Файл: Проект диагностики социального развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Педагогика и методики образования________________

(наименование кафедры/департамента/центраполностью)

44.03.02 Психолого-педагогическое образование

(код и наименование направления подготовки, специальности)

Психология и педагогика начального образования

(направленность (профиль) / специализация)


Практическое задание № 3
по учебному курсу «Теории и технологии социализации детей»

(наименование учебного курса)


Студент

Н.З. Мельник

(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-1902в

(И.О. Фамилия)




Преподаватель

Д.А. Божко

(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023

ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

детей дошкольного возраста
Область социальной действительности « Сфера предметов»
1. СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ

1.1. Описание объекта социальной действительности ается определение одного из выбранных объектов социальной действительности)

Предметный мир как объект социальной действительности – это Предметный мир (предметы, объекты) имеет в жизни ребенка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае
, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение.
1.2. Критерии и показатели социального развития (на содержании выбранной области социальной действительности)

Могут быть выделены на основе одного из 3-х подходов.

Подход I – подход Е.В. Субботского:

вербальный критерий Позитивное отношение к окружающему миру, происхождении предметов рукотворного мира.

реальный критерий Овладение способами действия разного характера с предметным миром, стремление к творческому преобразованию предметного мира

ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ

Диагностическая карта

Таблица 1 – Диагностическая карта


Критерии

Показатели

Диагностические методики

Эмоционально-оценочное восприятие

Позитивное отношение к миру, наличие умений, направление на познание окружающего мира

Наличие знаний, направленных на познание окружающего мира.

Методика – игра «Когда это было?»

Методика «Нарисуй предмет будущего»

Беседа с детьми

Овладение способами действия разного характера с предметным миром

Умение использовать предмет в качестве заместителя, умение прогнозировать

Проявление желаний совершенствовать и преобразовывать предмет

Методика «закончим картинку художника»

Стремление к творческому преобразованию предметного мира

Умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их

Проявление желания совершенствовать и преобразовывать предмет

Методика «нарисуй предмет будущего»

Методика «Закончим картинку художника»


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.

В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.

Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами
, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.

Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.

По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…

Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.

Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.

Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.

Спонтанно-исследовательский.

Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.

Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).

Вариативный.

Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.


Преобразующий.

Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий.

Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель проектируемого процесса – Расширять знания о предметах окружающего мира. Дать новую информацию об эл. приборах, механизмах, орудиях труда. С помощью дидактических игр, разнообразных по форме, которые проводятся с предметами, картинками, игрушками, отражать научно-технический прогресс. Воспитывать желание изучать и создавать эл. приборы, бережно к ним относиться.

Задачи проектируемого процесса:

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта:

1.1 Выявить и закрепить знания детей о предметах окружающего мира.

1.2 Формировать у детей представления о мире людей, природы.

1.3 Формировать у детей представления предметным миром.

2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционально-оценочного опыта:

2.1 Стимулировать эмоционально-положительное отношение представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста

2.2 Развивать эмоциональную отзывчивость в процессе ознакомления с родным городом.

2.3 Воспитывать умение видеть красоту предметного мира.

3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта деятельности:

3.1 Побуждать высказывать собственное мнение об окружающей действительности.

3.2 Развивать связную монологическую речь в процессе составления описательного рассказа о предметах будущего.

3.3 Развивать мелкую моторику в процессе моделирования.

3.4 Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.


1