Файл: Интерпретация и оформление результатов психологопедагогического исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 5

Тема «Интерпретация и оформление результатов психолого-педагогического исследования»


  1. Какие способы применяются для визуализации данных исследования? В чем состоят особенности и преимущества каждого из них?

Научные знания делятся на теоретические и эмпирические. Данные, полученные опытным (экспериментальным) путём должны быть научно обоснованы. Этим научный факт отличается от житейского.

Психология, как и другие гуманитарные науки, достаточно специфична, её нельзя отнести к разряду точных наук.

Эмпирические данные, полученные в результате исследования, не всегда поддаются точной математической обработке, особенно, когда мы имеем дело с личностью( она является субъектом и объектом одновременно).

В психологии существуют различные точки зрения в интерпретации одной и той же проблемы. Поэтому проблема точности и объективности знаний является достаточно актуальной.

Проблема качества информации решается путём обеспечения принципа репрезентативности, а также путём проверки способа получения данных на надёжность.

Под надёжность понимается согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, с использованием разных наборов эквивалентных заданий или при изменении других условий исследования.

Ни один тест не является абсолютно надёжным инструментом. Поэтому стандартный набор данных о тесте должен включать в себя и меру надёжности.

Различают следующие виды надёжности:

    1. Ретестовая надёжность – это использование одного и того же теста второй раз ( интервал не должен превышать 6 месяцев).

    2. Надёжность взаимозаменяемых форм, при которой те же самые испытуемые могут тестироваться в первый раз с помощью одной формы, а во второй раз с помощью другой, сравнимой формы. Корреляция между показателями, полученными по двум формам, служит коэффициентом надёжности теста.

Требования к организации психологического исследования:

    1. Планирование исследования – выбор базы (места) исследования, испытуемых, их количества, методов и методик исследования.

    2. Место проведения исследования должно соответствовать инженерно-психологическим требованиям, обеспечивать определённый комфорт и непринуждённую обстановку.

    3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

    4. Подбор испытуемых должен обеспечит их качественную однородность.

    5. Исследователь-экспериментатор активно влияет на ход проведения опытно-экспериментальной работы на всех её этапах от планирования до выводов и рекомендаций.

    6. Инструкция к проведению исследования составляется ещё на стадии планирования. Она должна быть чёткой, краткой, понятной, однозначной.

    7. Результаты исследования должны быть полными, достоверными и целенаправленными.

    8. Обработка результатов исследования предполагает количественный и качественный анализ данных.

    9. Методические рекомендации должны быть направлены на профилактику, коррекцию, активизацию или оптимизацию изучаемых свойств (параметров) личности.

    10. Выводы и заключения должны представлять обобщённые данные, выраженные в % и описанные в уровнях развития ( низкий, высокий, средний).


Виды психологических исследований:

    • обзорно-аналитическое.

    • обзорно-критическое.

    • теоретическое.

    • эмпирическое описательное.

    • эмпирическое объяснительное.

    • методологическое.

    • экспериментальное психолого-педагогическое.

Валидность характеризует соответствие и пригодность методики для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначена.

Под надёжностью понимается согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, с использованием разных наборов эквивалентных заданий или при изменении других условий исследования.

Метод статистический – метод прикладной математической статистики, используемый для обработки экспериментальных данных.

Различают методы первичной и вторичной обработки результатов.

  1. Какие формы используются для представления данных и результатов исследования?

Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах:

  1. устные изложения;

  2. публикации;

  3. электронные версии.

В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.

Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы).

  1. От чего зависит использование той или иной формы представления результатов психолого-педагогического исследования?

Результаты исследования излагаются в сжатой форме, без развернутых комментариев, с минимальным количеством данных.

К преимуществам тезисов относятся следующие: в разных тезисах легко отразить большое количество аспектов исследуемой проблемы; они дисциплинируют научное мышление, заставляя формулировать мысли в краткой форме, дают возможность оперативно презентовать результаты исследования. Недостатки тезисов: в них невозможно с достаточной полнотой
представить проделанную исследователем работу; при их написании часто теряются логические связки между различными умозаключениями, что нарушает ход рассуждений автора; они не годятся для презентации крупных блоков исследования.

От других форм представления результатов психолого-педагогического исследования монографию отличают наибольшая полнота и обстоятельность; целостность рассмотрения проблемы и ее изложения; фундаментальность как изучения, так и изложения результатов; обобщенность выводов; теоретическая направленность; широта источниковедческой базы. В монографии обосновывается важность исследуемой проблемы, раскрываются картина современного состояния научной разработанности темы, различные точки зрения на проблему и авторское понимание вопроса, анализируется имеющаяся по данному вопросу литература.



4. Каковы основные требования к представлению результатов психолого-педагогического исследования?

Когда исследование в своей основной части завершено и прошло апробацию, его результаты и ход должны быть обнародованы, без чего невозможно их широкое освоение, использование в науке и практике. Формы обнародования различны: публичные выступления, выставки, показы, смотры, дискуссии, запись на видеопленку и др. Но ведущую роль пока играет старый традиционный способ – литературное оформление результатов исследования и подготовка публикаций (методических пособий, статей, книг).

Основные требования к содержанию излагаемого:

  • концептуальная направленность;

  • сущностный анализ и обобщение;

  • аспектная определенность;

  • однозначность употребления понятий и терминов;

  • четкое выделение нового и авторской позиции;

  • конструктивность рекомендаций.

Концептуальная направленность определяется системой исходных положений, которые служат основой объяснения и преобразования действительности.

Сущностный анализ и обобщение призваны обеспечивать глубокое рассмотрение, объяснение и обобщение фактов, чтобы подойти к выяснению причин, факторов и перспектив развития.


Аспектная определенность предполагает рассмотрение проблемы, изложение опыта или поисковой работы с определенной точки зрения, в заданном ракурсе. В одном исследовании может быть несколько аспектов. Многоаспектный анализ придает исследованию глубину, усиливает его объективность, но при изложении нельзя путать аспекты, перескакивать с одного на другой. В каждом конкретном отрывке должен быть один аспект, хотя в итоге они должны интегрироваться.

Однозначность употребляемых понятий и терминов предполагает их использование в одном значении, стремлении к определенности каждого понятия и к однозначности обозначающего это понятие термина.

Четкое выделение нового и авторской позиции – это не обязательно новые идеи и подходы. Это могут быть формы или организационные структуры, способы адаптации уже найденных подходов в специфических условиях или модернизированные методики.