Файл: История вопроса 1 Понятие суицид и его история 2 Возрастные аспекты 3 Религиозные аспекты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание
Введение

Глава 1. История вопроса

1.1 Понятие суицид и его история

1.2 Возрастные аспекты

1.3 Религиозные аспекты

Глава 2. Подростковый суицид

2.1 Социальные предпосылки

2.2 Гендерные предпосылки

2.3 Город как фактор риска

Глава 3. Профилактика подросткового суицида

3.1 Современное состояние проблемы

3.2 Гос.службы и программы поддержки

3.3 Общественные программы и организации

3.4 Религиозные организации

Список литературы

Приложения

Введение
Актуальность исследования Происходящие в стране перемены привели к переоценке ценностей и изменению стереотипов. Многие люди теряют смысл жизни. Коренным изменениям подвергаются взаимоотношения в семье, в школьных коллективах. Среди подростков возросло число лиц с чувством острого личностного кризиса, связанного с дискредитацией старых ценностей, материальных, социальных и нравственных перспектив. Свидетельством тому являются имеющиеся случаи самоубийств среди подростков. Постановка проблемы выявления социально-психологических факторов, негативно влияющих на социальное поведение подростков.

Проблемы общества напрямую отражаются на юношах и девушках, поэтому вопросы выявления и профилактики суицидального поведения актуальны на сегодняшний день.

Исследования проблемы суицида, проведенные на территории других государств, показал, что профилактика суицидальных явлений носит комплексный характер и может быть решена только путем объедения усилий как медиков, психологов, социальных работников так родителей.

В общей системе профилактики суицида основную роль призваны сыграть именно родители, как люди находящиеся в постоянном контакте со своими детьми и, следовательно, имеющие небольшие и неиспользованные до сих пор возможности для педагогического взаимодействия с ними и влияния на них.

Самоубийство и покушения на самоубийство оказывают деморализующее влияние на подростков.

Все это чрезвычайно актуализирует научную задачу поиска новых технологий превентивной деятельности по выявлению и профилактике суицида у подростков.

В данном исследований использованы достижения ряда отечественных и зарубежных исследователей проблем суицида (А.Г. Амбрумова /3/, В. М. Бирюкова /4/, И. Б. Бойко /5/, В. В. Нечипоренко /6/, В.А. Тихоненко /3/, Г.В. Старшенбаума /7/, А.В. Kielholz, W.Poldinger, C. Adams и др.


Цель – исследовать социально-психологические факторы суицида у подростков и обобщение опыта психопрофилактической работы с лицами, склонными к «S-риску», и поиска возможных путей решения данной проблемы.

Объектом исследования – учащиеся образовательных учреждений.

Предметом - являются социально-психологические факторы суицида как явление, среди подростков в условиях большого города.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что своевременное выявление социально-психологических факторов суицидального поведения способствует проведению психопрофилактической и психотерапевтической работы с суицидентами.

Задачи исследования:

1. Основываясь на результатах изучения, обобщения исследований и материалов по проблеме суицида, уточнить сущность, содержание факторов суицида; особенности и формы его проявления у учащиеся образовательных учреждений.

2. Классифицировать самоубийства, выяснить, как формируется суицидальная направленность личности подросткового возраста, установить мотивы самоубийств, определить категории подростков, склонных к самоубийствам в большей мере, выявить пути предотвращения суицидов.

3. Выработать рекомендации родителям по воспитательной работе, организации и планированию работы по профилактике «S-риска».

4. Обосновать особенности, пути и методы работы с данной категорией подростков, имеющих низкие показатели с признаками нервно-психической неустойчивости, как одного из основных факторов суицида среди учащиеся образовательных учреждений.
Глава 1. История вопроса

1.1 Понятие суицид и его история

Существует множество определений самоубийства. Одно из наиболее первых и исчерпывающих было сформулировано Эмилем Дюркгеймом 110 лет назад: «Самоубийством называется всякий смертный случай, являющийся непосредственным или опосредованным результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот пострадавший знал об ожидавших его результатах» (Durkheim E., 1897).

Более лаконично ту же дефиницию излагает Морис Фарбер: «Самоубийство это сознательное, намеренное и быстрое лишение себя жизни». Уточнение о «быстром» лишении себя жизни понадобилось для того, чтобы отделить суицид от аутодеструктивного поведения, которому подвержено большинство людей, ибо современная суицидология относит сюда и выбор сопряженной с риском профессии (гонщик, альпинист, полицейский, военный), и наркоманию, и алкоголизм, и курение, и даже несоблюдение диеты. Все эти люди (количество которых определяется 90 % от населения планеты) совершают медленное «самоубийство», отлично зная о дальнейших негативных последствиях.


E. Stengel (1967) определил суицид как «фатальное нанесение самоущерба под влиянием осознанного аутодеструктивного намерения». E. Shneidman (1985, 1994) дал следующее определение: «Суицид есть сознательное самоуничтожение, необходимое хорошо понимающему свое состояние индивидууму, считающему самоубийство самым лучшим решением своей проблемы». Необходимо отметить, что продолжается дискуссия о необходимости включения в определение сознательного желания умереть. Так как самоубийство является способом ухода из жизни, смерть может являться либо целью, либо средством достижения другой цели (Корнетов А. Н., 2002). Многие суицидологи придерживаются мнения, что почти все лица, совершающие суицидальные действия, имеют двойственное отношение к смерти. Достаточно часто человек не хочет умирать, то есть не видит смерть как цель, но тем не менее желает прекратить воспринимать окружающую обстановку или определенным образом уйти из нее воспринимает смерть как средство (BilleBrahe U., 1998).

В большинстве стран Европы пользуются определением, принятым рабочей группой по профилактике самоубийств и суицидальных попыток регионального европейского офиса Всемирной организации здравоохранения (1986). «Суицид это действие с фатальным результатом, которое было намеренно начато и выполнено умершим в осознании и ожидании фатального результата, посредством которого умерший реализовал желаемые изменения». Данное определение не включает в себя описание конкретного желания смерти, однако ограничивает внесение в это понятие смертей лиц, не понимающих или не осознающих потенциальную летальность своих действий (ряд психотических пациентов; лица, страдающие тяжелой умственной отсталостью или деменцией).

R. F. W. Diekstra (1988) предложил следующее определение суицида для МКБ10: «Акт с фатальным исходом, который умышленно был начат и исполнен самим погибшим субъектом, при условии знания или ожидания последним такого исхода, причем исход рассматривается субъектом как инструмент в достижении желаемых изменений в самосознании и социальном окружении». В этом определении выделение завершенного суицида звучит как единственный правильный термин для этого явления (Войцех В. Ф., 2007).

В литературе продолжает дискутироваться вопрос о различиях и общих чертах завершенных и незавершенных суицидов. Определение нефатальных суицидов более усложнено. Уже давно установлено, что далеко не все незавершенные суицидальные действия являются неудавшимися самоубийствами. Целью большинства из них является не намерение умереть, а сигнал индивида о необходимости таких изменений обстановки, чтобы сделать его жизнь субъективно терпимой. «Суицидальная попытка (парасуицид) действие с нефатальным результатом, когда индивид намеренно с целью изменения ситуации начинает необычное поведение, посредством которого без вмешательства других вызывает самоповреждение или преднамеренно принимает лекарство в дозе, превышающей предписанную». Это определение включает, в том числе, действия, прерванные другими лицами до нанесения самоповреждения, и исключает аутоагрессивные действия людей, не понимающих или не осознающих их последствий (BilleBrahe U., 1998).


В свою очередь, нельзя отрицать, что среди совершивших парасуицид, достаточно много лиц, демонстрировавших серьезное желание умереть. По мнению А. Г. Амбрумовой (1978), степень желания смерти при истинных и манипулятивных попытках суицида различна, что отражается на условиях и способах суицидального действия. Таким образом, выбор способа суицида может служить показателем истинности намерения умереть (Гилод В. М., 2002). Это имеет как теоретическую, так и практическую значимость для разработки терапевтической тактики и мер вторичной профилактики.

Суицидальное поведение понятие более широкое и, помимо суицида, включает в себя суицидальные попытки и проявления. Впервые этот термин был предложен G. Deshais в 1947 г. В отечественной психиатрии определение суицидального поведения впервые было дано А. Г. Амбрумовой (1978), в котором наиболее полно отражен весь спектр его проявлений: «Суицидальное поведение является следствием социальнопсихологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и подразделяется на внутренние антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения и внешние суицидальная попытка и завершенный суицид».

Следует подробнее остановиться на формах внутреннего поведения, которые, по мнению В. А. Тихоненко (1978), являются также этапами формирования суицида.

Антивитальные переживания это отрицание жизни без четких представлений о собственной смерти.

Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но без конкретизации в плане лишения себя жизни.

Суицидальные замыслы понимаются как активизация проявления суицидальности (тенденция к самоубийству), которая сопровождается аффективной напряженностью. Происходит разработка планов реализации суицида, продумываются способы, время и место акта.

Суицидальные намерения характеризуются принятием решения о самоубийстве, что предполагает присоединение к замыслу волевого компонента, переводящего внутреннее суицидальное поведение во внешнее.

http://psyera.ru/

Самоубийство в древние времена

Неизвестно, когда человек совершил первое самоубийство, но известно, что намеренно и сознательно лишать себя жизни человек начал давно. Это подтверждают и антропологические исследования первой половины двадцатого века. В то время на Земле было достаточное количество глухих и нетронутых уголков, в которых  по законам первобытнообщинного строя жили люди.


В одних общинах самоубийство считалось сугубо «личным делом», в  других  на самоубийство было наложено табу, а его попытки жестоко каралась. Были общины, где существовали религиозные обряды и культы, связанные с самоубийством. Но, так или иначе, самоубийство присутствовало в каждой культуре.

Раньше смерть человека, в зависимости от обстоятельств, делилась на хорошую и на плохую. Само слово  "смерть" произошло от общеславянского съ-мьрть, которое в свою очередь образовано с помощью приставки съ- в значении “свой, хороший” от мьрть (сравните с санскритским mrti = “смерть”), что буквально означает - “своя, хорошая, естественная смерть”, в отличие, например, от «гибель». Самоубийство обычно связывалось с плохой смертью, в результате которой души самоубийц превращались в злых духов, которые бродили  по земле и вмешивались в дела живых.

Раньше, когда человеку действительно приходилось бороться за жизнь, у многих народов существовал обычай, согласно которому в голодные годы избавлялись от слабых и увечных членов племени. Старики, когда приходило время, уходили умирать по своей воле. С точки зрения современного человека, у которого холодильник ломится от еды, этот обычай может показаться очень жестоким, но раньше он был не более чем данью суровой реальности. Например, по-эскимоской традиции, старики просто уходили в тундру и там замерзали. Когда первые миссионеры увидели эту картину, они были поражены. Один из них, видимо посчитав, что это «не по-христиански», горячим пастырским словом убедил эскимосов изменить свои традиции, и быть более милосердными. Но когда через несколько лет он решил узнать, как идут дела в новом приходе, то никто не вышел ему навстречу – род просто вымер. У вестготов существовала «скала предков», с которой старики прыгали вниз, а в древней Греции старики устраивали по случаю своего ухода грандиозный праздник, а потом, надев венок, выпивали чашу с сильным ядом - цикутой.

Дольше всего этот обычай просуществовал в Японии, где в глухих деревнях в голодные годы старые родители просили своих детей унести их в горы. Недаром гора Обясутэяма в переводе буквально означает «гора, где оставляют бабушек».

В первой половине минувшего столетия ученые наблюдали за жизнью жителей малазийского архипелага, сохранившим племенной строй. К фактам суицида они относились без осуждения. Суицид даже был узаконен, как своеобразный способ наказания, например, за нарушения табу. В этом случае, меланезийцы прыгали с высоких пальм или принимали яд.