Файл: Семинарское занятие 1 На пути к индустриальному обществу xix в в мировой и российской истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но в периодизации освободительного движения в России правомерны и другие критерии – в первую очередь, характер идеологии, взятой на вооружение его деятелями. На дворянском этапе (главным образом, в годы деятельности декабристских организаций) в освободительном движении господствовали идеи Века Просвещения, теория «естественного права человека и гражданина», сформулированная в XVIII веке французскими просветителями. Разночинский этап проходил под знаком социалистических идей, преимущественно «русского социализма», ориентировавшегося на особый, некапиталистический путь к социализму с опорой на крестьянскую общину.

Еще одним существенным критерием в выделении периодов освободительного движения служат особенности той или иной исторической эпохи. Каждый этап освободительного движения связан с определенной социально-экономической и политической жизнью страны: дворянский целиком соответствует крепостной эпохе; разночинский совпадает с утверждением и развитием капитализма в России. Рассмотрим этапы подробнее.

А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, русские просветители рубежа XVIII-XIX вв., декабристы, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, петрашевцы – таковы наиболее видные представители первого, дворянского, этапа освободительного движения в России. Они представляли очень узкий круг дворянства, впитавшего вольнолюбивые идеи и радикально настроенного.

Формирование декабристской идеологии и возникновение первых декабристских организаций проходили в обстановке роста либерально-оппозиционных настроений в России после Отечественной войны 1812 г. Декабристы были тесно связаны с либерально-оппозиционной средой, на которую они опирались в своей деятельности и которая в значительной степени разделяла характерные для них взгляды. Яркими представителями этой среды были видные литераторы (А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А.С. Грибоедов, Д.В. Давыдов), государственные и военные деятели (М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов, П.Д. Киселев, А.П. Ермолов), известные своими независимыми взглядами. На формирование декабристских идей и взглядов также оказали воздействие сначала преобразовательная деятельность и реформаторские планы начала царствования Александра I, а позднее – разочарование в «реформаторе на троне», последовавшее в результате фактического отказа от них.

Первое декабристское общество «Союз спасения» возникло в феврале 1816 г. в Петербурге. Инициатором его создания был полковник Александр Муравьев. Организация под названием «Союз благоденствия» была создана в Москве в январе 1818 г.
Изначально декабристы были убеждены, что подготовка передового общественного мнения в стране создаст необходимые условия для бескровного политического переворота, но 1820-1821 гг. стали переломными в истории декабристских тайных обществ в России.

Период 1824-1825 гг. характеризовался активизацией деятельности декабристских организаций, особенно Южного общества. Значительно возросла их численность за счет приема преимущественно военной молодежи. Вплотную была поставлена задача непосредственной подготовки военного выступления. 14 декабря 1825 года попытка военного переворота осуществилась, но ввиду многочисленных обстоятельств оказалась провальной. После подавления восстаний в Петербурге и на Украине было начато следствие по делу декабристов. Благодаря активным действиям властей революционное движение было временно устранено в России.

Только в 1848-1849 гг., когда Западная Европа была охвачена мощной волной революций, в самой России вернулось революционное напряжение. Только в 1848 г. по стране прокатилось свыше 160 крестьянских бунтов. В Прибалтике, Литве и на Украине распространялись прокламации, призывавшие к свержению самодержавия. Усматривая в этом влияние западноевропейских революционных потрясений, Николай I ставил своей задачей предотвратить вероятность развития подобных событий в России с помощью жестких репрессивных мер.
8. Контрреформы Александра III: причины, содержание, результаты и последствия.



В 40—50-х годах сложились, хотя еще четко и не размежевались, основные направления общественно-политической мысли: охранительно-крепостническое (консервативное), революционно-демократическое (радикальное) и либерально-буржуазное (прагматически-умеренное). Основателем русского консерватизма был историк и литератор Н.М. Карамзин. Российский консерватизм ратовал за незыблемость монархии, сохранение крепостного права и сословного построения общества. «Отеческое» правление признавалось в качестве идеального: властитель должен быть строгим и добрым отцом, исповедующим православную веру и приверженцем заветов старины.

Так, Карамзин в своей работе «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях» (1811) доказывал, что неограниченная власть монарха наиболее благоприятна и желательна для России. Он считал, что сильный монарх должен опираться в своей деятельности на законы и принимать меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народа. Выступая против принципа разделения властей, мыслитель придерживался естественно-правовой теории, утверждая, что в нравственном государстве гражданские законы должны соответствовать естественным. В своей «Записке» Карамзин подвергал критике либеральные реформы Александра I и сформировал универсальные принципы русского консерватизма, в дальнейшем получившего название «охранительного»: опасность преобразований и существование аристократии как посредника между властью и народом. Идеи Карамзина о пагубности механического переноса европейских ценностей и необходимости осмысления собственного исторического опыта оказали существенное влияние на дальнейшее развитие русского консерватизма.


В первой половине XIX в. в русле консерватизма сложилась идеология славянофильства. Славянофилы выдвинули ряд принципиально новых идей, в частности: о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о повышении значимости крестьянской общины и местного самоуправления, об усилении роли государственного начала, о соотношении закона и обычая. Представитель славянофильства К.С. Аксаков (1817— 1860), критикуя Запад, указывал, что республика является «самой вредной правительственной формой». Им была разработана теория «негосударственности» русского народа, согласно которой истинное гражданское устройство возможно лишь там, где государство не вмешивается в дела народа, а народ — в дела государства. Профессор Московского университета, обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев также утверждал неприемлемость для России европейского пути развития. В своей работе «Великая ложь нашего времени» он выражал крайне негативное отношение к либеральным идеям парламентаризма и народовластия, считая их ложными. Провозглашение политических прав и свобод в европейском понимании, по мнению К.П. Победоносцева, приведет Россию к анархии.

Таким образом, можно выделить ряд общих признаков, присущих развитию консервативной мысли того времени. Это — декларирование идеи о сохранении традиционной системы отношений; провозглашение необходимости собственного пути развития для России, основанного на самодержавии; признание «отеческого» или патерналистского правления как идеального и единственно возможного для страны; критика либерализма, в частности, идей народного суверенитета, парламентаризма, свободы и равенства; опора на религиозное (православное) мировоззрение.

Идеи либерализма начали привлекать к себе внимание еще со времен правления Екатерины II, практически сразу же после их теоретического оформления в Западной Европе. С воцарением Александра I этот так называемый правительственный либерализм стал обретать характер конкретной программы действий.  Среди мыслителей, занимавшихся внедрением либеральных идей в российское общество, прежде всего необходимо отметить таких, как: С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, Б.Н. Чичерин.

Непоследовательное проведение реформ «сверху» усиливалось возникновением оппозиционного либерализма, представители которого резко критиковали самодержавие и
крепостничество с позиций естественного права, провозглашали идеи законодательного закрепления прав граждан и установления конституционной монархии. Один из основоположников политической мысли в России и видный деятель либерального движения Б.Н. Чичерин, признавая единство государственной власти, подразумевал необходимость согласования всех ее элементов. Его концепция строилась на взаимодействии четырех ветвей: законодательной, правительственной, судебной и власти монарха. Либеральная программа Чичерина включала в себя отмену крепостного права, свободу частного предпринимательства, обеспечение гражданских и политических свобод, установление конституционной монархии. Саму сущность либерализма теоретик видел в «примирении» начала свободы с началом власти и закона, поэтому этот либерализм носит название «охранительный», или консервативный.

Таким образом, русский либерализм, в отличие от западноевропейского, имел свои особенности, обусловленные особой исторической ситуацией, он прошел в своем развитии три основных этапа и существенно отличался от западноевропейского.

Политический радикализм был представлен такими мыслителями - социалистами, как Н.П. Огарев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, и мыслителями-анархистами — прежде всего М.А. Бакуниным и П.А. Кропоткиным. Вместе с тем для всех направлений радикализма было характерно практически полное неприятие социально-экономических и политических основ российского общества, стремление разрушить их через революцию и создать новый, социалистический уклад. Зарождение радикализма было связано с распространением революционных просветительских идей А.Н. Радищева. Отвергая доктрину «просвещенного абсолютизма», он предлагал установление вместо монархии народного правления. В данном случае мыслитель предлагал собственную модель реализации классической доктрины Ж.-Ж. Руссо о народном суверенитете: подлинным гарантом верховенства народа является его право на восстание против несправедливости властей.

Важную роль в развитии рассматриваемых принципов в XIX в. сыграли декабристы Н.М. Муравьев и П.И. Пестель, выступившие с двумя принципиально разными конституционными проектами. Н.М. Муравьев предлагал установление федеративного устройства с разделением властей, независимостью суда, свободами и правами граждан; П.И. Пестель же создал модель унитарного республиканского государства с жесткой диктатурой, предполагающее разделение властей,
народный суверенитет, ликвидацию самодержавия и провозглашение свободы печати и вероисповедания.

Идеи П.И. Пестеля оказали несомненное влияние на формирование идей политического радикализма, а именно концепции «русского (общинного) социализма», которая была в дальнейшем сформулирована революционерами-демократами, а затем народниками в лице П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева, М.А. Бакунина и Н.К. Михайловского. Суть «общинного социализма» состояла в признании необходимости коренного преобразования общества на социалистических началах путем крестьянских революций. Крестьянская община признавалась в качестве готовой ячейки будущего социалистического общежития.

Родоначальником теории «русского социализма» явился русский мыслитель А.И. Герцен. Благодатной почвой для построения такого типа общества, согласно его взглядам, являлась крестьянская община, воплощающая в себе три элемента: право каждого на землю, общинное владение ею и мирское управление. Вместе с тем и А.И. Герцен, и Н.Г. Чернышевский выделяли две формы правления — монархию и республику, причем «социальную республику» считали самой приемлемой формой правления, поскольку она основана на «самодержавии» народа.

В целом же для всех направлений политического радикализма были характерны критическое отношение к существующему социально- экономическому и политическому устройству российского общества, стремление к его разрушению через революцию и тенденция к созданию затем нового общественного уклада.
6. Восточный вопрос и его влияние на внешнюю политику Российской империи в 1825 – 1855 гг.
Во второй половине 1820-х гг. центральное место в политике России заняла проблема взаимоотношений с Османской империей, которая особенно обострилась в связи с продолжавшимся греческим восстанием. Ко времени вступления Николая I на престол греки оказались в тяжелейшем положении, терпя поражения от турецко-египетских войск. В конце жизни Александра I России не удалось организовать коллективное давление европейских держав на Османскую империю для стабилизации положения на Ближнем Востоке и спасения Греции. С воцарением Николая I начались активные переговоры по этому вопросу между Россией и Англией. Их итогом стало подписание Петербургского протокола. Он предусматривал получение Грецией автономии. Россия и Англия провозгласили возможность совместного вооруженного выступления в пользу Греции, а также, что было особенно важно для России, возможность ее «единоличного вмешательства во внутренние дела Османской империи с целью защиты греков». Подписание Петербургского протокола стало первым дипломатическим успехом Николая I.