Файл: Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

« Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам»

Сократ


Вступление.

Зачастую человек считает себя праведником. Думая, что поступает он всегда правильно, и только его мнение и поступки в отличии от других людей единственно верны. Он говорит о добродетели, справедливости, но не понимает истинного смысла этих слов. Мало того, говоря об этом, сам не способен на подлинно человечные поступки. Постоянно и много думает только о себе, как приумножить свое благосостояние, повысить свой статус, меньше всего, а то и совсем не думает о том, что есть более ценные вещи в жизни. Жизнь в простоте и гармонии души, имея богатое внутреннее содержание, глубину мыслей, доброту, сострадание к любому живому существу в этом мире. Постоянно учиться, занимать свой ум и разум полезными, глубинными, развивающими знаниями.

Если начинать учиться у великих, то можно смело обратить свой взор на величайшего, известного и уважаемого философа Древней Греции, Сократа. Его идеи прошли сквозь две тысячи лет, но до сих пор поражают своей актуальностью.

Первый мыслитель, который искал ответы в собственной голове, родился в Афинах, примерно в 470 году до нашей эры.

Жизнь и учение мудреца.

Личность Сократа практически невозможно отделить от образа его жизни и судьбы. Настолько все гармонично в этом человеке. Вообще это был странный философ – целыми днями пропадал он на городских площадях и базарах, проводя время в бесконечных беседах. Его собеседниками могли быть не только прославленные мудрецы и их ученики, но и простой афинский люд: торговцы, ремесленники, воины, слуги.

С виду он был совсем не привлекательным человеком – невысокого роста, со смешной угловатой фигурой, курносым мясистым носом и выпученными лукавыми глазами, - и с первого взгляда не производил впечатления истинного мудреца.

Однако во время беседы с ним скоро выяснялось, что по глубине мысли и проницательности ему нет равных. Ну а если дело доходило до споров, а этим как раз все и заканчивалось, то нередко собеседники «колотили и таскали его за волосы, осмеивали и поносили» Но Сократ не обижался – он был добродушным и не злобливым человеком. Существует рассказ о том, как «однажды, даже получив пинок, он и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил : [Семенов А.Н. стр. 90]
«Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?»

Сократ являл собой образец мыслителя, простого в общении, абсолютно равнодушного к славе, богатству, знатности, власти. Единственн1 бесспорной ценностью в жизни он считал знание, а величайшим злом -невежество.

Что касается личной жизни, то в ней Сократ был не особенно счастлив. Его жена Ксантиппа была женщиной сварливой и скандальной. Ее можно понять, трое детей, да еще муж, который целыми днями шатается где-то на агоре (главная рыночная площадь Афин), не принося в дом ни копейки. Известен забавный эпизод, когда однажды Ксантиппа сильно разругала его, а потом окатила водой. «Так я и говорил, сказал Сократ, - у Ксантиппы всегда сперва гром, а затем дождь!»[91] поэтому на вопрос, который ему задал один юноша жениться ему или нет, Сократ отвечал: «Поступай как знаешь, - все равно потом раскаешься». [Семенов А.Н. стр. 91]

Сократ, мудрец, а великая мудрость зачастую порождает у окружающих людей зависть и даже ненависть. За это ему до крайности завидовали, тем более, что он часто обличал в неразумии тех, кто много о себе думал. Поэтому со временем в Афинах против Сократа образовалась целая партия влиятельных лиц, обвинивших его как и в случае с Анаксагором, сразу в двух «преступлениях»: в том, что он «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества», и в том, что «развращает юношество». Под этим нужно понимать чисто идейный смысл. Что же касается «новых божеств», то это обвинение связано с одной интересной его особенностью. Он говорил о каком то внутреннем голосе, который он время от времени слышал. Сам Сократ называл его «даймонион», т.е демон, гений. Этот демон вел его по жизни, подсказывал что-то, предостерегал.

Эта особенность его души, была представлена «недругами» как попытка введения «новых божеств», что являлось в то время серьезным обвинением.

Сократа приговорили к смертной казни путем принятия яда. Приговор он встретил стойко и мужественно, сказав своим обвинителям : «Ну что ж, пора идти отсюда – мне, чтобы умереть, а вам – чтобы жить, но что из этого лучше, никому не ведомо кроме Бога». Через некоторое время в тюрьме произошла знаменитая сцена, когда Сократ с олимпийским спокойствием, полным достоинства и убежденности в своей правоте , испил свою смертную чашу с цукатой (медленно действующим ядом). Но и в эти последние минуты жизни он оставался верен себе – философствовал в кругу друзей и учеников, утешал родных и близких, а жене, горевавшей о том, что он умирает «безвинно», ответил:

«А тебе было бы легче, если бы я умер заслуженно»?.[Семенов А.Н. стр.92]

Потеря такого знаменитого на всю Элладу человека, как Сократ, нанесла невосполнимый урон авторитету и репутации блистательных Афин. Можно с уверенностью сказать, что после этого печального события начался процесс медленного, но неуклонного заката афинской демократии.

За всю жизнь Сократ не написал ни одной строки, поэтому сложно полно описать его учение. Однако многие его идеи были записаны некоторыми философами, жившими в одну эпоху с ним.

Прежде всего необходимо отметить, что он был самым первым, самым серьезным оппонентом софистов (древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философского направления, распространённого в Греции). В наше время таких людей называют демагогами. Сократ был с ними не согласен. Прежде чем говорить о чем то, необходимо ясно и отчетливо осознавать его значение. Тем более что Сократ никогда не брал денег за свои учения, в отличии от софистов.

Так как люди предпочитают не задумываться о сути и значении терминов и понятий, то они легко и беззаботно произносят такие , например слова как свобода, счастье, демократия, справедливость, душа, добродетель, однако не понимают их истинного смысла. Отсюда и та легкость, с которой сифистам удается дурачить людей, подсовывая им в спорах то одно значение слова, то другое в зависимости от ситуации. Однако Сократ владел софистическими приемами не хуже самих софистов, он прекрасно знал все их слабые и сильные стороны. Благодаря этому он как никто другой мог сражаться с этими «учителями мудрости», и не только с ними. Сократу претило всякое зазнайство, всякое бахвальство.

Что касается истины, то опять-таки в пику софистам, Сократ был убежден в ее существовании. Вот только искать ее необходимо не в природных стихиях, как это делали натурфилософы, а в самом человеке, его внутреннем мире. Поэтому главной темой его философии были вопросы о человеке: «Что такое человек?», «В чем его сущность?», «Как достичь счастливой жизни?». Он первым заговорил, что человек- это не только тело, но и в первую очередь, - душа. Причем в процессе познания душа является ведущим началом человека. Душа есть полновластная хозяйка над «темным», невежественным телом. Отсюда вывод -человек и есть душа. Но что же является главным в душе? Сократ отвечает, что именно разум дает душе человеку тот «свет», который ведет его по жизни. Благодаря разуму человек постигает окружающий мир,
обладает осознанием, членораздельной речью, может творить добро и зло. Итак, душа руководит телом человека, но сама при этом управляется разумом.

В связи с новым представлением о душе необходимо говорить и о новых жизненных ценностях. Все традиционные, «досократовские» ценности древнегреческого общества – богатство, слава, красота, власть, физическая сила, мужество и прочее – теперь сами по себе, не имеют никакой цены. Они могут быть более или менее полезными и приятными вещами, но только в зависимости от того, как их воспринимает разум человека и использует душа. Вся жизнь должна основываться на принципах разумности, целесообразности, здравого смысла. Поэтому основными добродетелями Сократ называет умеренность, справедливость, мудрость, воздержанность, здравомыслие. Все это дается человеку через мыслительные постижения сущности всех ценностей.

В убежденности, в силе и возможностях человеческого разума проявляется рационализм Сократа.

Относительно понятия счастья, Сократ так же был весьма оригинален. По его представлениям счастливым может быть только тот, кто живет по законам блага и добродетели, т.е ни в каком виде не творить зла, но во всем руководствоваться разумом и справедливостью. «Лишь добродетельный человек счастлив, - говорит Сократ, - неправедный и злонамеренный – несчастлив всегда». Но никакое счастье невозможно без свободы, поэтому Сократ впервые в истории античной философии формулирует понятие свободы. Максимально свободен тот, кто опять-таки с помощью разума занимается самосовершенствованием. Свободный человек, обладающий при этом душевным покоем и внутренней гармонией. Не может страдать «ни в жизни, ни в смерти».

Сократ был полностью убежден в бессмертии души, что подтверждают его последние беседы с друзьями (перед казнью). Более того, это его убеждение тесно связано с идеей о едином божественном Разуме, сотворившем весь мир на основании гармонии и порядка. Этот разум – вечный от начала – наделил человека сознанием, речью, мыслящей душой и, наконец, бессмертием. Вот почему для человека крайне важной является задача не только постижения мира и природы, но познание собственной души. Ибо, постигнув разумом и ощутив душой собственное бессмертие , человек может начать вести праведную жизнь, а следовательно, обрести душевный покой и навсегда отделаться от страха смерти.

Заключение.


Сократ был одной из тех знаковых фигур в истории философии, с которых начинается новый этап в развитии. Именно благодаря Сократу, его новым идеям философия античности вышла на совершенно иной уровень мышления и стимул для дальнейшего движения.

Его речи всегда таили в себе множество добродетелей и касались тех вопросов, которые занимают умы людей, желающих достичь высшего благородства. Даже ожидая предстоящую смерть, Сократ продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него.

Человечество, доверившись свидетельствам его учеников, пронесло идеи, ставшие вечными, чтобы мудрость, рожденная в Афинах 2.5 тысячи лет назад, по сей день направляла жизнь человека.

Перефразируя Вольтера, можно и в этом случае сказать: если бы Сократа не было, его следовало бы выдумать.

Список литературы
1.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

2.Гуревич П.С. Основы философии: Учеб.пособие.- М.:Гардарики,2000.- 438 с.

3.Данильян О. Г. Философия: учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. – М.: Эксмо, 2007.

4.История философии: Учебник для вузов / В. Ильин. - СПб., 2003.

5.Семенов А.Н. Школьный философский словарь. – СПб.: Амфора, 2003 – 446 с

6. Интернет – источники.