координатор обеспечивает согласованное выполнение проекта, в частности поддержание рабочих контактов между участниками группы, группой и организацией, группой и научными консультантами.
2. Выбор каждой группой организации, на базе которой слушатели будут проходить практику и выполнять аттестационную работу. Выбор организации, как правило, осуществляется из списка, предлагаемого руководством программы.
Слушатели имеют право предлагать свои варианты различных организаций для прохождения практики и написания работы, однако данный выбор должен быть согласован с директором программы и оформлен необходимой заявкой от организации. Следует также иметь в виду, что не допускается прохождение практики и написание работы на базе организации, с которой аффилирован
(работает, владеет либо иным образом влияет на ее деятельность) слушатель данной группы (не только малой группы, но и всей группы в целом).
3. Знакомство группы с организацией и определение общего направления
(направлений) подготовки проекта. На данном этапе предусматривается первая встреча группы с представителями базовой организации, обсуждение проблем и направлений, актуальных для организации, намечается план взаимодействия группы с организацией, процедура предоставления необходимой информации и организации встреч и интервью с сотрудниками организации. На первоначальном этапе взаимодействия, связь с компанией и организацию встречи помогает осуществить менеджер программы Executive МВА. Обращаем внимание слушателей, что цели и задачи их проекта могут выходить за рамки тех задач,
которые ставит перед ними базовая организация.
4. Участие
в
подготовительных
семинарах.
Целью проведения подготовительных семинаров является всемерная помощь слушателям программы в подготовке и написании выпускной работы. Семинары организуются и проводятся с участием преподавателей - членов консультационной группы. На семинаре слушатели получают информацию о требованиях к выпускной работе, сроках написания, порядке работы с научными консультантами. Директор программы и консультанты дают рекомендации по существенным аспектам работы, рассказывают о возможных ошибках и трудностях, обсуждают критерии оценки работ.
На подготовительных семинарах рекомендуется также обсудить условные названия выпускных аттестационных работ, а также, цели и задачи каждой работы. Семинары проводятся в течение всего времени работы над проектом.
5. Этап 1. Составление плана проекта, распределение обязанностей в группе,
согласование графика реализации проекта. На данном этапе важную роль в группе играет координатор проекта. Слушателям следует иметь в виду, что отсутствие четкого плана и графика проекта, а также его неисполнение, как
Каждая группа из числа слушателей выдвигает координатора проекта.
Координатор обеспечивает согласованное выполнение проекта, в частности поддержание рабочих контактов между участниками группы, группой и организацией, группой и научными консультантами.
2. Выбор каждой группой организации, на базе которой слушатели будут проходить практику и выполнять аттестационную работу. Выбор организации, как правило, осуществляется из списка, предлагаемого руководством программы.
Слушатели имеют право предлагать свои варианты различных организаций для прохождения практики и написания работы, однако данный выбор должен быть согласован с директором программы и оформлен необходимой заявкой от организации. Следует также иметь в виду, что не допускается прохождение практики и написание работы на базе организации, с которой аффилирован
(работает, владеет либо иным образом влияет на ее деятельность) слушатель данной группы (не только малой группы, но и всей группы в целом).
3. Знакомство группы с организацией и определение общего направления
(направлений) подготовки проекта. На данном этапе предусматривается первая встреча группы с представителями базовой организации, обсуждение проблем и направлений, актуальных для организации, намечается план взаимодействия группы с организацией, процедура предоставления необходимой информации и организации встреч и интервью с сотрудниками организации. На первоначальном этапе взаимодействия, связь с компанией и организацию встречи помогает осуществить менеджер программы Executive МВА. Обращаем внимание слушателей, что цели и задачи их проекта могут выходить за рамки тех задач,
которые ставит перед ними базовая организация.
4. Участие
в
подготовительных
семинарах.
Целью проведения подготовительных семинаров является всемерная помощь слушателям программы в подготовке и написании выпускной работы. Семинары организуются и проводятся с участием преподавателей - членов консультационной группы. На семинаре слушатели получают информацию о требованиях к выпускной работе, сроках написания, порядке работы с научными консультантами. Директор программы и консультанты дают рекомендации по существенным аспектам работы, рассказывают о возможных ошибках и трудностях, обсуждают критерии оценки работ.
На подготовительных семинарах рекомендуется также обсудить условные названия выпускных аттестационных работ, а также, цели и задачи каждой работы. Семинары проводятся в течение всего времени работы над проектом.
5. Этап 1. Составление плана проекта, распределение обязанностей в группе,
согласование графика реализации проекта. На данном этапе важную роль в группе играет координатор проекта. Слушателям следует иметь в виду, что отсутствие четкого плана и графика проекта, а также его неисполнение, как
правило, приводит к невысокому качеству итогового результата - выпускной аттестационной работы. Как план, так и график проекта могут в дальнейшем корректироваться, по мере поступления и обработки фактологического материала и уточнения целей работы, однако мы настоятельно рекомендуем слушателям учитывать собственную высокую загруженность и не откладывать написание работы на последние дни.
6. Этап 2. Самостоятельный сбор первичного материала (реализация исследования, подбор интересующей финансовой отчетности, встречи и интервью с представителями организации и т.п.). На данном этапе необходимо детально продумать, какая информация действительно необходима для выполнения работы и как ее получить. В случае, если информацию нужно получать непосредственно в самой организации, нужно учитывать, что ее представители не всегда готовы тратить свое рабочее время и отвлекаться на посторонние дела, поэтому необходимо заранее составить и передать в организацию перечень необходимой информации, отчетности, встреч и т.д., совместно с руководством назначить ответственных лиц (как со стороны организации, так и со стороны группы), обменяться контактной информацией, согласовать график передачи документов и встреч. Напомним, что одной из задач слушателей при выполнении работы является демонстрация способности получения необходимой для поставленной проблемы информации.
7. Этап 3. Подбор специальной литературы и информации из электронных баз
данных, изучение подобранной литературы. Обращаем внимание слушателей, что не существует единственного открыто публикуемого источника, в котором можно было бы найти полную библиографию по интересующей его проблеме на русском и иностранных языках. Подобранная литература используется для лучшего понимания отдельных концепций и технологий. В специальной литературе содержится также анализ опыта успешных компаний, который может быть творчески осмыслен и применён для решения задач собственного проекта. Особое внимание следует обратить на богатейшие электронные ресурсы библиотеки Высшей школы менеджмента. В представленных электронных базах можно найти разнообразную информацию о компаниях и рынках как российских, так и зарубежных, что позволит обогатить проект сравнительными исследованиями по различным вопросам.
6. Этап 2. Самостоятельный сбор первичного материала (реализация исследования, подбор интересующей финансовой отчетности, встречи и интервью с представителями организации и т.п.). На данном этапе необходимо детально продумать, какая информация действительно необходима для выполнения работы и как ее получить. В случае, если информацию нужно получать непосредственно в самой организации, нужно учитывать, что ее представители не всегда готовы тратить свое рабочее время и отвлекаться на посторонние дела, поэтому необходимо заранее составить и передать в организацию перечень необходимой информации, отчетности, встреч и т.д., совместно с руководством назначить ответственных лиц (как со стороны организации, так и со стороны группы), обменяться контактной информацией, согласовать график передачи документов и встреч. Напомним, что одной из задач слушателей при выполнении работы является демонстрация способности получения необходимой для поставленной проблемы информации.
7. Этап 3. Подбор специальной литературы и информации из электронных баз
данных, изучение подобранной литературы. Обращаем внимание слушателей, что не существует единственного открыто публикуемого источника, в котором можно было бы найти полную библиографию по интересующей его проблеме на русском и иностранных языках. Подобранная литература используется для лучшего понимания отдельных концепций и технологий. В специальной литературе содержится также анализ опыта успешных компаний, который может быть творчески осмыслен и применён для решения задач собственного проекта. Особое внимание следует обратить на богатейшие электронные ресурсы библиотеки Высшей школы менеджмента. В представленных электронных базах можно найти разнообразную информацию о компаниях и рынках как российских, так и зарубежных, что позволит обогатить проект сравнительными исследованиями по различным вопросам.
8. Этап 4. Анализ и обработка собранной информации. На данном этапе выполнения проекта слушателями выполняется обоснование методов анализа первичных данных, проводится оценка достоверности и репрезентативности используемых данных. Далее следует количественный и качественный анализ информации. На основании проведенного анализа делаются выводы и приводится их обоснование.
9. Этап 5. Написание собственно текста выпускного проекта. Перед тем, как перейти к написанию текста, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли, содержание основных форм итоговых документов и тезисов, выносимых на защиту.
10. Апробация работы на специальном семинаре по презентации выпускных проектов (предварительная защита). Для презентации на специальном семинаре должны быть подготовлены материалы, исчерпывающе раскрывающие содержание и основные результаты проекта. Слушателям рекомендуется представить на семинаре готовую презентацию своего проекта и текст работы в степени готовности не менее 85%. В семинаре активно участвуют научные консультанты. В ходе обсуждения может быть выяснена необходимость внесения исправлений, подготовки дополнительной аргументации, поиска дополнительных материалов и т.п.
11. Окончательная доработка проекта и подготовка полного текстового
варианта работы. Полный текстовый вариант работы сдается в офис программ Executive МВА в оформленном, но не переплетенном виде (в 2-х экземплярах) и в электронном виде (в формате pdf), не позднее, чем за 7 рабочих дней до даты защиты.
12. Подготовка презентации. Оценка работы государственной аттестационной комиссией в значительной мере базируется на качестве представленной слушателями группы презентации и ответов на вопрос. Поэтому мы рекомендуем слушателям обратить самое серьезное внимание на качество презентационных материалов и собственно презентации. (Продолжительность презентации 20 мин.)
3.
Ресурсное обеспечение работы над проектом.
В подборе информации для составлении библиографии большую помощь могут оказать систематические каталоги и специальные обзоры новой литературы научных библиотек, планы издательств, бюллетени специальных агентств, периодические информационные издания
(например,
Библиографический указатель Института научной информации по общественным наукам [ИНИОН]), реферативные сборники и т.п. Необходимо самостоятельно ознакомиться с публикациями в специальных журналах по менеджменту.