Файл: Педагогические технологии авторских школ. Понятие Авторская школа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особенности содержания (куррикулума). Содержание включает в себя всеохватывающую систему универсально признаваемых ценностей, явленных в цитатах из Библии и в ее великих концептах. На первый план выдвигаются честность, цельность, прямота, прилежание и личная ответственность. Основной куррикулум представлен 700 брошюрами - учебными пособиями для учащихся по всем предметам. В основной куррикулум интегрируется компьютер. Компьютер дополняет книжный текст упражнениями, тестами, расширенным и углубленным содержанием. Ребенок включается в выполнение куррикулума на уровне той ступени, которая соответствует потребности и способностям ребенка. Он может быть в 5-м классе по английскому языку, в б-м классе по математике и в 7-м по естественным наукам - в любом сочетании в зависимости от того, что этому ребенку нужно. Главная школа Ховарда находится в американском Луисвилле и построена в виде огромного круглого зала. Зал перекрыт куполом, изображающим звездное небо. В центре зала – место учителя, оформленное в виде космической станции. Места учеников с их личными компьютерами, объединенными с компьютером учителя, размещены по периметру. Каждый ученик самостоятельно ставит себе цель, изучает определенную часть учебного материала, проверяет свои знания, после чего отвечает на контрольные вопросы учителя. Каждый ученик занимается самостоятельно и скорость его продвижения не зависит от скорости продвижения одноклассников. В программу входят 5 основных предметов: математика, английский, общественные науки, естественные науки, словообра-зование, русский язык и литература. Обучение ведётся посредством ПЭЙСов – красочных учебных пособий, выдаваемых каждому ученику. Ребёнок имеет своё рабочее место, где перед ним всегда находиться карта его продвижения (успехов) и карта целей (заданий), с которой он работает каждый день. Приходя утром, ученик проверяет, какие цели он поставил себе на сегодня и начинает работать самостоятельно. Закончив выполнять запланированные на сегодня задания, он идёт к столу подсчёта баллов, где находит ответы на упражнения, содержащиеся в его ПЭЙСе. Перед тем, как уйти домой, ученик ставит себе цели на завтрашний день. Это не программа обучения ребёнка учителем, и ребёнок здесь не пассивен. Это программа, при которой ребёнок учится, и он активен. Он берёт на себя ответственность за процесс учения и поэтому может сам оценивать свои результаты. Система индивидуального обучения даёт возможность каждому ученику реализовать свой творческий потенциал, свои способности. В старших классах учащийся может выбрать наиболее интересующие его предметы и изучать их углубленно, что поможет ему определиться в выборе профессии.


Система обучения Д.Ховарда развивает дисциплину и самостоятельность учеников, а воспитание детей на библейских ценностях способствует формированию нравственных и порядочных людей.

  1. Роль авторских школ в современном образовании.

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений

выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая

авторский. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка раз-

личных вариантов его содержания, использование возможностей современной

дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная

разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, чтобы не тратить время на открытие уже известного.

Учебно-воспитательный процесс занимает центральное место в педагогике, его цель заключается в передаче учащимся новых для них знаний и формирова-нии новых свойств личности. Педагогические системы авторских школ находятся в постоянном приближении к удовлетворению всё возрастающих запросов личности и общества. И, хотя авторских школ в России – единицы, их не следует пытаться тиражировать. Основа этих школ – личность. Личность, как известно, не поддается размножению. Я думаю, что к этим школам нужно относиться как к эксклюзивным явлениям, вбирать их идеи, анализировать по мере возможности их идеологию и философию. Большинство авторских школ основываются на гуманистических идеях, на идеях нового отношения к ученику. Эту философию нужно пропагандировать, питать подобными мыслями педагогическую среду. Школа нового поколения – это школа с высоким потенциалом саморазвития и самообразования. Можно сказать, что это школа с выраженной потребностью в саморазвитии и самообразовании. Любая проблема, возникающая в процессе взаимодействия взрослого и ребенка для такой школы – ценность, поскольку заставляет задумываться и искать нестандартные пути разрешения этой проблемы. Для традиционной школы и традиционного учителя ценен непроблемный ребенок, который более или менее успешно вписывается в стандартизованные формы учебного процесса. А если ребенок не вписывается в отработанный образовательный процесс – всегда есть надежда еще на какие-то универсальные схемы и приемы, которые можно было бы успешно использовать для обучения «трудного» ребенка. Школа нового поколения – это школа, для которой проблемный ребенок (а это может быть одаренный ребенок, нестандартный ребенок и т.п.) – это абсолютная ценность, потому что только проблемы, создаваемые для педагога нестандартным ребенком – это то, что является стимулом педагогического развития, стимулом педагогического творчества, стимулом к тому, чтобы педагог по максимуму активизировал все имеющиеся у него педагогические ресурсы. Проблемы – хлеб педагогического развития. И оттого важнейшим предметом экспертизы в школе нового поколения является готовность и желание педагогов работать с проблемами, из чего только и произрастает подлинное саморазвитие школы.



Список литературы:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М., 1998;

2. Педагогические технологии: Учебное пособие/под ред. В.С.Кукушина. – Ростов на Дону, 2002;

3. В.С.Зайцев. Школа нового поколения: педагогические технологии авторских школ. – Челябинск, 2017.

Имена

Даты

Идеи, источники, статьи

Демокрит


460-370 гг. до н.э.

«Большой и малый мирострой», «Об уме», «О природе», «О чувствах», «О добродетели» и др.

Воспитание и обучение – единственная возможность улучшить, возвысить человека, склонного от рождения ко многим слабостям. Цель воспитания эвтюмия - хорошее расположение духа. Под воспитанием понимал обучение и упражнение. Воспитание перестраивает человека и создаёт ему вторую природу (принцип природосообразности). Предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания.

Сократ

469-399 гг. до н.э.


Не оставил письменных трудов. Главное дидактическое достижение – «майевтика» - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Один из основоположников учения о доброй природе человека. Родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического методаОтказ от принуждения и насилия. Использование убеждения – наиболее эффективный метод воспитания.

Платон

427-347 гг. до н.э.


«Государство», «Законы», «Диалоги». Создал первую теорию воспитания, в которой государство является доминирующим фактором. Цель идеального государства (состоящего из 3 разрядов граждан: философов, воинов, ремесленников и земледельцев) – приближение к высшей идее блага, осуществляемое воспитанием. Цель воспитания – подготовка подрастающего поколения к выполнению определённых функций законопослушных граждан. Воспитание – это воздействие взрослых на детей, формирование в них добродетели, учение – приобретение знаний посредством наук. Разработал теорию разделения природы на мир идей и мир вещей и явлений. Знание есть постижение мира идей посредством мира чувств и души.

Аристотель

384-322 гг. до н.э.

«Политика», «Этика», «Риторика".

Выделил три стороны воспитания: физические, нравственное и умственное, составляющие единое целое. Цель воспитания - гармоническое развитие всех сторон души, тесно связанных с природой. Впервые разделил время воспитания, определив 3 периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 лет, с 14 до 21 г., указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период.

Марк Фавий Квинтилиан

42-118 гг. до н.э.

«Образование оратора».

Цель воспитания – развитие души, формирование у человека гражданских чувств и свобод. Основа обучения – наставления, подражание и упражнения. Развитие детей с раннего возраста. Осуществление воспитания в школе. Учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным и внимательным, должен быть примером нравственности для детей.

Августин

354-430 гг.

Трактат «Об учителе», «О граде божьем». Главное место в образовании должно занимать изучение Библии. Духовное развитие личности. Только церковь является истинным государством, в ней воплощаются право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой.

Аквинат (Фома Аквинский)

1225- 1274 гг.

«Сумма теологии», «Сумма философии».

Семья и государство – основные естественные формы человеческих сообществ. Для познания нужны вера и разум. Сформулировал пять доказательств существования Бога.

Эразм Роттердамский

1466-1536 гг.

«Похвала глупости».

Врождённые способности могут быть реализованы только через напряжённый труд.

Витторино да Фельтре

1378-1446 гг.

Создал свою школу «Дом радости» по принципу: обучение в радости.

Методы воспитания основаны на гуманистических принципах. Не допущение физических наказаний. Гармоничное развитие человека, умственное, эстетическое и физическое воспитание.


Франсуа Рабле

1494-1553

«Гаргантюа и Пантагрюэль».

Схоластическое средневековое воспитание противопоставил гуманистическому воспитанию с продуманным режимом для ребёнка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности. Главная цель воспитания – духовное и тесное развитие личности.

Мишель Монтень

1533-1592 гг.

«Опыты».

Цель воспитания – сделать из ребёнка не специалиста – священника, юриста или доктора, а прежде всего человека вообще, с развитым умом, твёрдой волей и благородным характером, который умел бы наслаждаться жизнью и стоически переносить несчастья. Воспитание способствует развитию всех сторон личности ребёнка, теория в обучении должна дополнятся физическими упражнениями, выработкой эстетического вкуса, воспитанием высокой нравственности.

Я.А.Коменский

1592-1670 гг.

«Великая дидактика», «Материнская школа». Осуществил фундаментальную научную разработку дидактики, описал чему и как учить детей. Дидактические принципы – наглядность, постепенность, подражание, упражнение. Природосообразность.

Джон Локк

1632-1704 гг.

«Мысли о воспитании», «Об управлении разумом».

Человеческое знание является следствием внешнего чувственного опыта. У человека нет врождённых представлений и идей. Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме.

Ж.Ж.Руссо

1712-1778 гг.

«Общественный договор», «Эмиль, или о воспитании», «Юлия, или Новая Элоиза».Теория свободного воспитания. Воспитание в соответствии с требованиями природы ребёнка, т.е. принцип естественного воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные привычки.

И.Г.Песталоцци

1746-1827 гг.

«Лингард и Гертруда».

Многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения- основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития. Активность ребёнка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний. Природосообразность.

И.Ф.Гербарт

1746-1841 гг.

«Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика», «Психология».Педагогика – наука и искусство. Авторитарная педагогика, воспитывающий характер обучения и формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок.

Ф.А.В.Дистервег

1790-1866 гг.

«Руководство к образованию немецких учителей».

Идея общечеловеческого воспитания. Построение воспитания и обучения на принципах природосообразности, культуросообразности.

В.Г.Белинский

1811-1848 гг.

«Литературные мечтания. Элегия в прозе».

Отказ от авторитарного воспитания, разумное отношение и уважение личности ребёнка. Формирование человека развитого умственно, нравственно и физически с учётом природы и индивидуальных особенностей.

А.И.Герцен

1812-1870 гг.

«Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы», «Былое и думы».

Демократизм, гуманизм, воспитание человечности, благородство, развитие самостоятельности мышления, воспитание дисциплинированности, приучение к умственной и физической деятельности.

Н.А.Добролюбов

1836-1861 гг.

«О значении авторитета в воспитании», «О народном воспитании». Отказ от авторитарного воспитания. Единство умственного, нравственного и физического воспитания, уважение к человеческой природе и личности ребёнка, предоставление ему свободы развития, воспитание активного сознательного общественного человека.

Н.Г.Чернышев-ский

1828-1889 гг.

«Что делать?»

Осмысленность и сознательность обучения, активность и развитие творческого мышления учащихся.

Л.Н.Толстой

1828-1910

«Воспитание и образование», «Азбука». Теория свободного воспитания. Единство обучения и воспитания. Внимание к потребностям и интересам ребёнка, создание условий для свободного развития личности и творческих способностей ребёнка. Религия как основа нравственного воспитания. Учёт условий социальной среды в содержании и организации обучения.

Н.И.Пирогов

1810-1881 гг.

«Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?», «Образование и воспитание». Идеи общечеловеческого воспитания, воспитание полезного стране гражданина, высоконравственного с широким кругозором. Все сословия и все национальности имеют право на образование. Идеал нравственного воспитания в христианской религии.

К.Д.Ушинский

1824-1870 гг.

«Педагогическая антропология»

Идея антропологической педагогики. Природосообразность, системность, последовательность, многогранность, ясность, адекватность требованиям общества. 

Д.Дьюри

1859-1952 гг.

«Школа и ребёнок», «Школа и общество». Накопление детьми личного опыта стоит выше овладения систематизированными научными знаниями. Ценным является только то, что даёт практический результат. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребёнка. Метод учебных проектов и игровая деятельность.

Э.Торндайк

1874-1949 гг.

«Образовательная психология», «Психология желаний, интересов и предпочтений».

Обучение – образование связей между раздражителями и реакцией. Выработка связей осуществляется методом проб и ошибок.

П.П.Блонский

1884-1941 гг.

«Педагогика» (1922)

Учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего природного мира. Построение обучения в соответствии с различными фазами детского развития.

С.Т.Шацкий

1878-1934 гг.

«Год исканий, «Бодрая жизнь».

Цели обучения и воспитания должны быть глубоко связаны. Только синтез нравственного и умственного, волевого и эмоционального воспитания позволяет продуктивно решать поставленные жизнью вопросы. Демократические принципы организации школьной жизни – самоуправление, самодеятельность, активность детей.

Н.К.Крупская

1869-1939 гг.

«О школьном самоуправлении», «Народное образование и демократия», «Дорога таланту». Огромная воспитательная роль семьи. Самоуправление учащихся – неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Школа должна научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, развивая максимум инициативы. Обучение практикой.

А.С.Макаренко

1888-1939

«Педагогическая поэма»

Воспитание и перевоспитание личности в трудовом коллективе. Тезис параллельного действия, т.е. органическое единство воспитания и жизни общества. Труд – необходимый фактор воспитания.

В.А.Сухомлин-ский

1918-1970 гг.

«Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Сто советов учителю», «Родительская педагогика», «Письма к сыну, «О воспитании», «Как воспитать настоящего человека», «Методика воспитания коллектива». Свободное развитие ребёнка как активной личности, раскрытие индивидуальности. Идеи гуманистической педагогики, соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности.

Ш.Амонашвили

род.1931 г.

«Здравствуйте дети»

Гуманистический принцип, в основе которого – обучение во имя развития личности школьника, укрепление гуманных, нравственных отношений (к людям, природе, труду, окружающему миру), бережное внимание к внутреннему миру ребёнка, его интересам и потребностям, обогащение его духовного и душевного потенциала.