ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 «Педагогика и методики преподавания»_________
(наименование кафедры/департамента/центра полностью)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология и педагогика начального образования
(направленность (профиль) / специализация)
Практические задания
по учебному курсу «Современные образовательные технологии»
Вариант ____ (при наличии)
Студент | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | | |
| | |
Преподаватель | | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Практическое задание 1
Тема 1. Технологический подход в образовании.
Задание: Подготовить презентацию по теме практического занятия.
Цель задания: Выявить сущность и содержание компонентов волонтерской деятельности.
Этапы создания презентации:
1. Определение целей.
2. Определение основной идеи презентации.
3. Подбор дополнительной информации.
4. Планирование выступления.
5. Создание структуры презентации.
6. Проверка логики подачи материала.
7. Подготовка заключения.
Рекомендации по выполнению задания:
Заполните Бланк выполнения задания 1, включая в левый столбец скриншот слайда презентации, в правый – краткое описание содержания речи, сопровождающей слайд.
Слайды «Сущностные характеристики педагогических технологий» | Сущность и содержание компонента (сопроводительная речь к слайду) |
История изучения вопроса. Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе. | Зародившись в США более трех десятков лет, термин «педагогическая технология» быстро оказался в лексиконе всех развивающихся стран. В зарубежных педагогических литературах понятие «педагогическая технология» или «технологическая технология обучения» первоначально связано с идеей технологизации процесса обучения, сторонники которой считали основным способом повышения результативности учебных процессов широкое применение технических образовательных средств. Такой трактат сохранился до 70-х годов. В 70-е годы в педагогике довольно сформировались идеи полноценной управляемости учебных процессов, которые вскоре привели к следующему утверждению педагогической практики: решение проблем дидактики возможно путем управления учебными процессами точно заданных целей, достигнутые результаты должны быть четкими описаниями и определениями. Соответственно, многие международные издания дают новую интерпретацию сущности образовательной технологии: образовательная технология является «не просто исследованием в области использования техники обучения».; Это исследование направлено на выявление принципов и разработку приемов оптимизации учебного процесса, анализируя факторы, повышая эффективность учебного процесса, конструируя и применяя приемы и материалы, и оценивая применяемые методы» (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79 — Лондон — Нью-Йорк, 1978). Следует заметить, что сейчас в иностранной литературе встречаются как первоначальные представления о сущности и педагогических технологиях, которые можно использовать для подготовки в чужой ТСО, и о педагогических технологиях, которые можно использовать для подготовки в чужой ТСО, а также понимание педагогических технологий, которые можно использовать для подготовки в чужой ТСО. (Т.е. целенаправленно конструировать цели обучения по целям проектирования всех процессов обучения, и проверять и оценивать эффективность выбранных формы, методы, средства, оценивать текущие результаты, корректировать мероприятия). |
Сущность педагогических технологий. Сравнительный анализ традиционных и современных педагогических технологий. | - Лекция является основной формой передачи огромного количества систематизированных сведений, которые должны служить ориентировочной базой для самостоятельной работы студентов.; - Семинар-практическая работа - Форма организации, расширения, расширения, крепления учебных материалов, использования их на практике, контроля полученных знаний на лекциях и процессе самостоятельной работы. - Основа обучения - самостоятельная ; учебная и познавательная деятельность учащегося; - Учебная группа является формой организации студентов постоянного состава, который сохраняется в течение всего учебного периода в университете; - Учебный год, как правило, делится на две недели, зачетные и экзаменационные периоды и каникул; - Система обучения в высшем образовании завершается государственным экзаменом, а также защитой дипломного выпуска Традиционная образовательная система более-менее удовлетворяла потребности общества, но конца XX-начала XXI века и начала XXI века это были революционные социально-экономические, информационные изменения, требующие кардинального изменения образовательной среды. |
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся. | Принцип активизации ребенка во время обучения является одним из главных в дидактике. Это понятие подразумевает такой уровень деятельности, который характеризуется высокой мотивацией, сознательной потребностью в освоении знания и умения, результативности и соответствии социальным нормам. Такая активность не часто возникает, это следствие целенаправленного управленческого педагогического воздействия и организации образовательной среды, то есть применяемого педагогического оборудования. Любая технология имеет средства, активизирующие и стимулирующие деятельность учеников, в отдельных технологиях это средства являются главной идеей и основой эффективности результата. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, НА. Зайцева, А.А. Окунева5.1. Игровые технологии Игровая деятельность Игра, вместе с трудом, изучением является одним из самых главных видов человеческой деятельности, удивительным феноменом нашей жизни. Игра, по определению, является видом деятельности в ситуациях, ориентированных на воссоздание и овладение общественным опытом, в которых складываются и совершенствуют самоуправление поведением. |
Педагогическая технология и мастерство учителя. | Технология педагогики связана с педагогической мастерской. Совершенная овладение педагогической техникой и мастерство есть. С одной стороны, педагогическое мастерство является высшим уровнем овладения педагогической техникой, хотя не ограничивается лишь операционными компонентами. В среде учителей прочно утверждалось мнение о том, что педагогическая компетентность является сугубо индивидуальной, и поэтому нельзя передавать ее из рук к руке. Однако, учитывая соотношение технологий и техники, очевидно, что образовательная технология, которую можно освоить, как любую другую, не просто опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Один и тот же метод может быть реализован различными учителями в том месте, где проявится их профессиональный и педагогический талант. В соответствии с этапами решения педагогических задач, независимо от их содержания и временной рамки, можно различить взаимосвязанные обще-частные и общие методы. Общими являются технологии создания, такие как процесс обучения, а также его осуществление. Частные – это технологии, которые позволяют решать такие задачи воспитания и обучения, как педагогическая стимуляция деятельности учеников, контроль, оценка результатов их деятельности, а также более конкретные - типа анализа учебной ситуации, организации начала урока и др. |
Практическое задание 2
Тема 2. Современные образовательные технологии в условиях ФГОС.
Задание: Подготовить описание технологий личностно-ориентированного обучения.
Цель задания: Раскрыть суть технологий личностно-ориентированного обучения.
Рекомендации по выполнению задания:
-
Самостоятельно изучить и провести анализ литературы, характеризующей сущность и специфику технологий личностно-ориентированного обучения. -
Результаты анализа отобразить в Бланке выполнения задания 2.
1.1. Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта .
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного образования:
гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
культуро-созидательная (культуро-образующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:
«Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.
1.2. Особенности личностно-ориентированных технологий
Одним из главнейших признаков, по которому различаются все педагогические технологии является мера ее ориентации на ребенка, подход к ребенку. Либо технология исходит из могущества педагогики, среды, других факторов, либо она признает главным действующим лицом ребенка – личностно ориентирована.
Термин «подход» более точен и более понятен: он имеет практический смысл. Термин «ориентация» отражает преимущественно идейный аспект. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «творчество».
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.
Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
1.3. Методологические основы организации личностно-ориентированного урока
Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.
Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
|