ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 «Педагогика и методики преподавания»_________

(наименование кафедры/департамента/центра полностью)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Психология и педагогика начального образования

(направленность (профиль) / специализация)


Практические задания
по учебному курсу «Современные образовательные технологии»
Вариант ____ (при наличии)


Студент










(И.О. Фамилия)




Группа
















Преподаватель










(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023



Практическое задание 1

Тема 1. Технологический подход в образовании.

Задание: Подготовить презентацию по теме практического занятия.

Цель задания: Выявить сущность и содержание компонентов волонтерской деятельности.

Этапы создания презентации:

1. Определение целей.

2. Определение основной идеи презентации.

3. Подбор дополнительной информации.

4. Планирование выступления.

5. Создание структуры презентации.

6. Проверка логики подачи материала.

7. Подготовка заключения.

Рекомендации по выполнению задания:

Заполните Бланк выполнения задания 1, включая в левый столбец скриншот слайда презентации, в правый – краткое описание содержания речи, сопровождающей слайд.



Слайды «Сущностные характеристики педагогических технологий»

Сущность и содержание компонента (сопроводительная речь к слайду)

История изучения вопроса. Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе.

Зародившись в США более трех десятков лет, термин «педагогическая технология» быстро оказался в лексиконе всех развивающихся стран. В зарубежных педагогических литературах понятие «педагогическая технология» или «технологическая технология обучения» первоначально связано с идеей технологизации процесса обучения, сторонники которой считали основным способом повышения результативности учебных процессов широкое применение технических образовательных средств.
Такой трактат сохранился до 70-х годов.
В 70-е годы в педагогике довольно сформировались идеи полноценной управляемости учебных процессов, которые вскоре привели к следующему утверждению педагогической практики: решение проблем дидактики возможно путем управления учебными процессами точно заданных целей, достигнутые результаты должны быть четкими описаниями и определениями.
Соответственно, многие международные издания дают новую интерпретацию сущности образовательной технологии: образовательная технология является «не просто исследованием в области использования техники обучения».; Это исследование направлено на выявление принципов и разработку приемов оптимизации учебного процесса, анализируя факторы, повышая эффективность учебного процесса, конструируя и применяя приемы и материалы, и оценивая применяемые методы» (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79 — Лондон — Нью-Йорк, 1978).
Следует заметить, что сейчас в иностранной литературе встречаются как первоначальные представления о сущности и педагогических технологиях, которые можно использовать для подготовки в чужой ТСО, и о педагогических технологиях, которые можно использовать для подготовки в чужой ТСО, а также понимание педагогических технологий, которые можно использовать для подготовки в чужой ТСО. (Т.е. целенаправленно конструировать цели обучения по целям проектирования всех процессов обучения, и проверять и оценивать эффективность выбранных формы, методы, средства, оценивать текущие результаты, корректировать мероприятия).

Сущность педагогических технологий. Сравнительный анализ традиционных и
современных педагогических технологий.

- Лекция является основной формой передачи огромного количества систематизированных сведений, которые должны служить ориентировочной базой для самостоятельной работы студентов.;
- Семинар-практическая работа
- Форма организации, расширения, расширения, крепления учебных материалов, использования их на практике, контроля полученных знаний на лекциях и процессе самостоятельной работы.
- Основа обучения - самостоятельная ; учебная и познавательная деятельность учащегося;
- Учебная группа является формой организации студентов постоянного состава, который сохраняется в течение всего учебного периода в университете;
- Учебный год, как правило, делится на две недели, зачетные и экзаменационные периоды и каникул;
- Система обучения в высшем образовании завершается государственным экзаменом, а также защитой дипломного выпуска Традиционная образовательная система более-менее удовлетворяла потребности общества, но конца XX-начала XXI века и начала XXI века это были революционные социально-экономические, информационные изменения, требующие кардинального изменения образовательной среды.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
обучающихся.

Принцип активизации ребенка во время обучения является одним из главных в дидактике. Это понятие подразумевает такой уровень деятельности, который характеризуется высокой мотивацией, сознательной потребностью в освоении знания и умения, результативности и соответствии социальным нормам.
Такая активность не часто возникает, это следствие целенаправленного управленческого педагогического воздействия и организации образовательной среды, то есть применяемого педагогического оборудования.
Любая технология имеет средства, активизирующие и стимулирующие деятельность учеников, в отдельных технологиях это средства являются главной идеей и основой эффективности результата.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, НА. Зайцева, А.А. Окунева5.1. Игровые технологии
Игровая деятельность
Игра, вместе с трудом, изучением является одним из самых главных видов человеческой деятельности, удивительным феноменом нашей жизни.
Игра, по определению, является видом деятельности в ситуациях, ориентированных на воссоздание и овладение общественным опытом, в которых складываются и совершенствуют самоуправление поведением.

Педагогическая технология и мастерство учителя.

Технология педагогики связана с педагогической мастерской. Совершенная овладение педагогической техникой и мастерство есть. С одной стороны, педагогическое мастерство является высшим уровнем овладения педагогической техникой, хотя не ограничивается лишь операционными компонентами. В среде учителей прочно утверждалось мнение о том, что педагогическая компетентность является сугубо индивидуальной, и поэтому нельзя передавать ее из рук к руке. Однако, учитывая соотношение технологий и техники, очевидно, что образовательная технология, которую можно освоить, как любую другую, не просто опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Один и тот же метод может быть реализован различными учителями в том месте, где проявится их профессиональный и педагогический талант.
В соответствии с этапами решения педагогических задач, независимо от их содержания и временной рамки, можно различить взаимосвязанные обще-частные и общие методы. Общими являются технологии создания, такие как процесс обучения, а также его осуществление. Частные – это технологии, которые позволяют решать такие задачи воспитания и обучения, как педагогическая стимуляция деятельности учеников, контроль, оценка результатов их деятельности, а также более конкретные - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др.



Практическое задание 2
Тема 2. Современные образовательные технологии в условиях ФГОС.

Задание: Подготовить описание технологий личностно-ориентированного обучения.

Цель задания: Раскрыть суть технологий личностно-ориентированного обучения.

Рекомендации по выполнению задания:

  1. Самостоятельно изучить и провести анализ литературы, характеризующей сущность и специфику технологий личностно-ориентированного обучения.

  2. Результаты анализа отобразить в Бланке выполнения задания 2.



1.1. Понятие личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта .
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».

Функции личностно-ориентированного образования:

гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;

культуро-созидательная (культуро-образующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;


Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:

оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;

отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;

опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.

Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:
«Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.

1.2. Особенности личностно-ориентированных технологий

Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.

Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «творчество».


Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.

Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.
Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.

1.3. Методологические основы организации личностно-ориентированного урока

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.

Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.


1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы де­тей и демонстрирует им образец правильного вы­полнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла­совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по­ведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между деть­ми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения