Файл: Налоговые льготы в системе налогового планирования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

«ХАКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Специальность 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

ВНЕАУДИТОРНАЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

тема: Налоговые льготы в системе налогового планирования


Выполнил(а) (Юркив В. И.)
Проверила ______________________________________ (Кабанова О. М.)


Абакан 2020 год

Налоговые льготы - это предусмотренные действующими правовыми актами возможности полного или частичного освобождения от того или иного налога.

С помощью льгот законодатель выделяет положение тех или иных категорий граждан в определенной области общественных отношений. Льготы позволяют дифференцированно подходить к вопросам регулирования общественных отношений, способствуя согласованию интересов государства, социальных групп, отдельных индивидов, созданию условий для наиболее полной реализации их потребностей.

В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы, прежде всего, на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект.

Одним из важных факторов, определяющих уровень корпоративного налогового бремени, является возможность использовать различные налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом планировании хозяйствующих субъектов. Одновременно это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Налоговые льготы позволяют одновременно удерживать от слишком темпов развития отрасли, находящиеся на подъеме, при этом поддерживать те отрасли, которые находятся на спаде. Снижение ставок, прежде всего, налога на прибыль и существование льгот по данному налогу создает для хозяйствующих субъектов возможности более интенсивного развития. Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников экономического процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов, обеспечивая снижение безработицы и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.


В ст. 56 НК РФ «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Налоговые льготы в современных российских условиях стимулируют экономические процессы через налоговую систему и выражаются:

  • в полном освобождении от уплаты налога и/или сбора;

  • в уменьшении размера подлежащего уплате налога и/или сбора;

  • в предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налога и/или сбора, инвестиционного налогового и налогового кредита, а также в реструктуризации задолженности по налогам, сборам и штрафным санкциям.

В экономической литературе предоставляемые российским законодательством льготы обычно классифицируются следующим образом:

  1. по номенклатуре продукции (товары народного потребления, продукция средств массовой информации и т. д.);

  2. по направлению расходования средств (благотворительность, пожарная безопасность и т. п.);

  3. по составу работников (льготы для предприятий, на которых трудятся инвалиды);

  4. по численности работников (малые предприятия);

  5. по принадлежности предприятия (протезно-ортопедические, расположенные в районах Крайнего Севера и т. п.).

Льготы также подразделяются на личные и для юридических лиц; общие для всех налогоплательщиков и специальные для отдельных категорий; безусловные и условные; общеэкономические и социальные налоговые льготы и др.

Для максимально эффективного применения в налоговом планировании льгот, предоставляемых законодательством, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы (подборка по налогам хозяйствующих субъектов в настоящее время содержит более 250 льгот, предоставляемых действующим законодательством).

На начальной стадии налогового планирования необходимо из федерального, регионального и местного законодательства по налогам и сборам выбрать льготы возможные и целесообразные к применению в конкретной организации. Необходимо также определить соблюдение, каких условий и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих льгот, какие временные ограничения для этих льгот установлены.

Так как задачей налогового планирования является удовлетворение интересов собственников, в том

числе путем максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, представляет изучение льгот инвестиционного характера.

Налоговое законодательство устанавливает необходимые условия и требования, соблюдение которых дает налогоплательщикам право использования соответствующих льгот: например, наличие лицензий для освобождения определенных операций от НДС и т.п. Кроме того, могут устанавливаться основания, ограничивающие применение льгот во времени: например, установление временных ограничений для пролонгированных льгот по льготам соответствующих российских особых экономических зон и т.д. На практике большинство льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают, и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.

Льготы в значительной степени различаются в зависимости от вида налога, по которому они действуют, и от местного законодательства. Каждому субъекту РФ в этой области предоставлены определенные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют именно региональные законы.

Налоговые льготы рассматриваются практически в каждом учебнике по налогам и налогообложению применительно к конкретным налогам и сборам, им уделяется значительное внимание в публикациях по проблемам налогового планирования. Однако следует констатировать, что отсутствует обобщение существующих в современных условиях налоговых льгот в разных странах.

Налоговое законодательство большинства из проанализированных автором стран предоставляет значительное количество льгот своим предприятиям, стимулируя различные направления деятельности.

Таким образом, практика показывает, что государство применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной и т.п. Занимаясь вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и за рубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей стране, в чем существенную помощь может оказать знакомство с проведенной нами систематизацией и классификацией льгот.


Критическое осмысление содержащихся в словарях, энциклопедиях, справочниках, книгах и журналах подходов к классификации налоговых льгот и научные изыскания автора позволяют привести системную видовую градацию налоговых льгот по соответствующим подвидам.

Во-первых, так как льготы по налогам и сборам входят в состав финансовых льгот, их, бесспорно, следует классифицировать по всем уровням, группам, подгруппам.

Во-вторых, соглашаясь, что предлагаемые в экономической литературе классификации льгот по налогам и сборам имеют право на существование, автор полагает возможным не декларативно, а всесторонне обоснованно заявить, что льготы по налогам и сборам следует классифицировать в четком соответствии с положениями НК РФ, прежде всего, с элементами налогообложения, перечисляемыми в ст. 17 НК РФ. Такая классификация, по нашему мнению, является наиболее репрезентативной и исчерпывающей.

Соответственно следует выделять следующие подвиды льгот по налогам и сборам:

  • отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит – которые возможно использовать в соответствии с положениями ст. 61–68 НК РФ;

  • льготы в виде выведения из числа налогоплательщиков;

  • льготы в части объекта налогообложения;

  • льготы в части налоговой базы;

  • льготы в части налогового периода;

  • льготы в части налоговой ставки;

  • льготы в части порядка исчисления налога;

  • льготы в части порядка и сроков уплаты налога.

В-третьих, считаем возможным классифицировать налоговые льготы, предоставляемые российским налоговым законодательством в историческом аспекте.

  1. Первый период рыночных реформ (1991–1995) характеризовался значительным количеством льгот, большими правами по их введению и регулированию, предоставляемыми субъектам РФ и наличием индивидуальных льгот.

  2. В последующем (1995–2001) индивидуальные льготы отменяются и устанавливается право местных органов власти и управления устанавливать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.

  3. С 2001 г. (с момента введения в действие второй части НК РФ) и по настоящее время наблюдается тенденция ужесточения налоговой политики России по вопросу льгот на уровне законодательства РФ и субъектов федерации.

В-четвертых, необходимо также указать, что для обеспечения максимальной точности и полноты классификации необходимо произвести, прежде всего, системную инвентаризацию льгот по налогам и сборам, установленных в настоящее время во второй части НК РФ для юридических лиц.


Анализ установленных во второй части НК РФ льгот по налогам и сборам для хозяйствующих субъектов в РФ, позволяет сделать вывод, что на государственном уровне отсутствует достаточно четкая стратегия как по стимулированию определенных направлений деятельности и сфер экономики, так и по социальной поддержке отдельных категорий налогоплательщиков и сфер отношений. Количество различных льгот, содержащихся сегодня во второй части НК РФ, составляет более 350, при этом они носят несистемный, разрозненный, точечный, разнонаправленный характер.

Относительно точно коррелируют между собой льготы по 34 направлениям, что составляет порядка 10% от общего числа льгот по налогам и сборам, и это следует признать достаточно существенным уровнем корреляции.

Общественные организации инвалидов и резидентов ОЭЗ, для которых предусмотрены льготы по 5 налогам и сборам, следует признать наиболее льготируемыми в части налогообложения государством в современных российских условиях. Предоставляются льготы по четырем налогам ряду плательщиков, связанных с проведением Олимпийских игр в Сочи. Для организаций, осуществляющих содержание автомобильных дорог общего пользования, установлены льготы по 3 налогам. В 27 случаях льготы для определенных направлений деятельности и сфер отношений устанавливаются по двум налогам. В остальных 300 случаях льготы носят единичный, точечный характер, что обусловлено, к сожалению, не только экономической и социальной нецелесообразностью устанавливать льготы по большему количеству налогов и сборов для конкретного направления деятельности и сферы отношений, но и нежеланием законодателя досконально вникать в тонкости взаимосвязи процессов льготирования по различным налогам и сборам.

Результаты инвентаризации льгот по налогам и сборам, установленных во второй части НК РФ, достоверно показали следующее.

Используя социальную роль льгот, государство устанавливает льготы, прежде всего, для общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, считая их наиболее приоритетными с точки зрения оказания государством поддержки, путем предоставления льгот по налогам и сборам:

– по НДС в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ;

– по налогу на имущество в соответствии с п. 3 ст. 381 НК РФ;

– по государственной пошлине в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 333.36 НК РФ;

– по земельному налогу в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ.