Файл: 2223 цитировать статью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Креативная экономика

Том 14. № 10’2020 (октябрь)
— 2231 —
В 2017 году была принята «Стратегия развития информационного обще- ства Российской Федерации на 2017–2030 гг.». В ней выделены цели, задачи и меры осуществления политики нашей страны в области применения инфор- мационных технологий, которые направлены на формирование и развитие информационного общества, национальной цифровой экономики и реализа- цию стратегических национальных приоритетов [13]. В программе отмечены основные принципы и элементы создания цифрового государства (рис. 4)
Среди представленных принципов и элементов ключевым направлением является формирование государства как «цифровой платформы», направлен-
Рисунок 3. Статистика оценки государственных услуг
Источник: составлено авторами.
86,43 93,74 95,47 95,78 96,48 96,76 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Удовлетворенность государственными услугами, %
ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВО
ПРИНЦИПЫ:
— предоставление цифровых услуг по умолчанию
— платформозависимость и ориентация на мобильные устройства
— проектирование услуг, ориентированное на пользователя
— предоставление цифровых услуг от начала до конца
— правительство как платформа
ЭЛЕМЕНТЫ:
— единый портал
— единые данные для совместного использования в государственном секторе
— межведомственные сервисы для совместного использования, государственная инфраструктура совместного использования
— улучшенные сенсорные сети и аналитика
— кибербезопастность и конфиденциальность
Рисунок 4. Принципы и элементы создания цифрового государства
Источник: составлено авторами.

Journal of Creative Economy

Vol. 14, Num. 10, 2020
— 2232 —
ного на объединение данных, информации и услуг на один цифровой портал.
В связи с заинтересованностью текущей системы управления в сохранении своего положения существуют некоторые сложности развития государства в этом направлении [1] (Aptekman, Kalabin, Klintsov, Kuznetsova, Kulagin,
Yasenovets, 2017).
Следующий шаг — принятие национальной программы «Цифровая эко- номика Российской Федерации» (2018–2024 годы) [11]. Направленность этой программы состоит в «повышении благосостояния и качества жизни граждан путем повышения доступности и качества товаров и услуг, создан- ных с использованием современных цифровых технологий, повышения сте- пени цифровой грамотности, доступности и качества государственных услуг для граждан» [19]. Цель программы состоит в создании системного разви- тия и внедрения цифровых технологий во все области жизнедеятельности.
Цифровизация экономики — вопрос глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности страны. Цели и задачи развития цифровой эко- номики определены до 2024 г. в рамках пяти базовых направлений:\

нормативное регулирование;

кадры и образование;

формирование исследовательских компетенций и технических заделов;

информационная инфраструктура;

информационная безопасность.
Реализация программы будет способствовать совершенствованию законо- дательства РФ и бизнес-процессов коммерческих организаций в электронной форме [15] (Solozhentsev, 2018). Семь из 10 государственных услуг для бизнеса и граждан к 2024 г. должны предоставляться в цифровой форме. Без личного посещения госорганов должны быть доступны все приоритетные госуслуги и сервисы. А 90% документооборота между чиновниками должно происходить онлайн.
Наблюдаемые сегодня цифровые тренды охватывают почти все сферы жизнедеятельности: от медицины и образования до вызова такси, характери- зуются «уберизацией» экономики и осуществляются на специальных цифро- вых платформах.
Технологии с каждым годом дают все больше возможностей. Материальное основание электронного правительства: «цифровые транзакции в 50 раз дешевле живой коммуникации двух людей, в 20 раз дешевле телефонной и в
30 раз дешевле почтовой» [21].
Российская платформа электронного правительства включает в себя три компонента: «Единый портал государственных услуг и функций (ЕПГУ);


Креативная экономика

Том 14. № 10’2020 (октябрь)
— 2233 —
Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), ее аккаунт позволяет получать услуги не только на самом сайте госуслуг, но и на сайтах министерств и ведомств, например, налоговой службы или муниципальных органов власти); Систему межведомственного электронного взаимодействия
(СМЭВ)» [21] (рис. 5).
На портале пользователям доступно 968 федеральных госуслуг. Самой популярной услугой является предоставление информации о наличии нало- говой и судебной задолженностей, состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде России. Услуги по регистрации транспортных средств, постановке на учет и зачислению детей в детские сады, оформлению водительских удосто- верений, загранпаспорта и регистрации по месту жительства и пребывания также пользуются популярностью. Замечен рост платежей, совершенных через портал. Реализуется проект по замене бумажных уведомлений на элек- тронные при сохранении юридической значимости.
Наиболее популярные услуги портала государственных услуг:

запрос о состоянии лицевого счета;

регистрация транспортных средств;

оформление загранпаспорта, регистрация прав собственности;

замена водительского удостоверения;

запрос о судебной задолженности;

запрос о налоговой задолженности;

запрос о штрафах ГИБДД.
ПЛАТФОРМА
ЭЛЕКТРОННОГО
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
Единый портал государственных услуг и функций
(ЕПГУ)
Единая система идентификации и аутентификации
(ЕСИА)
Система межведомственного электронного взаимодействия
(СМЭВ)
Рисунок 5. Российская платформа электронного правительства
Источник: составлено авторами.

Journal of Creative Economy

Vol. 14, Num. 10, 2020
— 2234 —
За 2018 год сделано более 16 млн запросов о состоянии лицевого счета в Пенсионном фонде России. Услугой регистрации транспортных средств воспользовались 4,8 млн раз. Около 3 млн заявок поступило на оформление загранпаспорта последнего поколения и на регистрацию права собственно- сти. Почти 2,6 млн услуг было оказано по замене водительского удостовере- ния. О судебной задолженности было 10 млн запросов, о налоговой задолжен- ности –8,5 млн, штрафах ГИБДД — 7,3 млн.
Ежегодно рассчитывается эталонный рейтинг ООН «Индекс электронного правительства». Он представляет собой числовое значение, которое отражает степень экономического, социального и демократического развития конкрет- ной анализируемой страны. Индекс электронного правительства представляет собой среднее значение трех основных показателей: наличие Интернета (изме- ряется путем анализа веб-сайтов), телекоммуникационная инфраструктура
(измеряется с помощью показателей ИТ-оборудования конечных пользова- телей и их использования в Интернете) и человеческий капитал (измеряется с помощью индекса развития человеческого потенциала, индекса доступа к информации и плотности населения) [12] (Sidorenko, Bartsits, Khisamova, 2019).
В 2018 Россия была на 32-й позиции. В 2016 году она находилась на 34-й.
Уровень развития оценивается как «очень высокий» и составляет 0,7969.
Внедрение новых цифровых технологий, источников данных, использование передовых аналитических методов несет в себе как огромный потенциал, так и всевозможные риски (рис. 6). В условиях цифровой экономики характерной чертой является высокая интенсивность радикальных изменений, что подры- вает устоявшиеся социально-экономические отношения. Безусловно, развитие цифровой экономики оказывает положительное влияние на экономический рост и возможности экономических субъектов удовлетворять свои потребности.
Рассмотрим риски, связанные с внедрением цифровых технологий.
Киберпреступность. Основным риском, связанным с внедрением циф- ровых технологий, является возрастающий риск киберпреступности.
Масштабное применение цифровых технологий в различных сферах деятель- ности в результате приводят к скоплению рисков в условиях деятельности взаимосвязанных сложных систем. Опасность заключается в возможном раз- рушении информационной инфраструктуры, хищении данных, мошенниче- стве. Деятельность киберпреступников носит транснациональный характер, вычислить личность преступника при использовании им современных техно- логий достаточно сложно. Объектом атак является информация — важный ресурс постиндустриального общества. Уничтожение, похищение и доступ к информации могут привести к очень негативным последствиям.


Креативная экономика

Том 14. № 10’2020 (октябрь)
— 2235 —
Зависимость от Интернета. Чрезмерная зависимость субъектов эко- номической деятельности от Интернета. Риск заключается в возможности нарушения нормального функционирования информационной инфраструк- туры, что полностью парализует работу различных систем на всех уровнях.
У населения происходит психологическая зависимость от Сети, имеет место феномен «клипового мышления», сложность восприятия большого количе- ства информации.
Угроза сокращения рабочих мест на рынке труда. Цифровизация предпо- лагает развитие робототехники, что, в свою очередь, приводит к сокращению рабочих мест, исчезновение ряда профессий, особенно низкого и среднего уровня квалификации.
Отставание системы образования. Система образования не успевает реа- гировать на изменения, возникшие вследствие цифровизации. Необходима адаптация образовательных программ к современным трансформациям рынка труда, гибкая система кадров, возможность дополнительного образо- вания во время трудовой деятельности.
ЦИФРОВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РИСКИ

Киберпреступность

Зависимость от Интернета

Угроза сокращения рабочих мест на рынке труда

Отставание системы образования от потребностей цифровой экономики

Цифровое неравенство

Концентрация цифровых технологий у отдельных игроков, ввиду неконкурентной борьбы

Снижение возможности государственного контроля

Отставание нормативно- правовой базы от развития технологий
ЭЛЕМЕНТЫ:

Эффективность рынка труда

Развитие технологий обеспечения безопасности

Сокращение транзакционных издержек

Доступность и повышение качества предоставления социальных услуг населению

Использование инновационных методов формирования политики и оценки ее влияния
Рисунок 6. Риски и возможности внедрения цифровых технологий в государствен- ном управлении
Источник: составлено авторами.

Journal of Creative Economy

Vol. 14, Num. 10, 2020
— 2236 —
Цифровое неравенство может проявляться на микроуровне между гражда- нами с учетом их возрастных, гендерных, и образовательных особенностей.
Концентрация цифровых технологий у отдельных игроков ввиду некон-
курентной борьбы. На рынке информации возможны процессы олигополи- зации, где будет происходить концентрация факторов производства в руках небольшого количества собственников.
Снижение государственного контроля. Формирование горизонтальных связей в обход традиционных путей обмена и потребления товаров и услуг возможно в информационном обществе. Государству необходимо пресекать данные факты, но при этом не создавать трудности для законопослушных гра- ждан и предпринимателей.
Отставание нормативно-правовой базы от развития технологий.
Проис ходит расхождение между юридической трактовкой и фактическими преступлениями в сфере экономики с использованием информационно-ком- муникационных сетей.
Определим благоприятные возможности внедрения цифровых технологий.
Эффективность рынка труда. Цифровизация дает возможности для появ- ления новых профессий. Появляются возможности для удаленной работы.
Создаются сетевые структуры, снижается необходимость аренды офисов, что приводит к экономии компаний.
Развитие технологий обеспечения безопасности. Развитие технологий цифровой идентичности и блокчейн, внедрение которого позволит разре- шить две ключевые проблемы: сохранение истории изменений и гарантии подлинности внесенных данных, а также идентичность данных у всех участ- ников децентрализованной платформы, дает возможность обеспечить без- опасность деятельности экономических субъектов, снижает транзакционные издержки. Использование современных технологий (дронов, роботов, систем искусственного интеллекта) уменьшает потребность участия человека в опас- ных видах деятельности, снижает риск человеческого фактора.
Сокращение транзакционных издержек за счет снижения роли посредни- ков, благодаря созданию цифровых сервисов. Происходит прямой контакт поставщика и покупателя товаров и услуг.
Доступность и повышение качества предоставления социальных услуг
населению. Создание в России эффективных и удобных электронных серви- сов, которые упрощают взаимодействие государства с гражданами и предпри- нимателями в разных вопросах.
Использование инновационных методов формирования политики и оценки
ее влияния. Цифровые технологии дают возможность активного участия гра- ждан в оценке действий государства за счет обратной связи.


Креативная экономика

Том 14. № 10’2020 (октябрь)
— 2237 —
В результате перехода к новому технологическому укладу и использова- нию цифровых технологий, у России появляется уникальный шанс достичь конкурентоспособности на международном уровне, повысить качество жизни населения, решить многие проблемы. Переход невозможен без появ- ления определенных рисков. Необходимы качественный анализ и изучение таких рисков для возможности их минимизации [20] (Eskindarov, Maslennikov,
Maslennikov, 2019).
Таким образом, перед государственным управлением стоит важная задача не блокировать внедрение новых технологий и одновременно снижать риски, связанные с развитием цифровых трендов.
Цифровые технологии предоставляют широкие возможности для транс- формации государственного управления. На этапе цифровой трансформации цифровые технологии интегрируются в процесс выработки политики, создают возможности для реализации различных вариантов государственной политики, которые не могут быть внедрены без использования технологий. Возвращаясь к нашей гипотезе «являются ли риски, на которые идет государство, оправ- данными при построении «цифрового государства», следует согласиться, что при грамотном выявлении рисков возможно добиться минимизации негатив- ных последствий внедрения цифровых технологий. Тем самым, минимизируя риски, мы добьемся высокой отдачи возможностей от цифровизации.
Заключение
Сегодня цифровая экономика выступает эффективной основой развития сис- темы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы и всего общества. Рассмотрев мнения разных авторов понятия «цифровая эко- номика», представляем уточненное определение данного термина. Цифровая экономика — это новый уклад жизни, при котором происходит активное раз- витие экономики, управление бизнеса, социальной сферы под воздействием современных информационно-коммуникационных технологий. В статье были показаны основные принципы и элементы создания цифрового правительства.
Показаны произошедшие изменения в управлении социально-экономическими системами и жизни обществе под воздействием активного использования циф- ровых технологий и реализации программ и стратегий развития информаци- онного общества Российской Федерации. Определены основные риски и новые возможности создания цифрового государственного управления
На основе изученной информации предлагаем схематическое уточнение основных преобразований, происходящих в управлении социально-экономи- ческими системами в период господства цифровых технологий (рис. 7).


Journal of Creative Economy

Vol. 14, Num. 10, 2020
— 2238 —
Цифровые технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Совре- менные научно-технические процессы становятся невыполнимыми без вне- дрения и использования современных подходов и технологий. Цифровые тех- нологии дают возможность реализовать огромное количество разноплановых научно-технических и технологических задач за минимальные промежутки времени [8].
В эпоху всеобщей цифровизации одним из приоритетных направлений становится повышение эффективности государственного управления, вза- имодействия общества и предприятий с органами государственной власти, повышение качества предоставления государственных услуг за счет актив- ного внедрения цифровых технологий в государственные системы.
Необходимо выделить ряд проблем, влияющих на устойчивость соци- ально-экономических систем: киберпреступность; зависимость от Интернета; угроза сокращения рабочих мест на рынке труда; отставание системы образо- вания от потребностей цифровой экономики; цифровое неравенство; концен- трация цифровых технологий у отдельных игроков вследствие неконкурент- ной борьбы; снижение возможности государственного контроля; отставание нормативно-правовой базы от развития технологий. Существуют возмож- ности, которые связаны с использованием цифровизации, направленные на улучшение государственного управления в таких областях, как эффектив-
Рисунок 7. Преобразования управления социально-экономической системы
Источник: составлено авторами.
Ускорение темпов роста малого и среднего бизнеса
Повышение доступности электронных сервисов
Прирост произ- водительности труда
Сокращение уровня преступности
Рост числа новых профессий
Снижение стоимости и повышение доступности массового образования
Доступность и повышение качества государ- ственных услуг
Возможность участия граждан в решение СЭ проблем
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Креативная экономика

Том 14. № 10’2020 (октябрь)
— 2239 —
ность функционирования рынка труда; развитие технологий обеспечения безопасности; сокращение транзакционных издержек; доступность и повы- шение качества предоставления социальных услуг населению; использова- ние инновационных методов формирования политики и оценки ее влияния.
Необходимо проводить дальнейшие исследования, направленные на оценку появляющихся государственных платформ, связывающих все общество и образующих новый тип взаимосвязи государства, юридических и физических лиц. А стремительное развитие цифровых технологий и внедрение их во все социально-экономические сферы жизнедеятельности требуют от государства, предприятий и граждан быстрого и качественного освоения новшеств и при- менения их на практике.

ИСТОЧНИКИ:
1. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин В., Ясеновец И.
Цифровая Россия: новая реальность. — ООО «Мак-Кинзи и Компания
СиАйЭс», 2017.
2. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Digital.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/
files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_
NcN2nOO.pdf
( (дата обращения: 28. 02. 2020).
3. Вопросы регулирования цифровой экономики. / Аналитический отчет Фонда
«Центр стратегических разработок», 2019.
4. Всемирный банк. 2016 год. Доклад о мировом развитии 2016 «Цифровые ди- виденды». Openknowledge.worldbank.org. [Электронный ресурс]. URL: https://
openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/23347/210
(дата обраще- ния: 08. 01. 2018).
5. Грибанов Ю.И. // Гуманитарные и юридические исследования, 2018. —
№ 4. — url: http://www.rsl.ru.
6. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Э.В.,
Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результа- там. — М.: Дело РАНХиГС, 2019.
7. Доклад «Об итогах деятельности Минэкономразвития России за 2017 и задачах на 2018». Министерство экономического развития Российской
Федерации. , 2018.
8. Путин: формирование цифровой экономики — вопрос нацбезопасности РФ.
Информационное агентство России «ТАСС». [Электронный ресурс]. URL:
4389411 (дата обращения: 28. 02. 2020).