Файл: Правовое регулирование донорства органов и тканей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Юридические аспекты трансплантологии

2.1 Пределы допустимости трансплантации

Юридические и правовые вопросы, условия и порядок клинической трансплантации органов в нашей стране регламентированы Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей» и другими подзаконными актами. Эти документы определяют условия и порядок трансплантации органов и тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации ВОЗ.

Забор и заготовка органов и тканей человека разрешается только в государственных учреждениях здравоохранения, а их трансплантация — только в специализированных учреждениях. Перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор, заготовку и трансплантацию органов и тканей человека, а равно правила их деятельности утверждаются МЗиМП РФ совместно с РАМН. Органы и ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. Ответственность за диагноз смерти человека полностью лежит на устанавливающих смерть мозга врачах того лечебного учреждения, где умер больной.

Заключение о смерти дается на основе констатации необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), установленной в соответствии с процедурой, утвержденной МЗиМП РФ. В диагностике смерти в случае предполагаемого использования в качестве донора умершего запрещается участие трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею. В том случае, когда требуется проведение судебно-медицинской экспертизы, разрешение на изъятие органов и тканей у трупа должно быть дано также судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора.

В настоящее время техника операций изъятия и трансплантации паренхиматозных органов хорошо разработана и стандартизована. Оптимальным считается мультиорганный забор, когда у одного донора-трупа в течение одной операции изымаются несколько органов (сердце, печень, почки, легкие и т.д.). Например: 17. В целях организации медицинской деятельности
, связанной с трансплантацией (пересадкой) костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, а также с донорством костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, осуществляется ведение Федерального регистра доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, донорского костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток, реципиентов костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток (далее в настоящей статье - Федеральный регистр), содержащего следующие сведения о донорах, реципиентах и лицах, изъявивших намерение стать донорами костного мозга и (или) гемопоэтических стволовых клеток: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии); 2) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, фамилия, которая была у него при рождении, а также информация обо всех случаях изменения фамилии и (или) имени на протяжении жизни гражданина; 3) дата рождения; 4) пол; 5) адрес места жительства; 6) серия и номер паспорта (свидетельства о рождении) или иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов; 7) уникальный идентификационный номер; 8) дата включения в Федеральный регистр; 9) результаты медицинского обследования лица, изъявившего намерение стать донором костного мозга и (или) гемопоэтических стволовых клеток, и результаты медицинского обследования донора костного мозга и (или) гемопоэтических стволовых клеток; 10) сведения об изъятии костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток; 11) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации. (часть 17 введена Федеральным законом от 01.05.2022 N 129-ФЗ) 18. Создание, ведение и развитие Федерального регистра осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по организации деятельности службы крови. Порядок ведения Федерального регистра, в том числе сроки и порядок представления сведений в Федеральный регистр, перечень сведений, обмен которыми осуществляется с использованием единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, порядок доступа к сведениям, содержащимся в Федеральном регистре, и их использования устанавливаются Правительством Российской Федерации. (часть 18 введена Федеральным законом от 01.05.2022 N 129-ФЗ)

2.2 Трансплантология и уголовное право


Ключевым нормативным правовым актом на территории России, регламентирующим вопросы пересадки органов человека является Закон РФ от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (Далее – Законы № 4180-1). Данный закон в целом соответствует признанным мировым стандартам в сфере трансплантологии и донорства.

В законе (ст. 1) признается, что пересадка донорских органов реципиенту – крайнее средство, применяемое только в случае отсутствия гарантии сохранения жизни больного или восстановления его здоровья другими медицинскими средствами. Также отмечается, что изъятие органов у живого донора допускается только на основании заключения консилиума врачей-специалистов, что данная хирургическая манипуляция не причинит значительного вреда его здоровью. Высказывается мнение, что подобная установка не соотносится с биоэтическим принципом «не навреди»; в свою очередь, видный советский юрист И.И. Горелик в качестве фундаментального рассматривал именно принцип оптимальной заботы об интересах донора.

Проблема презумпции согласия. Отвечая на вопрос о том, какая именно система определения волеизъявления лица относительно судьбы человеческого тела после его смерти закреплена в российской законодательстве, укажем на ст. 8 Закона № 4180-1, прямо закрепляющую презумпцию согласия. Статья звучит следующим образом: «Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту».

Следует сказать, что в многочисленных публикациях по правовым проблемам трансплантологии РФ данная норма, закрепившая презумпцию согласия, подвергается серьезной критике, как не способствующая реализации прав и законных интересов доноров.

Анализируемая нами статья уже не раз становилась предметом рассмотрения Конституционного суда РФ (далее – КС) на предмет нарушения конституционных прав и свобод граждан. Так, в 2003 г. вопрос о конституционности ст. 8 Закона РФ № 4180-1 рассматривался по запросу Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда, рассматривавшего кассационную жалобу гражданки Л.В. Житинской на решение Октябрьского районного суда. Фабула дела заключается в следующем: из акта судебно-медицинского исследования трупа сына истице стало известно, что в целях проведения трансплантационных мероприятий сотрудниками медицинского учреждения у него были изъяты обе почки; по словам Житинской, о данном намерении медицинского персонала в известность она поставлена не была, изъятие производилось без ее согласия. В Октябрьский районный суд г. Саратова был подан иск к медицинскому учреждению, осуществившему забор органов – Саратовской областной больнице – о компенсации морального вреда.


Появление данного критерия было вызвано различными предпосылками. Отмечается, что его формирование, обусловленное необходимостью выработать медицинские, юридические и нравственные основания забора органов, связано именно с целями и задачами трансплантологии.

Современное российское законодательство, представленное в данном вопросе Постановлением Правительства РФ от 20.09.2012 N 950 «Об утверждении Правил определения момента смерти человека…», исходит из признания моментом смерти человека момент смерти его мозга или биологической смерти.

Так, смертью мозга признается полное и необратимое прекращении всех функций головного мозга, регистрируемое при работающем сердце и искусственной вентиляции легких, наступающее при его первичном или вторичном повреждении. Дабы предупредить возможные человеческие ошибки при работе со столь сложным как с медицинской, так нравственной и юридической точки зрения вопросом, законодатель обязал проводить констатацию смерти мозга консилиумом врачей-специалистов в строго определенном алгоритме фиксации наличия клинических критериев.

В свою очередь биологическая смерть устанавливается на основе наличия ранних или поздних трупных изменений.

В документах ВОЗ содержится несколько иная формулировка, согласно которой диагноз смерти устанавливается на основании результатов экспертизы, соответствующей критериями смерти мозга или «сердечной смерти».

Раскрыв содержание современного критерия определения смерти человека – смерть мозга, вернемся к оговоренному в начале принципу независимости медицинских бригад, добавив финансовую самостоятельность. Исследователи отмечают, что медицинские персоналы должны быть не только организационно, но и материально не пересекаться друг с другом, что лишний раз гарантирует права и законные интересы всех лиц, вовлеченных в процесс пересадки органов и тканей человека.

Далее необходимо сказать, что сегодня особо популярной является коммерческая медицинская помощь, доступ к которой открыт прежде всего лицам с высокими доходами. Напомним, что трансплантация рассматривается в наши дни как крайнее средство спасения жизни и здоровья пациента, которое в условиях неуважения принципа равноправия приводит к нарушению очередности на пересадку органов.

Исследователи единогласны во мнении, что при разработке регуляторных документов необходимо обеспечивать равные потенциальные возможности для операций по пересадкам вне зависимости от материального положения реципиентов.


Проблема коммерческих операций напрямую связана с возможностью государства обеспечить проведение качественных бесплатных операций, в свою очередь зависящей от разработчиков государственного бюджета и вряд ли может рассматриваться как чисто юридическая проблема.

Между тем, хотелось бы высказать точку зрения, отличную от представленной в многочисленных публикациях по данной проблеме. «Существующая сейчас практика лечения т.н. коммерческих больных, когда последние, путем внесения денежных сумм за предоставление медицинских услуг в виде трансплантации, получают необходимый трансплантат, минуя официальную очередность, не должна быть распространена», — считают В.П. Сальников и С.Г. Стеценко. Действительно, игнорирование «листа ожидания», откровенный подкуп медицинского персонала и т.п. не должно поощряться. Однако стоит заметить, что авторы указывают на мало распространенность подобной практики, а не полный отказ от нее. Вызывает много трудностей вопрос о том, вправе ли состоятельный реципиент при определенных условиях коммерческим путем обеспечить собственную операцию по пересадке. Ведь ключевое назначение трансплантологии – спасение жизни и здоровья. Так почему законодатели должны отказывать тем, кто может позволить подобное, поправить свое здоровье коммерческим путем?

Представляется наиболее оптимальным легальное дозволение коммерческих трансплантологических практик с формирование отдельного «листа ожидания» исключительно для более обеспеченных граждан.

В завершении данной статьи хотелось бы оговориться, что ее ключевая идея состояла в подчеркивании значимости должного, детального правового регулирования общественных отношений в сфере трансплантации и донорства. Четкая регламентация на законодательном уровне вкупе с мероприятиями по правовому просвещению граждан способны вывести данную сферу на качественно иной уровень, что положительным образом скажется на всей системе здравоохранения нашей страны в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Трансплантация человеческих органов — острая социально-значимая проблема