ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение……………………………………………………………….......3
-
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста……........................................................................................6 -
Анализ понятия «патриотизм» на основе научной литературы……………………………………………………………………….13 -
Понятие «общеобразовательная организация»: определение, виды и направления деятельности……………………………………………20 -
Методы и формы воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации………………………………………………………………………32
Заключение…………………..…………………………………………...42
Список использованной литературы…………………………………44
Приложение………………………………………………………….…..48
Введение
Актуальность исследования является в том, что большинство нравственных качеств человека формируются в детские, школьные годы. Мироощущение детей происходит на уровне эмоций. Максимально полные, глубокие, яркие и содержательные знания учащихся о родном крае и его героях, являются самыми действенными при воспитании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. Самая первостепенная задача это помощь учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни донести сущность и полноту патриотизма - как чувства долга перед народом, перед Родиной[1,c.12].
Под воспитанием патриотизма понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
Патриотизм – любовь к Родине. Это именно та черта человека, которая делает его достойным гражданином своей страны, полноценной личностью. Школа должна научить младших школьников гордиться своей Родиной и народом, уважать их великую нелёгкую историю. Многое даёт школа: именно она нам закладывает тот фундамент, на котором будет строиться наша дальнейшая картина мира. организация различных выставок, соревнований, посещение музеев, экскурсий, проведение памятных мероприятий, разговоры с ветеранами и многое другое.
В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание патриотизма. Это обусловлено потребностью российского общества в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих его объединению.
В образовании Российской Федерации сказано, что система образования призвана обеспечить «воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» [2,c.23].
Одним из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Согласно ст. 7 Закона РФ «Об образовании» ФГОС должны обеспечить «преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования»[18,c.79].
Ценностно-смысловые установки сегодня являются одним из личностных результатов образования уже в начальной школе. Они отражают личностные качества школьников и их индивидуально-личностные позиции.
Именно в младшем школьном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру. Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для формирования основ патриотизма. Все выше сказанное определило следующие :противоречие исследования: между необходимостью воспитания патриотизма у детей и недостаточной разработанностью теоретико-методического обеспечения процесса воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации.
Проблема исследования: как осуществлять воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации?
Тема исследования: “Воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста в образовательной организации”
Объект исследования: процесс воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста.
Предмет
исследования: содержание воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
Цель исследования: изучить содержания воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста в образовательной организации.
Гипотеза исследования: вероятно, процесс воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста в образовательной организации будет наиболее успешным, если учтены:
-возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
-определение понятия «патриотизм» и особенности проявления патриотизма в младшем школьной возрасте;
-методы и формы воспитания патриотизма у младших школьников в общеобразовательной организации.
Задачи исследования:
1)Охарактеризовать психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
2)Проанализировать понятие «патриотизм» на основе научной литературы.
3)Рассмотреть понятие «общеобразовательная организация»: определение, виды, направления деятельности.
4)Описать методы и формы воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, обобщение.
Структура работы: состоит из введение, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы, приложения.
-
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость[4,c.34].
Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению [6,c.345].
Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления[6,c.190].
Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.
В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства – в основном, цвет, форма и величина[10,c.398].
Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.
В младшем школьном возрасте восприятие развивается следующим образом: 6-9 лет - описание картины; описание увиденного; после 9 лет - интерпретация увиденного.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье.
Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка[11,c.575].
В связи с тем что в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является учебная, то активно развивается словестно-логическое мышление.
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин (С.А. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов). Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность[10,c.34][15,c.260][35,c.67].
Выготский писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.
Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста.
Развиваются такие психические процессы, как внимание. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.