Файл: Актуальность темы заключается в охране здоровья, неприкосновенности и жизни человека и гражданина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что в настоящее время в городах и иных населенных пунктах городского типа проживает большая часть (54,7%) всего населения края.
тяжкого вреда здоровью
изнасилование
В Сибирском федеральном округе по числу насильственных преступлений на 100 тыс. человек населения Алтайский край занимает одиннадцатое, предпоследнее место (рисунок 1.5).
Рисунок 1.5 – Число регистрируемых насильственных преступлений на 100 тыс. человек населения в регионах Сибирского федерального округа
Удельный вес насильственных преступлений из общего числа преступлений в Алтайском крае не превышает общероссийского уровня и составляет 2,3%13. По этому показателю Алтайский край занимает десятое место в Сибирском федеральном округе – здесь средний вес насильственных преступлений составляет 8,6% (рисунок 1.6).
Рисунок 1.6 – Доля насильственных преступлений из общего числа регистрируемых преступлений в регионах Сибирского федерального округа
При анализе статистических данных исследователю всегда приходится решать вопросы: отражает ли статистика фактическое движение преступности? Что могло повлиять на характер движения? Не скрывается ли за этим рост латентной части преступности?14
Главной задачей уголовной политики является улучшение показателей преступности: состояния, структуры, динамики. При этом объективным показателем эффективности уголовной политики могут быть лишь характеристики фактической преступности, которая складывается из зарегистрированной и латентной15.
Тенденция к снижению преступности, зафиксированная в документах официальной отчетности, не подтверждается результатами исследования ее латентной составляющей16.
По данным отдела латентной преступности и криминологического прогнозирования НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ скрытая часть преступности составляет 5/6. Эта цифра наводит на размышления. В сферу государственного реагирования попадает лишь 1/6 преступлений, 5/6 – это особая криминальная реальность, преступления без наказания17.
Рисунок 1.7 – Динамика состояния зарегистрированной и латентной преступности в России в 2013-2016гг.
Убийство ошибочно считается самым низколатентным деянием. Так ли это? В нашей стране ежегодно только регистрировалось более 30 тыс. убийств или 22-25 деяний на 100 тыс. населения. При этом надо помнить, что в России учет убийств осуществляется по фактам, а не по жертвам, т.е. убийство десятков или сотен человек взрывом – это одно преступление, квалифицируемое по п. «а» и «е» ч. 2 ст. 105 (убийство двух или более лиц, совершенное общественно опасным способом). Кроме того, в России ежегодно регистрируется свыше 70 тыс. случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, более трети или половина которых заканчивается смертью потерпевшего, но как убийство они не квалифицируются, а учитываются в целом по ст. 111 УК РФ18.
Так, например, согласно, Апелляционному Постановлению № 22-1896/2017 от 1 декабря 2017 г. по делу № 22-1896/2017 Брянский областной суд г. Брянск. Протасов В.В. осужден по ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 105, ч. 1 ст. 111 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 12 годам 11 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима за незаконное ношение огнестрельного оружия и боеприпасов, а также за то, что на почве личных неприязненных отношений произвел восемь выстрелов из пистолета по автомашине, в которой находились С.Г.Д. и С.И.Д. причинив им огнестрельные ранения, в результате которых С.Г.Д, скончался на месте, а С.И.Д. - повлекшие тяжкий вред здоровью (см. Приложение 1)19.
Кроме того по оценкам экспертов латентность убийств имеет место в следующих массивах:
Следовательно, убийства можно отнести к категории не низколатентных, а среднелатентных преступлений.
Для изнасилований характерна высокая латентность. Это объясняется в первую очередь тем, что потерпевшие подчас сами не желают заявлять о происшедшем из-за боязни расправы или огласки.
По данным московского независимого центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры», лишь 2% жертв сексуальной агрессии обращаются в правоохранительные органы. Если исходить из этих данных, то в стране совершается ежегодно не 50-70 тыс. изнасилований, а, по меньшей мере, около 2 млн21.
Из анализа характеристик насильственной преступности видно, что насильственные преступления в России составляют 2,4%, в Алтайском крае 2,3% в общей совокупности всех уголовно-наказуемых деяний, однако именно они являются самыми опасными антиобщественными явлениями, разрушающими личность и общество.
В структуре насильственных преступлений на долю причинений тяжкого вреда здоровью приходится в России 65,1%, в Алтайском крае 71%, на долю убийств – в России 26,7%, в Алтайском крае 22,1%, на долю изнасилований – в России 8,2%, в Алтайском крае 6,9%;
Мониторинг уровня преступности за последние годы выявил положительную динамику, свидетельствующую о снижении уровня преступности, в том числе и насильственной, число насильственных преступлений сократилось в России на 21,3%, в Алтайском крае на 17,4%, однако для объективной оценки криминогенной обстановки и выявления тенденций насильственной преступности следует учитывать уровень ее латентности.
Таким образом, анализируя динамику исследуемых насильственных преступлений, нетрудно заметить изменение не только количественных, но и качественных параметров насильственной преступности, под которой понимается совокупность таких преступлений, при совершении которых насилие является элементом мотивации, а не просто средством достижения цели22.
Особую тревогу вызывает корыстная направленность многих из рассматриваемых преступлений, в том числе совершаемых по найму. Как правило, они характерны для мегаполисов с оживленными рыночными отношениями и прибыльными сферами деятельности, связанными с добычей и переработкой нефти и газа, производством цветных металлов, автомобилей, сложной электронной техники и т.д. Следует отметить, что насильственные преступления все чаще проявляются в семейной сфере. Как правило, половина из них связана с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством)
2. ДЕТЕРМИНАНТЫ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
2.1 Причины и условия насильственной преступности в сфере социально-экономических отношений
О детерминантах А.И. Долгова пишет как об объединяющих терминах для причин и условий. Ведь детерминация – это процесс обусловливания, определения. Сам процесс детерминации понимается как сложное взаимодействие различных форм связи, не только причинных, но также статистических и функциональных. Но доминирующим фактором считается причинность23.
Детерминация насилия – сложный комплекс различных причин и условий. Обобщенный перечень причин преступного насилия повторяет структуру и содержание причин преступности в целом, конкретизирует их и раскрывает особенности причинности насилия, относящиеся к общественным отношениям, личности насильников и их биографиям24.
В отечественной литературе отмечается, что не существует какой-то общей основной, главной причины, которая бы исчерпывающе объясняла возникновение преступности.
Как всякое социальное явление преступность не может быть объяснена «из себя самой», а лишь с позиции социального целого – общества, чью субстанцию образует совокупность общественных отношений.
Общественные отношения являются направляющим фактором поведения людей, которые складываются из межличностных, семейных, бытовых и других отношений, связанных с уровнем жизни членов общества. Несомненно, показатели уровня жизни влияют на позитивные либо негативные проявления в обществе. При ухудшении положения дел в жизни людей, их поведение деформируется, и проявляются криминально значимые признаки, действия, направленные на совершение преступления. Причинами возникновения подобных действий выступают в первую очередь семейно-бытовые, досугово-бытовые либо иные социально-психологические противоречия, связанные с социальными условиями. Прежде всего, это занятость населения, уровень культуры и образования, алкоголизм и наркомания. В связи с этим можно говорить о социально-экономических условиях, рассматриваемых в широком смысле, которые являются криминально значимыми и имеющими отрицательные последствия для государства и общества в целом25.
Существование и воспроизводство криминального насилия определяются в целом теми же причинами и условиями, что и вся преступность. Но круг и интенсивность ряда криминогенных явлений и процессов здесь специфичны, будучи связаны, в частности, с напряженностью в обществе и микросреде, сложившимися стереотипами поведения, представлениями о дозволенности насилия в ней
26.
Насилие – неотъемлемая часть общественного бытия. Его истоки коренятся в биосоциальной природе человека. Агрессивность со времен раннего человека так же, как и его социальность, служат средством борьбы за выживание. Она в процессе эволюции человека не затухает, а приобретает характер насилия в целях удовлетворения, прежде всего, надбиологических, социальных потребностей: в статусе, престиже, самоутверждении»27.
В детерминации различных форм социального насилия именно эти неудовлетворенные социальные потребности играют особую роль. Если неудовлетворенная витальная потребность (в пище, продолжении рода, защите от холода и т.п.) приводит к борьбе, за существование, то неудовлетворенная социальная потребность – к «сверхборьбе за сверхсуществование». Вообще «насилие имеет место тогда, когда создается препятствие для полной соматической или духовной реализации потенций человека»28.
Понимание социально-экономических причин насильственной преступности дает изучение последствий неразрешенности пяти основных противоречий:
тяжкого вреда здоровью
изнасилование
В Сибирском федеральном округе по числу насильственных преступлений на 100 тыс. человек населения Алтайский край занимает одиннадцатое, предпоследнее место (рисунок 1.5).
Рисунок 1.5 – Число регистрируемых насильственных преступлений на 100 тыс. человек населения в регионах Сибирского федерального округа
Удельный вес насильственных преступлений из общего числа преступлений в Алтайском крае не превышает общероссийского уровня и составляет 2,3%13. По этому показателю Алтайский край занимает десятое место в Сибирском федеральном округе – здесь средний вес насильственных преступлений составляет 8,6% (рисунок 1.6).
Рисунок 1.6 – Доля насильственных преступлений из общего числа регистрируемых преступлений в регионах Сибирского федерального округа
При анализе статистических данных исследователю всегда приходится решать вопросы: отражает ли статистика фактическое движение преступности? Что могло повлиять на характер движения? Не скрывается ли за этим рост латентной части преступности?14
Главной задачей уголовной политики является улучшение показателей преступности: состояния, структуры, динамики. При этом объективным показателем эффективности уголовной политики могут быть лишь характеристики фактической преступности, которая складывается из зарегистрированной и латентной15.
Тенденция к снижению преступности, зафиксированная в документах официальной отчетности, не подтверждается результатами исследования ее латентной составляющей16.
По данным отдела латентной преступности и криминологического прогнозирования НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ скрытая часть преступности составляет 5/6. Эта цифра наводит на размышления. В сферу государственного реагирования попадает лишь 1/6 преступлений, 5/6 – это особая криминальная реальность, преступления без наказания17.
Рисунок 1.7 – Динамика состояния зарегистрированной и латентной преступности в России в 2013-2016гг.
Убийство ошибочно считается самым низколатентным деянием. Так ли это? В нашей стране ежегодно только регистрировалось более 30 тыс. убийств или 22-25 деяний на 100 тыс. населения. При этом надо помнить, что в России учет убийств осуществляется по фактам, а не по жертвам, т.е. убийство десятков или сотен человек взрывом – это одно преступление, квалифицируемое по п. «а» и «е» ч. 2 ст. 105 (убийство двух или более лиц, совершенное общественно опасным способом). Кроме того, в России ежегодно регистрируется свыше 70 тыс. случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, более трети или половина которых заканчивается смертью потерпевшего, но как убийство они не квалифицируются, а учитываются в целом по ст. 111 УК РФ18.
Так, например, согласно, Апелляционному Постановлению № 22-1896/2017 от 1 декабря 2017 г. по делу № 22-1896/2017 Брянский областной суд г. Брянск. Протасов В.В. осужден по ч. 1 ст. 222, ч. 1 ст. 105, ч. 1 ст. 111 УК РФ, ч. 3 ст. 69 УК РФ к 12 годам 11 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима за незаконное ношение огнестрельного оружия и боеприпасов, а также за то, что на почве личных неприязненных отношений произвел восемь выстрелов из пистолета по автомашине, в которой находились С.Г.Д. и С.И.Д. причинив им огнестрельные ранения, в результате которых С.Г.Д, скончался на месте, а С.И.Д. - повлекшие тяжкий вред здоровью (см. Приложение 1)19.
Кроме того по оценкам экспертов латентность убийств имеет место в следующих массивах:
-
30% неопознанных трупов – латентные жертвы убийств. Это объясняется тем, что не по каждому случаю обнаружения неопознанного трупа проводится экспертиза или исследование; -
доля жертв убийств в числе пропавших без вести граждан составляет порядка 10%; -
среди лиц, причина смерти которых официально зарегистрирована как самоубийство, 5% – это жертвы убийств; -
в группах лиц, причина смерти которых официально зарегистрирована как результат различного рода некриминальных травм или несчастных случаев доля скрытых убийств колеблется в пределах от 3 до 20%; -
в группе лиц, причина смерти которых официально считается естественной, доля скрытых убийств составляет не менее 0,5%20.
Следовательно, убийства можно отнести к категории не низколатентных, а среднелатентных преступлений.
Для изнасилований характерна высокая латентность. Это объясняется в первую очередь тем, что потерпевшие подчас сами не желают заявлять о происшедшем из-за боязни расправы или огласки.
По данным московского независимого центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры», лишь 2% жертв сексуальной агрессии обращаются в правоохранительные органы. Если исходить из этих данных, то в стране совершается ежегодно не 50-70 тыс. изнасилований, а, по меньшей мере, около 2 млн21.
Из анализа характеристик насильственной преступности видно, что насильственные преступления в России составляют 2,4%, в Алтайском крае 2,3% в общей совокупности всех уголовно-наказуемых деяний, однако именно они являются самыми опасными антиобщественными явлениями, разрушающими личность и общество.
В структуре насильственных преступлений на долю причинений тяжкого вреда здоровью приходится в России 65,1%, в Алтайском крае 71%, на долю убийств – в России 26,7%, в Алтайском крае 22,1%, на долю изнасилований – в России 8,2%, в Алтайском крае 6,9%;
Мониторинг уровня преступности за последние годы выявил положительную динамику, свидетельствующую о снижении уровня преступности, в том числе и насильственной, число насильственных преступлений сократилось в России на 21,3%, в Алтайском крае на 17,4%, однако для объективной оценки криминогенной обстановки и выявления тенденций насильственной преступности следует учитывать уровень ее латентности.
Таким образом, анализируя динамику исследуемых насильственных преступлений, нетрудно заметить изменение не только количественных, но и качественных параметров насильственной преступности, под которой понимается совокупность таких преступлений, при совершении которых насилие является элементом мотивации, а не просто средством достижения цели22.
Особую тревогу вызывает корыстная направленность многих из рассматриваемых преступлений, в том числе совершаемых по найму. Как правило, они характерны для мегаполисов с оживленными рыночными отношениями и прибыльными сферами деятельности, связанными с добычей и переработкой нефти и газа, производством цветных металлов, автомобилей, сложной электронной техники и т.д. Следует отметить, что насильственные преступления все чаще проявляются в семейной сфере. Как правило, половина из них связана с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством)
2. ДЕТЕРМИНАНТЫ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
2.1 Причины и условия насильственной преступности в сфере социально-экономических отношений
О детерминантах А.И. Долгова пишет как об объединяющих терминах для причин и условий. Ведь детерминация – это процесс обусловливания, определения. Сам процесс детерминации понимается как сложное взаимодействие различных форм связи, не только причинных, но также статистических и функциональных. Но доминирующим фактором считается причинность23.
Детерминация насилия – сложный комплекс различных причин и условий. Обобщенный перечень причин преступного насилия повторяет структуру и содержание причин преступности в целом, конкретизирует их и раскрывает особенности причинности насилия, относящиеся к общественным отношениям, личности насильников и их биографиям24.
В отечественной литературе отмечается, что не существует какой-то общей основной, главной причины, которая бы исчерпывающе объясняла возникновение преступности.
Как всякое социальное явление преступность не может быть объяснена «из себя самой», а лишь с позиции социального целого – общества, чью субстанцию образует совокупность общественных отношений.
Общественные отношения являются направляющим фактором поведения людей, которые складываются из межличностных, семейных, бытовых и других отношений, связанных с уровнем жизни членов общества. Несомненно, показатели уровня жизни влияют на позитивные либо негативные проявления в обществе. При ухудшении положения дел в жизни людей, их поведение деформируется, и проявляются криминально значимые признаки, действия, направленные на совершение преступления. Причинами возникновения подобных действий выступают в первую очередь семейно-бытовые, досугово-бытовые либо иные социально-психологические противоречия, связанные с социальными условиями. Прежде всего, это занятость населения, уровень культуры и образования, алкоголизм и наркомания. В связи с этим можно говорить о социально-экономических условиях, рассматриваемых в широком смысле, которые являются криминально значимыми и имеющими отрицательные последствия для государства и общества в целом25.
Существование и воспроизводство криминального насилия определяются в целом теми же причинами и условиями, что и вся преступность. Но круг и интенсивность ряда криминогенных явлений и процессов здесь специфичны, будучи связаны, в частности, с напряженностью в обществе и микросреде, сложившимися стереотипами поведения, представлениями о дозволенности насилия в ней
26.
Насилие – неотъемлемая часть общественного бытия. Его истоки коренятся в биосоциальной природе человека. Агрессивность со времен раннего человека так же, как и его социальность, служат средством борьбы за выживание. Она в процессе эволюции человека не затухает, а приобретает характер насилия в целях удовлетворения, прежде всего, надбиологических, социальных потребностей: в статусе, престиже, самоутверждении»27.
В детерминации различных форм социального насилия именно эти неудовлетворенные социальные потребности играют особую роль. Если неудовлетворенная витальная потребность (в пище, продолжении рода, защите от холода и т.п.) приводит к борьбе, за существование, то неудовлетворенная социальная потребность – к «сверхборьбе за сверхсуществование». Вообще «насилие имеет место тогда, когда создается препятствие для полной соматической или духовной реализации потенций человека»28.
Понимание социально-экономических причин насильственной преступности дает изучение последствий неразрешенности пяти основных противоречий: