Файл: Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов, слушатель Задзик Виктория Анатольевна Преподаватель Пантюшина Ольга Игоревна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»

Программа профессиональной переподготовки

Психолог-практик. Базовая клиентоориентированная стратегия и основные методы психологической помощи (1160)

Дисциплина: Введение в профессию. Профессиональная этика в работе психолога

Загрузите результат Индивидуального практического задания. 45 баллов,


Выполнил:

слушатель Задзик Виктория Анатольевна

Преподаватель:

Пантюшина Ольга Игоревна

г. Москва2022

Задание 1

  1. Психолог дал знакомому бизнесмену без специального образования методику ММРI (популярная психодиагностическая методика, предназначенная для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности, очень сложная в интерпретации результатов) и ключи к ней, чтобы тот протестировал свой персонал и уволил всех неподходящих работников. Оцените действия психолога.

На мой взгляд, в данной ситуации психолог повел себя неэтично с профессиональной точки зрения. Передав для использования вышеуказанную методику своему другу, он нарушил:

- принцип конфиденциальности (Психолог не должен посвящать своих друзей в тонкости своей работы и делиться методиками. Более того, любое психологическое исследование является профессиональной тайной, а также требует информированности и согласия испытуемых.)

- принцип компетентности (Согласно Кодексу Российского психологического общества, «психолог может оказывать лишь те услуги, в которых он имеет необходимую квалификацию и образование». Передавая методические материалы человеку, не владеющему соответствующей подготовкой, психолог сам показывает свою некомпетентность.)

- принцип ответственности (Психолог несет ответственность за проводимые им исследования, а также за последствия таких исследований. Бизнесмен без специального образования такую ответственность нести не может, а если быть точнее – не знает об ответственности в силу своей неподготовленности.)

Исходя из вышеизложенного, действия психолога следует расценивать как некомпетентные и безответственные, способные повлечь негативные последствия, что абсолютно противоречит личности психолога, как профессионала, в принципе.



  1. Психолог сотрудничает с магазином мебели на основе договора (не входит в штат), выполняя роль психолога-тренера отдела продаж. Во время одного из обучений менеджеров по продажам, директор магазина попросил помочь в конфликте с реальными покупателями. Ему надо было представиться администратором магазина (по просьбе директора) и уговорить клиентов не беспокоиться в связи с длительной задержкой доставки, купленной ими мебели. Вины магазина при этом нет. Психолог согласился. Оцените действие психолога, есть ли здесь нарушение этики?

Мне эта ситуация видится довольно спорной. С одной стороны – действия психолога ограничены его компетентностью и выполнять подобную просьбу директора было бы недопустимым (нарушение принципа компетентности), с другой – если действия психолога, как бизнес-тренера, наглядно покажут сотрудникам отдела продаж практику урегулирования конфликтов (своего рода мастер-класс), что в дальнейшем поспособствует улучшению тех самых продаж, а также принесет положительный опыт коммуникации с покупателями в целом, то почему бы и нет? Иными словами - инновационный подход к деятельности психолога, как бизнес-тренера.


  1. Психолог коллегам с юмором рассказывал о проблемах своих клиентов, не упоминая их имен. Оцените действия психолога.

Считаю поведение психолога неэтичным с точки зрения профессиональной этики. Допускается разглашение информации о своем клиенте только с согласия самого клиента. При отсутствии такого согласия нарушается принцип конфиденциальности.


  1. Психолог работал с подростком. Семья благополучная, контакт и полное взаимопонимание у родителей с сыном есть. После консультации психолог сообщил матери о том, что ее 13-летний сын открыл ему на консультации свои суицидальные мысли. Оцените действия психолога.

В соответствии с Этическим кодексом психолога, любая информация, полученная на основе доверительных отношений, является конфиденциальной, а следовательно не подлежит разглашению. Однако существуют исключения из правил, и психолог имеет право нарушить принцип конфиденциальности
. Если существует угроза жизни клиента или других людей, психолог обязан об этом сообщить заинтересованным сторонам, в данном случае – родителям ребенка. Тем не менее, в данной ситуации считаю не лишним проинформировать и ребенка о своих намерениях довести полученную информацию до его родителей.
Задание 2


  1. В курсовой работе студент психологического факультета указал настоящие фамилии и имена испытуемых, составляя сводную таблицу данных. Оцените действия будущего психолога.

На мой взгляд, непрофессионально и неэтично. Своими действиями студент нарушил принцип конфиденциальности. Студенту следовало взять согласие у испытуемых на разглашение полученных сведений.


  1. Психолог снимал сеанс с клиентом на видеокамеру, которая была замаскирована среди книг, так как он хотел использовать видео на конференции. Как он должен был поступить, учитывая правила этики?

Осуществление видео или аудио съемки консультации возможно только при наличии письменного согласия клиента на проведение указанных мероприятий.
При использовании в дальнейшем этих материалов путем демонстрации тоже необходимо согласие клиента. При отсутствии согласия клиента психолог не может использовать полученные материалы. В противном случае психологом нарушается принцип конфиденциальности, осведомленности и добровольности согласия клиента. Таким образом, психолог обязан был проинформировать клиента о своих намерениях.


  1. Психолог просил ответить на вопросы интервью, при этом не раскрыл испытуемым ни до, ни после опроса, цель исследования и то, каким образом потом будет использоваться информация.  Есть ли здесь нарушения этических принципов, если есть, то каких и в чем?

Считаю, что нарушение принципов заключается в следующем:

1.)Психолог не раскрыл испытуемым цель исследования (принцип осведомленности и добровольного согласия подразумевает, что исследуемый должен знать о цели работы, применяемых методах и способах использования полученной информации).


2.)Психолог не раскрыл, каким образом будет использована информация (принцип конфиденциальности: любая, полученная на основе доверительных отношений информация не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий).
Задание 3

К психологу (мужчине) приходит молодая замужняя женщина. С профессиональной точки зрения психолог находит ее случай очень интересным и чем-то новым в его многолетней практике. Клиентка же говорит психологу о положительной результативности сеансов и необходимости в их дальнейшем продолжении. Проводимая работа устраивает обе стороны. Спустя несколько сеансов клиентка дает понять, что симпатизирует психологу. Игнорируя намеки молодой женщины, психолог продолжает вести терапию. Со временем психолог ловит себя на мысли, что эта симпатия взаимна. Он проникается к клиентке глубоким сочувствием. Психолог понимает, что его поведение недопустимо, но в какой-то момент он теряет самообладание и вступает с клиенткой в интимную связь. После чего клиентка открывает психологу тайну совершенного ею убийства, о котором никто не знает, а также грозится покончить собой, если психолог прекратит с ней работу и предаст эти сведения огласке.
На первый взгляд, это вполне здоровое взаимовыгодное сотрудничество: психолог оказывая помощь, открывает для себя что-то новое, ему интересно работать с молодой женщиной, как с клиентом, не иначе. Клиентка, в свою очередь, получает то, зачем пришла – квалифицированную психологическую помощь. Но тут психолог замечает перемены в поведении клиентки по отношению к нему: легкий флирт, выраженная симпатия и пр. Вот тогда перед психологом встает дилемма границ: продолжить работу?

Полагаясь на свою компетентность и профессионализм, а также веря в свои силы и возможности, психолог принимает решение вести клиента дальше и четко проговаривает границы отношений «клиент-психолог». Но в какой-то момент он не справляется со своими чувствами и нарушает те самые границы, вступая с клиенткой в близкие отношения. Перед ним встает дилемма безысходности, т.к. дальнейшая работа нецелесообразна, но и завершить ее в данный момент не представляется возможным. Таким образом, вследствие своих же действий психолог оказывается в ловушке, что абсолютно недопустимо для профессионала его уровня.


«Принимая решение, психолог не может руководствоваться только собственными моральными принципами или потребностями клиента — он должен также ориентироваться на требования профессиональной этики, законодательные нормы, принимать во внимание общечеловеческие ценности, учитывать общественное мнение, философию организации-работодателя, свои должностные обязанности.»