ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вариант №3
-
Основные приемы экономического анализа
Основными приёмами (методами) экономического анализа являются: сравнение отчётных показателей с плановыми (сметными), созданными за прошлые периоды (динамические ряды), с проектными и нормативными показателями, с показателями работы других организаций как своего, так и других экономических районов.
Широко применяются при анализе экономические группировки хозяйственных операций в разрезах, позволяющих рассмотрение показателей во взаимосвязи и взаимном влиянии, абсолютные и относительные показатели (средние величины, проценты, коэффициенты, индексы и т. д.).
Иногда в экономическом анализе применяются выборочные наблюдения, дополнительные экономические группировки и обобщающие показатели.
Для наглядного изображения в аналитической работе используются схемы, диаграммы, плакаты. При детализации общих (синтетических) показателей состав их рассматривается по отдельным частям строительной организации, по времени возникновения и т. д., т. е. анализ проводится в обратном порядке по сравнению с учётом, при котором происходит образование анализируемых показателей путём синтетических накопительных группировок хозяйственных операций с установлением их взаимосвязи (корреспонденция счетов бухгалтерского учёта). Данные анализа в свою очередь синтезируются в порядке их взаимосвязанных обобщений.
На основе данных экономического анализа вносятся конкретные предложения по устранению установленных недостатков и дальнейшему улучшению работы анализируемых строительных организаций. Результаты анализа оформляются заключениями, объяснительными записками, постановлениями или решениями.
Классифицируем различные методы экономического анализа:
Традиционные способы обработки информации: сравнение; расчет относит. и средних величин; графический; группировки; балансовый.
Детерминированный факторный анализ: цепные подстановки; индексный метод; абсолютные разницы; интегральный способ; пропорциональное деление.
Стохастический факторный анализ: корреляционный; дисперсионный; компонентный; многомерный факторный.
Способы оптимизации показателей: экономико-математический; программирования; теория массового обследования; теория игр; исследования операций.
-
Анализ рентабельности продукции
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж (Rп) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (ΣИК) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
-
Вертикальный и горизонтальный анализ баланса
Цель горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности состоит в том, чтобы наглядно представить изменения, произошедшие в основных статьях баланса, отчета о прибыли и отчета о денежных средствах и помочь менеджерам компании принять решение в отношении того, каким образом продолжать свою деятельность.
Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными - темпами роста (снижения). Обычно рассматриваются базисные темпы роста за несколько периодов (лучше квартально).
Цель горизонтального анализа состоит в том, чтобы выявить абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, дать оценку этим изменениям.
Технология горизонтального анализа: последовательно во второй и третьей колонках помещают данные по основным статьям баланса на начало и конец года. В западных представлениях часто данные конца года помещают первыми. Затем в четвертой колонке вычисляется абсолютное отклонение значения каждой статьи баланса. В последней колонке определяется относительное изменение в процентах каждой статьи.
Ценность горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но его результаты можно использовать при межхозяйственных сравнениях.
Вариантом горизонтального анализа является анализ тенденций развития (трендовый анализ), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов и определяется тренд, т., е. основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Такой анализ ориентирован на перспективы, однако информации для его проведения на примере рассматриваемого предприятия явно недостаточно.
Большое значение для оценки финансового состояния имеет вертикальный (структурный) анализ актива и пассива баланса, при котором основное внимание сосредоточено на относительных показателях. Цель вертикального анализа заключается в расчете доли отдельных статей в итоге баланса и оценке ее изменений. С помощью вертикального анализа можно проводить межхозяйственные сравнения.
Вертикальный анализ позволяет сделать вывод о структуре баланса и отчета о прибыли в текущем состоянии, а также проанализировать динамику этой структуры. Технология вертикального анализа состоит в том, что общую сумму активов предприятия (при анализе баланса) и выручку (при анализе отчета о прибыли) принимают за сто процентов, и каждую статью финансового отчета представляют в виде процентной доли от принятого базового значения.
Горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности предприятия является эффективным средством для исследования состояния предприятия и эффективности его деятельности. Рекомендации, сделанные на основе этого анализа носят конструктивный характер и могут существенно улучшить состояние предприятия, если удастся их воплотить в жизнь.
ЗАДАЧИ
Задача 1.
Рассчитать фондоемкость и определить влияние изменения выпуска продукции и фондоемкости на основные средства с помощью приемов цепных подстановок и абсолютных разниц.
Показатели | План | Факт |
1. Основные средства, тыс. руб. | 700 | 650 |
2. Выпуск продукции, тыс. руб. | 800 | 1300 |
Фондоемкость | 0,875 | 0,5 |
где Сср – среднегодовая стоимость основных фондов; В – выпуск продукции.
Метод цепных подстановок:
ОС = Ф × В
ОСусл1 = Фф × Вп – Фп × Вп = 0,5 × 800 – 0,875 × 800 = - 300 тыс. руб.
ОСусл2 = Фф × Вф – Фф × Вп = 0,5 × 1300 – 0,5 × 800 = 250 тыс. руб.
Метод абсолютных разниц:
Показатели | План | Факт | Изменение |
1. Основные средства, тыс. руб. | 700 | 650 | 50 |
2. Выпуск продукции, тыс. руб. | 800 | 1300 | -500 |
Фондоемкость | 0,875 | 0,5 | 0,375 |
Сумма основных средств уменьшилась по сравнению с планом на 50 тыс. руб. Это произошло под влиянием ряда факторов.
1. За счет уменьшения фондоемкости:
∆ОС (Ф) = (Фф – Фп) × Вп = (0,5 – 0,875) × 800 = - 300 тыс. руб.
2. За счет уменьшения числа дней, отработанных в среднем каждым рабочим за год, за 20 дней выпуск продукции снизился на сумму 55905,52 руб.:
∆ОС (В) = Фп × (Вф – Вп) = 0,5 × (1300 – 800) = 250 тыс. руб.
Задача 2.
Металлургический завод за март представил следующие данные:
Вид продукции | Плановая оптовая цена за 1 тонну, руб. | Произведено, тыс. т. | |
по плану | фактически | ||
Чугун | 200 | 70 | 60 |
Сталь | 400 | 80 | 90 |
Прокат | 500 | 30 | 40 |
Проанализировать выполнение плана по объему продукции и ассортименту.
Вид продукции | Плановая оптовая цена за 1 тонну, руб. | Произведено, тыс. т. | Выполнение плана, тыс. т. | Выполнение плана, % | |
по плану | фактически | ||||
Чугун | 200 | 70 | 60 | 10 | 14,29 |
Сталь | 400 | 80 | 90 | -10 | -12,50 |
Прокат | 500 | 30 | 40 | -10 | -33,33 |