Файл: Теоретические основы межличностного взаимодействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теория и практика успешной коммуникации

Практическая работа 1

Тема: Теоретические основы межличностного взаимодействия
Задание 1 Заполните таблицу


Название теории межличностного взаимодействия

Основная идея

Область применения/Пример из жизни, на котором можно продемонстрировать эту теорию/Ситуация, к которой применима эта теория

Теория деятельности

Ключевой фактор речевой коммуникации – мотив и цель.

Мотив соотносится с коммуникативной деятельностью и выполняет функцию побуждения субъекта к активности.

Цель соотносится с результатом, почти всегда является осознанной

в процессе осуществления межличностной коммуникации важно уметь разгадать мотив собеседника, особенно если смысл его высказываний неясен.

Понимая поведение друг друга, люди меняют свое, приспосабливая свои поступки к действиям другого, координируя свои действия с другими людьми, обучаясь видеть себя глазами группы, учитывать ожидания других людей.


Бихевиоризм

Навыки человека в межличностном общении приобретены им в ходе жизненного опыта и могут сохраняться или изменяться с помощью какого-либо подкрепления или наблюдения

в ходе взаимодействия происходит обмен ресурсами (любовь, статус, деньги, информация и т.д.), которые воспринимаются как вознаграждения – положительное подкрепление и увеличивают вероятность поведения.

Взаимодействие поддерживается обменом.

Например, общение двух подруг, которые не только общаются (обмениваются информацией), но и могут передать друг другу какие – либо навыки.

Когнитивизм

Поведение человека зависит от того, как он воспринимает и интерпретирует социальное окружение

Нам нравится то, что любят наши друзья, мы не любим то, что нравится нашим врагам.

Сходство отношений двух людей к чему-либо будет порождать привязанность между ними, а расхождение этих отношений будет порождать между ними неприязнь. Чтобы привести систему в ситуацию баланса, необходимо вести переговоры, цель которых - сблизить позиции людей по отношению к предмету разногласий


Ролевая теория

Ключевой фактор поведения - роль, которая предписана человеку социальными обстоятельствами и его социальным положением

в процессе межличностного взаимодействия субъекты играют выбранные ими роли для создания у других положительного образа самого себя (представить себя в лучшем свете).

Представляя себя определенным образом, человек сознательно или бессознательно передает другим людям информацию, т.е. выполняет главную цель коммуникаций, в том числе и межличностных


Психоанализ

Отношения в семье – ключевой фактор формирования личности

каждый человек может представить свои ранние отношения как темы собственной межличностной жизни, а все последующие отношения - в виде развития и повторения этих тем.

Если в детстве у ребенка доминировали реакции подчинения, покорности, уступчивости, то и в дальнейшем такой человек будет предпочитать подчиняться, не брать на себя ответственность за принятие важных решений.

Трансактный анализ

В поведении каждого человека есть три типа состояний: "Родитель", "Взрослый", "Ребенок»

особенности и эффективность протекания межличностного коммуникационного процесса зависят от степени преобладания одного из состояний.

Конструктивное взаимодействие возможно чаще всего только в позиции «Взрослый-взрослый»

Гуманистическая теория

Человек от природы способен к самосовершенствованию, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и
самодостаточности


Коммуникативная ценность – диалогическое общение, условиями
которого являются:

1) естественность и спонтанность в выражении чувств и ощущений,
которые возникают между партнерами в каждый конкретный момент взаимодействия;

2) безусловно положительное отношение к другим людям и к самому себе, забота о другом и принятие его как равноправного
партнера по общению;

3) умение тонко и адекватно сопереживать чувствам, настроениям, мыслям другого в ходе контактов с ним.



Задание 2 Рассмотрите определения понятия «общение». Какое из них Вы считаете наиболее точным? Обоснуйте свой ответ.

А) Общение – это процесс передачи информации от одного субъекта к
другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов. Целью общения выступает достижение взаимопонимания (Ковалев А. Г.).

Б) Общение есть взаимодействие людей, а передача информации является лишь необходимым условием, но не сутью общения (Леонтьев А. А.).

В) Общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми (Бодалев А. А.).

Г) Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями (Руденский Е. В.).

Д) Общение может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их влияния друг на друга, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга (Парыгин Б. Д.).
Ответ: из предложенных вариантов наиболее точными, на мой взгляд, являются «Г» и «Д». Предположу, что вариант «Д» является наиболее обширным и включает в себя так же и вариант «Г». Потому что во время общения люди не только взаимодействуют, но и обмениваются информацией. Именно в процессе общения наиболее ярко проявляются социальные роли такие как, например, учитель и ученик. Так же при общении проявляется эмпатия, именно словами наиболее точно передаются эмоции. При помощи общения нам легче понимать друг друга.