Файл: 2223 цитировать статью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— 2223 —
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:
Кипервар Е.А., Мамай Е.В., Мизя М.С., Кипервар Е.А. Цифровое государственное управление: вероятные риски и новые возможности //
Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 10. — С. 2223–2242. doi:
10.18334/ce.14.10.110882
АННОТАЦИЯ:
Статья посвящена изучению теоретических аспектов и ведущей роли цифро- вых технологий в процессе трансформации управления социально-экономи- ческими системами в современных условиях. Актуальность статьи определе- на стремительными темпами развития цифровых технологий и их активным проникновением во все сферы жизнедеятельности человека и общества.
Цель исследования состоит в определение рисков и возможных выгод ввиду изменений процессов управления социально-экономическими системами, происходящих в период активного использования цифровых технологий.
Определены следующие задачи исследования: конкретизация понятий, связанных с функционированием государства в цифровом формате; изме- нение процессов управления социально-экономическими системами под воздействием цифровых технологий; степень заинтересованности граждан и бизнеса в процессах цифровизации государственных услуг, анализ рисков и возможностей цифрового государственного управления. В результате иссле- дования уточнено понятие «цифровая экономика», рассмотрены изменения, происходящие в процессах управления социально-экономическими систе- мами под воздействием цифровых технологий, проанализирована удов- летворенность и степень использования цифровых технологий, определены риски и возможности цифрового государственного управления.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
социально-экономическая система, цифровая эконо- мика, цифровые технологии, процессы управления, цифровизация, цифро- вое правительство, государственные услуги.
ОБ АВТОРАХ
Кипервар Елена Анатольевна, заведующий кафедрой «Экономика и ор- ганизация труда», кандидат экономических наук, доцент (kipervar@list.ru)
Мамай Екатерина Владимировна, аспирант ( zjavenko777@mail.ru)
Мизя Максим Сергеевич, доцент кафедры «Экономика и организация труда»
Кипервар Екатерина Андреевна, магистрант, студент
Кипервар Е.А.
1
, Мамай Е.В.
1
, Мизя М.С.
1
, Кипервар Е.А.
2
1
Омский государственный технический университет, Омск, Россия
2
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва,
Россия
Цифровое государственное управление:
вероятные риски и новые возможности


— 2224 —
CITE AS:
Kipervar E.A., Mamay E.V., Mizya M.S., Kipervar E.A. (2020) Tsifrovoe gosudarstvennoe upravlenie: veroyatnye riski i novye vozmozhnosti [Digital public administration: potential risks and new opportunities]. Kreativnaya ekonomika.
14. (10). — 2223-2242. doi:
10.18334/ce.14.10.110882
ABSTRACT:
The article is devoted to the study of theoretical aspects and the leading role of digital technologies in the transformation process of the socio-economic systems management in modern conditions. The relevance of the article is determined by the rapid development of digital technologies and their active penetration into all spheres of human life and society. The purpose of the study is to determine the risks and possible benefits due to changes in the management of socio-economic systems that occur during the active application of digital technologies. The fol- lowing research objectives are defined: specification of concepts related to the state's functions in a digital format; changes in the management of socio-eco- nomic systems under the influence of digital technologies; the degree of citizens and businesses interest in the digitization of public services; analysis of risks and opportunities for digital public administration. As a result of the research, the con- cept of digital economy is clarified. Changes in the management of socio-econom- ic systems under the influence of digital technologies are considered. Satisfaction and the degree of digital technologies application are analyzed; and the risks and opportunities of digital public administration are determined.
KEYWORDS:
socio-economic system, digital economy, digital technologies, management processes, digitalization, digital government, public services
JEL Classification: E02, O31, O32, O33, H11
Received: 02.06.2020 / Published: 31.10.2020
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers
For correspondence: Kipervar E.A. (kipervar@list.ru)
Kipervar E.A.
1
, Mamay E.V.
1
, Mizya M.S.
1
, Kipervar E.A.
2
1
Omsk State Technical University, Russia
2
National Research University Higher School of Economics (HSE), Russia
Digital public administration: potential risks
and new opportunities

Креативная экономика

Том 14. № 10’2020 (октябрь)
— 2225 —
Введение
Б
ыстрое развитие цифровых технологий и их активное использование приводят к изменениям во всех сферах жизнедеятельности человека.
Цифровизация дает возможность получить новые знания и профессии.
Изменения, происходящие в процессах управления социально-экономи- ческими системами, носят масштабный характер. Реализация проектов по цифровизации государственного управления дает возможность эффективно управлять данными и информацией, повышать доступность и качество пре- доставляемых услуг гражданам и бизнесу, повышать конкурентоспособность предприятий и страны в мировом значении.
Цель исследования состоит в определении рисков и возможных выгод ввиду изменений процессов управления социально-экономическими систе- мами, происходящими в период активного использования цифровых тех- нологий. В задачи работы включены: конкретизация понятий, связанных с функционированием государства в цифровом формате; изменение процессов управления социально-экономическими системами под воздействием цифро- вых технологий; степень заинтересованности граждан и бизнеса в процессах цифровизации государственных услуг, анализ рисков и возможностей цифро- вого государственного управления.
Теория
Переход к инновационной экономике ставит перед Россией задачу преодоле- ния отставания в уровне развития от стран — мировых экономических лиде- ров. В качестве фактора решения данной проблемы выступает необходимость формирования качественно новых способов управления социально-эконо- мическими системами, которые точно и быстро реагируют на изменения внешней и внутренней среды. Возможность достижения важнейших целей социально-экономического развития России возникает с развитием и овла- дением технологий. Принципиальное значение имеет грамотная цифровиза- ция органов государственного управления. Рассмотрим основные понятия и определения по цифровому управлению государством и экономикой.
В одном из докладов Всемирный банк дает определение цифровой эконо- мики: система экономических, социальных и культурных отношений, которая основана на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий» [4].
Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) исполь- зует термин «цифровая экономика» по отношению к рынкам, функциониру- ющим на основе информационно-коммуникационных технологий, применя-


Journal of Creative Economy

Vol. 14, Num. 10, 2020
— 2226 —
емых для осуществления торговли информационными, цифровыми товарами или оказания услуг посредством Интернета [9] (Kapranova, 2018).
В Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017–2030 гг. обозначено: «Цифровая экономика — это хозяйственная дея- тельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов ана- лиза которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позво- ляют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [4].
Таким образом, анализируя перечисленную выше терминологию, конкре- тизируем понятие «цифровая экономика».
Цифровая экономика — это система социально-экономических отноше- ний, при которой происходит активное развитие экономики, бизнес-процес- сов, трансформируется система управления социальной сферы с использова- нием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Цифровая экономика ориентирована на создание нужных условий для возникновения новых прорывных и перспективных цифровых технологий и их применения в организации бизнеса, торговли, логистики и производства.
Цифровые технологии изменяют систему реализации стратегии предприятий в повседневной деятельности, повышают эффективность инвестирования и открывают новые возможности на рынке. Активное применение методов ана- лиза больших объемов данных создает условия для получения новых знаний и принятия эффективных управленческих решений. [9].
Президент Российской Федерации Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам заявил: «Цифровые технологии — это не отдельная отрасль, по сути, это уклад жизни, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, всего общества. Формирование цифровой эко- номики — это вопрос национальной безопасности и независимости России, конкуренции отечественных компаний».
По мнению президента, цифровизация является серьезным инструментом решения социально-экономических проблем. В частности, он отмечает, что цифровые технологии упрощают обратную связь с гражданами, люди стано- вятся участниками решения проблем, что позволяет своевременно реагиро- вать на проблемы и принимать управленческие решения.
Владимир Путин акцентировал, что «без цифровой экономики страна не сможет перейти к следующему технологическому укладу, а без этого перехода у российской экономики нет будущего» [8].


Креативная экономика

Том 14. № 10’2020 (октябрь)
— 2227 —
Цель создания «Цифрового государственного управления заключается в стремлении предоставить «гражданам и организациям доступ к приоритет- ным государственным услугам и сервисам в цифровом виде, создать наци- ональную систему управления данными, сформировать инфраструктуру электронного правительства, внедрить сквозные платформенные решения в государственное управление» [11].
Новые технологии изменяют способы взаимодействия людей и органи- зацию их деятельности, позволяют создавать новые виды продукции, ведут к качественным изменениям социально-экономической сферы. Такие изме- нения в литературе получили название «цифровая трансформация» — рево- люционные изменения в обществе, связанные с внедрением современных информационных технологий. Стратегии цифровой трансформации часто направлены на изменение продукции, процессов, организации деятельности, взаимодействия и управления на основе применения инновационных техно- логий [18].
Е.В. Холодная под электронным правительством понимает форму реализа- ции государственного управления, основанную на синергетическом взаимо- действии ИКТ и информационных ресурсов (данных) в целях предоставления государственных услуг.
Особыми характеристиками «нового государственного управления» явля- ются [18] (Kholodnaya, 2018):

усилия по цифровизации взаимодействия с гражданами и организаци- ями;

использование технологии «без единого клика», не требующей челове- ческого вмешательства;

радикальное сокращение избыточных процессов в оказании услуг;

формирование государства по принципу «сделай сам» на основе актив- ного вовлечения граждан в процесс оказания государственных услуг;

возможность оценки результативности и эффективности предоставле- ния государственных услуг;

формирование стимулов для органов и организаций, отвечающих за предоставление государственных услуг;

ориентация на клиента и учет «обратной связи».
По сути своей, из всего вышесказанного следует вывод о том, что созда- вая «цифровое государство», мы создаем национальную систему управления данными, новые виды товаров и услуг, происходят качественные изменения социально-экономической сферы. Но не стоит забывать о всевозможных рисках, которые возникают при переходе к «цифровому правительству».

Journal of Creative Economy

Vol. 14, Num. 10, 2020
— 2228 —
Сформулируем гипотезу: являются ли риски, на которые идет государство, оправданными при построении «цифрового государства»?
Для опровержения или подтверждения гипотезы необходимо рассмотреть, как в России происходит процесс построения цифрового государственного управления.
В России осуществляется большая работа по развитию и освоению в государственном управлении базовых, а также новейших цифровых техно- логий. Для развития электронного государственного управления принят комплекс федеральных законов, на основе которых создан портал публич- ных услуг, обеспечивается прозрачность деятельности органов публичной власти, активно развивается межведомственное взаимодействие, основанное на принципе «одного окна». Их применение планируется в сфере предостав- ления государственных услуг, исполнения контрольно-надзорных функций, освоения принципа управления по результатам [6] (Dobrolyubova, Yuzhakov,
Efremov, Klochkova, Talapina, Startsev, 2019). Необходимо достичь того, чтобы изменения, происходящие под действием цифровизации, привели к росту качества деятельности государственных служб, снижению необоснованного государственного вмешательства, повышению результативности и эффектив- ности государственного управления.
Как известно, значительная масса жителей нашей страны достаточно тра- диционны. В большинстве своем они не склонны к освоению новых знаний и навыков. Это складывается в силу разных причин: возраст, склад характера, материальное положение и т. д. При масштабном внедрении цифровых тех- нологий в систему государственного управления важно добиться высокого уровня поддержки населением политики цифровизации государственного аппарата.
Начало процесса цифровизации системы государственного управления
России произошло в 2008 году, когда президент представил «Стратегию раз- вития информационного общества в Российской Федерации». Для исполне- ния этой стратегии была разработана программа «Информационное обще- ство (2011–2020 годы)». Она является первой государственной программой с переходом к программным принципам формирования бюджета страны.
Главным направление программы является создание целостной и эффектив- ной системы использования информационных технологий во всех отраслях и сферах деятельности общества. Цель программы — получение гражданами и организациями наибольшей выгоды от применения информационных тех- нологий, создание мобильного взаимодействия государства с гражданами и организациями [13] (Smotritskaya, Chernyh, 2018).


Креативная экономика

Том 14. № 10’2020 (октябрь)
— 2229 —
В программе содержатся следующие положения:

развитие электронного правительства;

повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий;

оказание услуг на базе информационных технологий в области меди- цины, здравоохранения и социального обеспечения;

развитие сервисов на основе информационных технологий в области образования, науки и культуры;

поддержка региональных проектов в сфере информационных техно- логий.
Благодаря реализации данной программы Россия достигла прогресса в создании электронного правительства, которое реализовалось в предо- ставлении государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Положено начало развития многофункциональных центров, формирования системы межведомственного электронного взаимодействия базовых госу- дарственных информационных ресурсов. Созданы цифровые платформы —
Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), который в 2015 году интегрирован с Единой системой идентификации и аутентифи- кации (ЕСИА).
На момент запуска портала госуслуг в 2009 г. на нем предоставлялось 110 федеральных и 200 муниципальных услуг. В 2018 г. через приложение поль- зователи заполнили и отправили более 12,6 миллионов электронных форм заявлений на получение госуслуг. В 2018 г. на портале было зарегистриро- вано 86 миллиона человек — 60 % всего населения России. На рисунках 1 и 2
Рисунок 1. Число зарегистрированных пользователей портала госуслуг
Источник: составлено авторами.
23 836 000 22 500 000 40 000 000 65 000 000 86 000 000 2010-2014 2015 2016 2017 2018

Journal of Creative Economy

Vol. 14, Num. 10, 2020
— 2230 —
рассмотрен мониторинг числа зарегистрированных пользователей портала государственных услуг и количество предоставленных государственных услуг
2010–2018 гг.
Число пользователей портала госуслуг с каждым годом увеличивается.
Только за 2018 год их число увеличилось на 21 миллион, в 2017 году — на
25 млн и составило 65 млн. Всего с 2012 года число пользователей портала увеличилось почти в 20 раз. Так, в 2012 году на ЕПГУ было зарегистрировано
3,6 млн граждан, в 2013 году — 6,9 млн, в 2014 году — 13 млн, в 2015 году —
22,5 млн, в 2016 году — 40 млн. Количество посещений портала возросло более чем на 30% и за 2018 год составило 582 миллиона.
Стремительно растет количество предоставленных услуг через портал госуслуг. Всего в 2018 году через портал пользователи заполнили и отпра- вили более 60 млн электронных форм заявлений на получение госуслуг, что на 55% превышает показатели 2017 года. Наблюдается активный рост удов- летворения гражданами качеством предоставляемых государственных услуг
[7] (рис. 3).
Уровень обратной связи граждан также растет. По данным информаци- онно-аналитической системы мониторинга качества государственных услуг, число оцененных государственных услуг за период 2017–2018 гг. возросло в
1,8 раза. Также замечен активный рост количества оставленных отзывов о предоставленных государственных услугах, если в 2013 их количество состав- ляло 1100 отзывов в год, то в 2018 году — 89,5 тыс. отзывов. Это показывает активное стремление вовлечения граждан в процессы управления [7].
37 282 000 24 300 000 380 000 000 1 300 000 000 1 800 000 000 2010-2014 2015 2016 2017 2018
Рисунок 2. Количество предоставленных государственных услуг через портал в электронном виде
Источник: составлено авторами.