ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1 Педагогика и методики образования________________
(наименование кафедры/департамента/центраполностью)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Психология и педагогика начального образования
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 3
по учебному курсу «Теории и технологии социализации детей»
(наименование учебного курса)
Студент | Н.З. Мельник (И.О. Фамилия) | |
Группа | ППОбп-1902в (И.О. Фамилия) | |
Преподаватель | Д.А. Божко (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
ПРОЕКТ ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
детей дошкольного возраста
Область социальной действительности « Сфера предметов»
1. СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ
1.1. Описание объекта социальной действительности (дается определение одного из выбранных объектов социальной действительности)
Предметный мир как объект социальной действительности – это Предметный мир (предметы, объекты) имеет в жизни ребенка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.
Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае
, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение.
1.2. Критерии и показатели социального развития (на содержании выбранной области социальной действительности)
Могут быть выделены на основе одного из 3-х подходов.
Подход I – подход Е.В. Субботского:
вербальный критерий Позитивное отношение к окружающему миру, происхождении предметов рукотворного мира.
реальный критерий Овладение способами действия разного характера с предметным миром, стремление к творческому преобразованию предметного мира
ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДИАГНОСТИКИ
Диагностическая карта
Таблица 1 – Диагностическая карта
Критерии | Показатели | Диагностические методики |
Эмоционально-оценочное восприятие Позитивное отношение к миру, наличие умений, направление на познание окружающего мира | Наличие знаний, направленных на познание окружающего мира. Методика – игра «Когда это было?» Методика «Нарисуй предмет будущего» | Беседа с детьми |
Овладение способами действия разного характера с предметным миром Умение использовать предмет в качестве заместителя, умение прогнозировать | Проявление желаний совершенствовать и преобразовывать предмет | Методика «закончим картинку художника» |
Стремление к творческому преобразованию предметного мира Умение видеть возможные способы преобразования, совершенствования предмета и реализовывать их | Проявление желания совершенствовать и преобразовывать предмет Методика «нарисуй предмет будущего» | Методика «Закончим картинку художника» |
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают всю жизнь.
В предмете материализован опыт человечества, накопленный на протяжении многих веков.
Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами
, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде, в которую малыш попадает с момента рождения.
Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые заворачивают ребенка в пеленку, кормят через соску, надевают одежду, дают в руку ложку и т. д. Так предметы помогают сохранять тепло, питаться, двигаться, т. е. составляют окружение, которое обеспечивает человеку, как биологическому существу, жизнь.
По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.
Через предмет малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами: он и теплый, и холодный, и шершавый, и гладкий, и сладкий, и соленый…
Ребенок овладевает способами действий с предметами, и это помогает ему приобретать “власть” над миром, в котором он живет. Данное обстоятельство, в свою очередь, порождает чувство уверенности, спокойствия, желание познавать мир. Предмет вводит ребенка в мир взрослых, “информирует” его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Таким образом, ориентировочная функция является главной в процессе социализации личности.
Ребенок не сразу познает мир предметов. Этот процесс состоит из трех этапов.
Спонтанно-исследовательский.
Происходит первое знакомство с предметом. Предмет попадает в поле зрения малыша, и ребенок, взяв его в руки, “пробуя на язычок” узнает о его свойствах и качествах, конечно, еще неосознанно. Задача педагога на этом этапе организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.
Важная задача первого этапа освоения предметного мира – ознакомление детей с назначением предметов. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как можно им делать (ложка нужна, чтобы ею есть, а не стучать).
Вариативный.
Второй этап характеризуется усвоением детьми представления о вариативности использования предметов. Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному: палочкой копают, достают предметы, едят.… Это приводит к появлению предметов – заместителей, к зарождению сюжетно-ролевой игры. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.
Преобразующий.
Третий этап в освоении ребенком предметного мира - спонтанно-исследовательский и преобразующий.
Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное и логическое мышление, способность оценивать деятельность другого человека, происходит дальнейшее развитие “ручной умелости”, возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель проектируемого процесса – Расширять знания о предметах окружающего мира. Дать новую информацию об эл. приборах, механизмах, орудиях труда. С помощью дидактических игр, разнообразных по форме, которые проводятся с предметами, картинками, игрушками, отражать научно-технический прогресс. Воспитывать желание изучать и создавать эл. приборы, бережно к ним относиться.
Задачи проектируемого процесса:
1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта:
1.1 Выявить и закрепить знания детей о предметах окружающего мира.
1.2 Формировать у детей представления о мире людей, природы.
1.3 Формировать у детей представления предметным миром.
2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционально-оценочного опыта:
2.1 Стимулировать эмоционально-положительное отношение представлений об истории создания предметного мира у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Развивать эмоциональную отзывчивость в процессе ознакомления с родным городом.
2.3 Воспитывать умение видеть красоту предметного мира.
3. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта деятельности:
3.1 Побуждать высказывать собственное мнение об окружающей действительности.
3.2 Развивать связную монологическую речь в процессе составления описательного рассказа о предметах будущего.
3.3 Развивать мелкую моторику в процессе моделирования.
3.4 Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.
1