ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Методы самовоспитания(рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение).
С.А Козлова выделяет две группы методов воспитания патриотизма[20,c.45]:
-
метод приучения, показа действия, пример взрослых или других людей; -
метод убеждения положительный пример, поощрение и наказание;
Какими бы методы воспитания патриотизма не были эффективными, нужно учитывать следующие условия:
-
любой метод(группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав; -
метод должен быть, реальным и осуществимым, и требует логического завершения; -
для использования методов должны быть подготовлены условия; -
метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации; -
методы воспитания патриотизма стоит применять тактично;
Таким образом, воспитание патриотизма-это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Для воспитания патриотизма используются индивидуальные, групповые формы работы, включаться в организацию массовых форм. Возможно применение методов формирования сознания, убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция.
Заключение
Актуальностью в данной работе является то что большинство нравственных качеств человека формируются в детские, школьные годы. Мироощущение детей происходит на уровне эмоций. Максимально полные, глубокие, яркие и содержательные знания учащихся о родном крае и его героях, являются самыми действенными при воспитании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. В ходе исследования были поставлены следующие задачи.
В контексте первой задачи исследования, сделан вывод о том, что наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 до 10-11 лет(1-4 класс), можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, мышления, воля . В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воли, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Младший школьник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками
совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения.
В контексте второй задачи было проанализировано понятие патриотизм, выявлены аспекты патриотизма, виды и функции. Патриотизм – это любовь к своему отечеству; к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа. На основании анализа научной литературы можно сделать вывод, что в современном понимании патриотизма выделяются следующие аспекты: патриотизм как чувство, как социальный долг, как готовность (психологическая) к служению Родине, как нравственный принцип. Выявлены следующие виды патриотизма
Государственный (державный) патриотизм ставит превыше всего идею служения государству, приоритета государственных интересов над личными, частными интересами гражданина. Национальный патриотизм – основан на истории и культуре конкретного народа. Местный патриотизм – проявляется в любви к родным местам, к тому, что принято называть «малой Родиной». Так же выделены функции патриотизма мировоззренческая, методологическая, коммуникативная, регулятивная, ценностная.
В контексте третьей задачи раскрыто понятие “образовательная организация”, цели общеобразовательной организации, ступени, виды, задачи.
Общеобразовательная организация– это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Основные цели общеобразовательной организации формирование и развитие общей культуры личности на основе усвоения необходимого минимального количества образовательных программ адаптация к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора и дальнейшего изучения, профессиональных образовательных программ, воспитание гражданской ответственности, трудолюбия, уважения к свободам и правам человека, формирование здорового образа жизни. Выделены ступени общеобразовательной организации такие как, начальное общее образование, основное общее образование, среднее(полное) общее образование. Существуют следующие виды общеобразовательной организации лицей, гимназия, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, центр образования, открытая (сменная) общеобразовательная школа, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях, кадетская школа.
На основе вышесказанного в ходе исследования были выделены следующие методы и формы воспитания патриотизма у младшего школьного возраста. Таким образом, воспитание патриотизма-это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Для воспитания патриотизма используются индивидуальные, групповые формы работы, включаться в организацию массовых форм. Возможно применение методов формирования сознания, убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция. Данные методы и формы эффективны, для реализации воспитания патриотизма целевые прогулки, экскурсии, музеи, рассказы учителя. Данные формы и методы эффективны, потому что с помощью этих методов и форм, возможно воспитать патриотизм у детей младшего школьного возраста.
Таким образом можно сделать вывод, что цели и задачи были решены.
Список используемой литературы
-
Агапова И., Давыдова М. Воспитание патриотизма в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002. С. 12. -
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4. – С. 23. -
Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российския энциклопедия, 2002. - 528 с. -
Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная пресса, 2003.-45с. -
Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.-124с. -
Блонский П.П., Психология младшего школьника. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 575с -
Бодина Е. А, Ащеулова К. В. Педагогические ситуации. Пособие для преподавателей педвузов и классных руководителей средних школ / Серия: Библиотека журнала «Воспитание школьников». – М.: Школьная Пресса, 2005-23с. -
Васин, В. Н., Казанцев, В. И. Гражданское право. Общая часть. Особенная часть. С комментариями и примерами из практики [Текст]: учебник для вузов / В. Н. Васин, В. И. Казанцев – М.: Книжный мир, 2007 – 786 с. ISBN 5-8041-0232-X -
Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003, С. 320. -
Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 2015,C.130 -
Выготский Л.С., Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с. -
Военно-патриотическое воспитание школьников (во внеучебное время) : Пособие для учителей / В. Ф Фарфоровский. - М. : Просвещение, 1981. - 129 с. -
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»: Утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г.// Постановление Правительства РФ. - 2010 - № 795-52с. -
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2, 3, 4 [Текст]: по состоянию на 20 сентября 2008 года – Новосибирск: сиб. унив. изд-во, 2008 – 528 с. ISBN 978-5-379-00894-9 -
Гришаева, С. П. Гражданское право [Текст]: учебник / Под ред С. П. Гришаева – М.: Юристъ, 2001 – 484 с. ISBN 5-7975-0082-5 -
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422. С. 3. -
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.-125с. -
Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8. – С. 17. -
Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 100–ФЗ). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 08.08.2017) -
Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 320с. -
Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни / С.А.Козлова // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: сб. науч. тр. – М., 1983-56c. -
Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 52. -
Козакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. – № 6. – С. 8-12. -
Лебедева О. В. Патриотическое воспитание – верноподданническое или гражданское. // Педагогика. – 2003. – № 9. – С. 77-83. -
Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4. – С. 4-6. -
Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 52-56 -
Маханева М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего возраста [Текст] - / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2004. - 69с. -
Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 12-13. -
Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. – М.: Изд-во ЦГЛ, 2004.-65с. -
Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. – 2002. – № 6. – С. 6-11. -
Мальгин А. С., Мальгин М. А. Ратная слава Отечества. – М.: Экзамен, 2006. С. 12. -
Матушкин, С. Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях: в помощь учителю [Текст] / С. Е. Матушкин. - Челябинск, 2000. - 152 с. 42 -
Маханева, М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего возраста [Текст] - / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2004. - 69 с. -
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.-56с. -
Мухина В.С., Возрастная психология. - 4-е изд., - М.: Academia, 1999. - 456 с. -
Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1981.-143с. -
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина -- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с -
Н. Семаго, М. Семаго, Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010. – 385 с. -
. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» // СЗ РФ. – 1996. – № 21. – Ст. 2470.
Приложение 1
Характеристика понятия «патриотизм» | Источник | ||
| Любовь к Отчизне | Даль В.А. Толковый словарь живого великорусского словаря языка [1, с. 78] | |
| Преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу | Ожегов С.И. Словарь русского языка [6, с. 457] | |
| Любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу | Словарь современного русского литературного языка [12, с. 47] | |
| Чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее | Психолого-педагогический словарь [9, с. 498] | |
| Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям | Новый иллюстрированный энциклопедический словарь [5, с. 544] | |
| Чувство любви к Родине, идея, сознание гражданской ответственности за судьбы Отечества, выражающееся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов | Советская историческая энциклопедия [11, с. 926] | |
| Любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение | Педагогический энциклопедический словарь [7, с. 185] | |
| Социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям | Российская педагогическая энциклопедия [10, с. 110] | |
| Эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов | Политология: энциклопедический словарь [8, с. 247] | |
| Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины | Философский словарь [14, с. 358] | |
| Любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа | Лихачев Б.Т. Педагогика [4, с. 54 |