Файл: Самостоятельная работа по теме 1 Задание Дайте определение философии, перечислите ее функции. Ответ представьте в виде схемы Философия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 1.1
Задание 1. Дайте определение философии, перечислите ее функции. Ответ представьте в виде схемы
Философия – это симбиоз вопросов о существовании мира и роли отдельного члена общества в нем. Ее основой является мировоззрение, которое включает в себя понятия сущности и систему объективных взглядов. Известно, что мировоззрение состоит из бытовых и научных знаний, веры и принципов человеческого бытия. С его помощью индивид познает окружающую действительность и условия адаптации.
Мировоззренческая – формирует обобщенный образ мира в целом, выясняет место в нем человека, его цели, идеалы и смыслы, перспективы развития;
Воспитательная – культивирует гуманистические ценности: укрепляет мораль и нравственность. Гуманистический идеал – свободный человек, воспитанный в любящей семье, получивший хорошее образование и имеющий возможности для самореализации. Особенность воспитательной функции — способность помочь человеку адаптироваться в мире, найти свой смысл жизни.
Фундаментальная – раскрытие формирования общих понятий, законов и принципов реальной действительности, применяемых как в науке, так и в практической деятельности людей. Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека.
Аксиологическая – оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее
Методологическая — заключается в том, что на основе целостной картины мира философия разрабатывает универсальные принципы
, способы мышления и познания, позволяющие рационально регулировать познавательную и практическую деятельность людей;
Интегративная – состоит в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний (практического, познавательного, ценностного);
Гносеологическая функция философии подталкивает мышление человека к познанию окружающего мира и поиску истины.
Критическая – направлена на выявление посредством теоретического анализа разного рода догм, устаревших стереотипов мышления, заблуждений в культуре общества, причем и собственный предмет философия постоянно критически переосмысливает;
Логическая – формирование определенной позиции человека в межличностных и социально-культурных отношениях. Также она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, в логическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.
С помощью регулятивной функции философия влияет на взаимосогласованность конкретных действий и направлений жизнедеятельности человека на основе понимания общих принципов и целей, определяемых с помощью философского мировосприятия.
Прогностическая – предполагает выяснение в контексте общих тенденций изменения мира возможные сценарии развития человечества в будущем, творческий поиск новых базовых ценностей культуры, обоснование выбора наиболее благоприятных путей решения глобальных проблем современности и др.
Все философские функции тесно связаны между собой, и, в зависимости от целей, задач, установок, ситуаций степень их проявления может быть различной.
Задание 2. Раскройте смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность», используйте философские словари из сети Интернет
Логика – наука о правильном мышлении, исследующая общезначимые формы и средства мысли; является основой логического (дискурсивного) познания.
Одной из важных логических операций с понятиями, которая постоянно используется как в научном, так и в повседневном мышлении, является операция определения понятия. В обыденном смысле определение – это ответ на вопрос, что собой представляет какой-то объект, свойство, явление. Если говорить более точно и научно, то определение понятия – это логическая операция, которая раскрывает его содержание.
Определения бывают явными и неявными. Явное определение ставит своей целью непосредственное раскрытие содержания некого понятия, прямой ответ на вопрос, чем является объект, который оно обозначает. Например, определение: Термометр – это физический прибор, предназначенный для измерения температуры – явное. Неявное определение раскрывает содержание понятия не прямо, а косвенно, с помощью того контекста, в котором это понятие употребляется. Например, из следующей фразы: Во время этого грандиозного эксперимента сверхточные термометры зафиксировали температуру в 1000 градусов по Цельсию косвенно следует ответ на вопрос, что такое термометр, вытекает неявное определение этого понятия. Неявные определения называются также контекстуальными. Понятно, что определениями в полном смысле этого слова надо считать явные определения.
Определения также бывают реальными и номинальными. Реальное определение раскрывает содержание понятия, обозначающего какой-то объект, а номинальное раскрывает значение термина, в котором выражено какое-либо понятие. Говоря проще, реальные определения посвящены объектам, а номинальные – терминам. Например, определение: Термометр – это физический прибор, предназначенный для измерения температуры – реальное, а определение: Слово «термометр» обозначает физический прибор, предназначенный для измерения температуры – номинальное. Как видим, принципиальной разницы между реальными и номинальными определениями не существует. Они различаются, как правило, по форме, но не по сути.
Существует несколько способов определения понятия, но среди них выделяется классический способ определения, который заключается в том, что определяемое понятие подводится под ближайшее к нему родовое понятие, после чего следует указание на его видовое отличие. Например, определение: Астрономия – это наука о небесных телах построено по классическому способу. В нем определяемое понятие астрономия сначала подводится под ближайшее к нему родовое понятие наука, а потом указывается на видовое отличие астрономии от других наук. Пользуясь классическим способом, вы сможете дать точное и правильное определение любому понятию (если, конечно же, определяемый объект или термин вам хорошо знаком, и вы знаете, что он собой представляет или что соответственно означает). Например, нам требуется дать определение понятию квадрат. Следуя классическому способу, сначала подведем его под родовое понятие: квадрат – это геометрическая фигура…, а затем укажем не его видовое отличие от других геометрических фигур, которое заключается в наличии равных сторон и прямых углов. Итак, квадрат – это геометрическая фигура, у которой все стороны равны и углы прямые. Фактически все определения, встречающиеся в научной, учебной и справочной литературе (в толковых словарях, например) построены по классическому способу, который также часто называется определением через род и вид.
Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.
Древнегреческий философ Сокрт учил, что главной задачей философии должно быть познание человека. «Познай самого себя!» − этот призыв, увиденный в дельфийском храме Аполлона, он истолковал как важнейшее требование к философской мудрости. Дорога самопознания ведёт человека к пониманию того, как надо строить свою жизнь. Ценность философии в том и состоит, что в ней решаются волнующие людей вопросы о цели и смысле жизни, об истине, добре и справедливости, о том, как следует жить.
Конечно, стремление открыть основания, причины, общие принципы объяснения наблюдаемых явлений свойственно не только философскому, но и всякому научному познанию. На первых порах различие между философией и научным познанием не проводилось, они развивались в синкретическом (нерасчленённом) единств.
Философия − это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни.
Дискурсивность – процесс познания, заключающийся в рассуждении, когда мышление движется от одного понятия к другому, соединяет одно суждение с другим, строит умозаключение. Дискурсивно всякое понятие, так как оно образуется посредством связывания различных уже известных признаков. Дискурсивная ясность означает, по существу, логическую ясность, строгую последовательность, проявляющуюся в связи понятий при построении речи, высказываний. Согласно Канту, человек познает двояко: интуитивно, или непосредственно, через созерцание, и опосредствованно, с помощью понятий. Если в первом случае необходима наглядность, то во втором случае необходимо только правильное применение понятий. Дискрутивное познание играет большую роль в повседневной жизни людей, но особенно велико его значение в науке. Строгая последовательность понятий, их правильное применение — важное условие успеха в любом научном исследовании.
Задание 3. Проанализируйте высказывания. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже?
а) «Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости».
Ответ: на данном этапе изучения философии, я скорее соглашусь с Николаем Александровичем Бердяевым, так наука философия подразумевает под собой ничем не ограниченную свободу мышления, свободу рассуждения, тогда как научная философия будет закована в определенные рамки объективных знаний и доказательств, ограничивающих познание мира. Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости. Философия есть творчество, а не приспособление и не послушание.
б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется».
Ответ: философия – это поиск одного общего начала для всех вещей и событий в мире. Официальное определение философии – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее проявлениях. Именно из философии появились такие науки, как математика, геометрия, физика и так далее. Наука же, это уже систематизированные и обоснованные знания о мире, четко ограниченные предметом.
в) «Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости».
Ответ: философ свободен размышлять о чем угодно (его ум сообразуется лишь одними законами логики), а разум ученого, занимающегося естественными или гуманитарными науками, всегда стеснен пределами избранного ими предмета, который в свою очередь обусловлен жесткими законами материального мира.
г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».