Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра ___Гражданского права и процесса_________________________
Рейтинговая работа ____Реферат______________________________
по дисциплине _____Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности в сфере образования____
Задание/вариант № __10______
Тема* _ __Защита прав детей в Российской Федерации______
Выполнена обучающимся группы ___УЗДтс 28.2/Б1-21_______
___Москаленко Асия Амировна________
(фамилия, имя, отчество)
Преподаватель ___Колонтаевская Ирина Федоровна________________
(фамилия, имя, отчество)
Москва – 2021 г.
Оглавление
Введение 3
Основная часть 5
Права ребенка в Российской федерации 5
Способы защиты прав детей в Российской Федерации 6
Защита прав ребенка в семье 7
Защита прав ребенка в образовательном учреждении 9
Список литературы 13
Введение
В течение всей жизни мы вступаем в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеем соответствующие права и обязанности. Положение статьи 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности получило свое закрепление в действующем гражданском законодательстве, где наступление полной дееспособности, обусловлено при достижении совершеннолетия, т.к. при достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным. [4]
Однако до совершеннолетия ребенок в силу своего малолетнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и защищать свои интересы.
Тема работы актуальна, так как в России всегда остро стояла проблема защиты прав детей. Прежде всего, это вызвано, недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав ребенка, неприменением некоторых положений законов в области прав детей. Принятые Семейный кодекс РФ, другие Федеральные законы закрепили основные положения многих международных актов в области прав ребенка, в том числе Конвенция ООН о правах ребенка. Однако не все фундаментальные принципы международного правового документа выполняются. Не все российские нормативно-правовые акты исходят из принципа приоритета прав ребенка:
-
Не устранено неравенство ребенка как субъекта права по сравнению с другими субъектами; -
Не создана система правовых условий для гармоничного развития детей и реализации их прав; -
Не выработана единая система критериев, которые составили бы основы нормотворческой деятельности в области прав ребенка.
Все эти обстоятельства требуют изучения правового положения ребенка, проблем реализации его прав и выявления способов их защиты.
Целью работы является исследование особенностей защиты прав детей в Российской Федерации.
Задачи работы:
-
Изучить литературу, статьи и нормативные документы по теме работы; -
Исследовать права ребенка в Российской Федерации; -
Проанализировать способы защиты прав детей в Российской Федерации.
Основная часть
Права ребенка в Российской федерации
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите. Ребенок и его права должны защищаться законом. По международным нормам и по российскому законодательству ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста.
Права детей закреплены в следующих документах:
-
Конституция Российской Федерации. -
Семейный кодекс Российской Федерации. -
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. -
Федеральный закон об образовании. -
Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. -
Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. -
Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
Так же есть международные документы, охраняющие права детей. Это:
-
Декларация прав ребенка. -
Конвенция ООН о правах ребенка. -
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Права, закрепленные в этих документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Не важно, кто он по национальности, по полу, какой у него цвет кожи, какая религия им исповедуется и т.д., все права принадлежат ему в полной мере.
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
1. К первой группе можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.
2. Ко второй группе относится права ребенка на семейное благополучие.
3. К третьей группе относится права ребенка на свободное развитие его личности.
4. Четвертая группа права призвана обеспечить и охранять здоровье детей.
5. Пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).
6. И шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы. [4]
Способы защиты прав детей в Российской Федерации
Очень часто встает вопрос о том, куда может обратиться ребенок за защитой своих прав, и может ли несовершеннолетний обратиться куда-либо в принципе. Конкретные меры содействия ребенку зависят от его возраста. Ведь дети разного возраста имеют разную степень дееспособности, и соответственно, неодинаковые возможности в области защиты своих прав и законных интересов. Под гражданской дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
По закону ребенок до 6 лет ребенок считается полностью недееспособным в силу абсолютной незрелости психики, с 6 до 14 лет является малолетним, а с 14 до 18 лет – просто несовершеннолетним. До 14 лет ребенок является недееспособным, и от его имени действуют его законные представители. Ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд. Кроме того, ребенок вправе обратиться в органы внутренних дел в том случае, если в действиях лиц, нарушающих его права, имеется состав преступления. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов должны уведомить об этом органы опеки и попечительства. [2]
Защита прав ребенка в семье
Разберём защиту прав несовершеннолетних детей. Напомним, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.
Согласно части 2 ст. 56 СК РФ ребенок, достигший 14 лет, вправе обратиться в суд при нарушении родителями его имущественного или личного неимущественного права:
-
жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ); -
знать своих родителей (ст. 54 СК РФ); -
на заботу со стороны родителей (ст. 54 СК РФ); -
на совместное проживание с родителями (ст. 54 СК РФ); -
на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (ст. 54 СК РФ); -
на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ); -
выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ); -
на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ); -
на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ); -
право собственности (ст. 60 СК РФ) и пр. [5]
При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.
Функции защиты прав несовершеннолетних возложены на:
-
Органы опеки и попечительства; -
Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних); -
Инспекцию (отделение) по делам несовершеннолетних при ОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних. [5]
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
-
Предъявление иска о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, об отмене усыновления ребенка; -
Предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка; -
Непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка; -
Внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона; -
Опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом). [5]
Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей.
Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В обязанности этих комиссий входит:
-
Предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав; -
Осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности; -
Организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей; -
Подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье. [1]
Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.
Защита прав ребенка в образовательном учреждении
Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:
-
на выбор образовательного учреждения или образовательной программы; -
на получение образования в соответствии с установленными стандартами; -
на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка; -
на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения; -
на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе; -
на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; -
на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек; -
на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы; -
на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; -
на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования; -
на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня; -
на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования; -
на получение образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей; -
на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием; -
на продолжение образования в образовательном учреждении, ребенок получающий образование в семье, при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения; -
на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации; -
на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом; -
на уважение и свободное выражение мнений и убеждений; -
на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.