Файл: Программа среднего профессионального образования 46. 02. 01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Дисциплина Литература Практическое задание 5.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Дисциплина: Литература
Практическое задание 5.
Выполнил:
Обучающийся Сабетова Виктория Владимировна
Преподаватель:
Черненко Наталья Михайловна
Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции, рифмы, изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры)).
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;
Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
Стихотворение Лермонтова по своей структуре и настроению больше напоминает молитву, нежели пламенную оду земной женщине.
В произведении три четверостишия, не имеющих рифмы в строках.
Такой сбивчивый ритм создаёт ощущение, что человек, произносящий эти строки, сильно взволнован, а его голос дрожит.
Лирический герой стихотворения – сам Михаил Юрьевич. Это его шёпот, обращённый не то к возлюбленной, не то к высшей силе, слышит читатель. В этом стихотворении поэт чаще говорит не о ней, а о своих чувствах. Конечно, он любуется и её глазами, и звуками её голоса, то в строках больше внимания уделено состоянию автора. Поэт использует выразительное сравнение:
Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает…
Читателю легко представить, как учащается сердцебиение у влюблённого автора, когда он слышит пение своей музы:
И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
Эти анафоры подчёркивают нервное напряжение автора.
О том, что это стихотворение близко по духу к молитве, показывают и образы, заключенные в нём. Автор упоминает душу, которая рвётся из груди.
Читая это стихотворение, читатель может открыть для себя нового Лермонтова – взволнованного, робкого, безнадёжно влюблённого романтика.
Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Прочитайте стихотворение в прозе И. Тургенева «Воробей». Выполните комплексный анализ прозаического произведения. При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста; проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение; определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
История создания – написано это произведение в апреле 1878 года. Впервые оно было опубликовано ещё при жизни писателя в журнале “Русский вестник” за 1882 год.
Тема стихотворения – сильная и жертвенная любовь родителя к своему ребенку.
Композиция – трёхчастная: Тургенев создаёт экспозицию, рассказывает историю и завершает её выводом-концовкой.
Жанр – стихотворение в прозе.
Стихотворный размер – белый стих.
Темы произведения
Родительская любовь, свойственная живым существам, — главная тема миниатюры. Образ воробья, рискующего жизнью ради спасения птенца, очень яркий. С его помощью автор хотел донести до читателей мысль, что людям не стоит ставить себя выше животных. Животные, птицы и т.д. относятся к потомству с трепетом и заботой, только не всем дано это увидеть и понять.
Благодаря лаконичности, произведение получилось таким выразительным, динамичным и эмоциональным.
Ответственность за птенца — ещё одна тема. Кроме любви, живыми существами движет желание уберечь подрастающее поколение от опасности. На самом деле нельзя сказать точно, что ощущают птицы и звери, создавая для потомства лучшие условия. Однако сюжет миниатюры наводит на мысль, что им присуще чувство ответственности, беспокойства за свое потомство, которого порой не хватает людям.
Тургенев создаёт трехчастную композицию. Сначала идёт неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Момент напряжения – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того своим телом.
Важно заметить, что произведение не показывает собаку как нечто злое, всё-таки хватать добычу – это её инстинкт. Нет, Трезор – это в определенном смысле воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае.
Наконец, развязка – и она очень жизнерадостная: большая собака Трезор отступает перед маленьким воробышком, ошеломлённая его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, почитая поступок птицы и той силы, которая заставила её забыть об инстинкте самосохранения.
Характеристика главных героев
Особенность миниатюры в том, что 2 главных героя — животные. Третий — сам рассказчик.
Краткое описание персонажей:
Пёс Трезор. Охотник, пытающийся поймать воробья. Пёс не злобный, он всего лишь повинуется инстинктам. В конце концов он отступает, потому что на помощь воробьёнку спешит родитель.
Птенец. Пушистый воробышек с «едва прораставшими крылышками», «пухом на голове» и «желтизной около клюва», выпавший из гнезда. Именно его Трезор хотел сделать своей добычей.
Старый воробей. Черногрудая птица, которая самоотверженно бросилась на помощь птенцу.
Автор показал, что птицам тоже свойственна любовь к потомству. Ими движут не только инстинкты, но и что-то большее. Птенец не понимает, как спастись, он беспомощен и не пытается защищаться, а старый воробей,
несмотря на риск быть растерзанным, отважно загораживает собой малыша. Вероятно, в этот момент он чувствует себя сильнее орла.
Охотник, он же герой, от лица которого ведётся повествование. Это добрый человек, любящий природу. Он охотится, но делает это по правилам. Беззащитный птенец не должен стать добычей собаки или человека, поэтому автор отозвал пса. Вместе они поспешили прочь от воробьиного семейства. Человек, не обладающий добрым сердцем, поступил бы иначе.
Средства выразительности
Чтобы передать эмоциональный накал, Тургенев использует разнообразные художественные средства. В основном это яркие, эмоционально окрашенные эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.
Выразительность произведению придают и метафоры – “ветер сильно качал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.
Проблемы и смысл
Силы любви — основная проблема произведения. Пёс отступает, потому что он оторопел. Животное не ожидало, что птица с такой самоотверженностью закроет собой детёныша. Собака почувствовала силу любви, признала свою слабость. Автор пишет, что Трезор выглядел «смущённым». Он сначала «остановился», а потом «попятился».
Автор тоже признаёт родительскую любовь, поэтому отзывает собаку и удаляется, «благоговея». Главная идея заключается в том, что перед силой родительской любви нужно ощущать смирение, а не проявлять агрессию. Не все люди понимают, что звери способны на высокие чувства, и мудрый автор хочет передать своё знание как можно большему количеству читателей.
Сложности нравственного выбора — ещё одна проблема, поднятая автором. Воробью, в отличие от пса, не приходится раздумывать: он слетает с дерева, когда видит, что детёнышу угрожает опасность. Собака же останавливается в замешательстве. С одной стороны, перед ней маленький комочек, с которым можно справиться без труда, с другой — пёс чувствует, что не просто так эта взъерошенная птичка появилась на его пути. Чувство пса, ближе не к страху, а к замешательству.
В мире людей подобные ситуации заканчиваются по-разному. Родители не всегда защищают детей, рискуя собой. Автор обращает внимание читателей на то, что доброте и самоотверженности нужно учиться у природы. Её любовь бескомпромиссна и безгранична.
Смысл миниатюры «Воробей» в том, что любовь сильнее всего на свете. Она способна взять верх над страхом смерти, особенно если речь идёт о защите своего ребенка. Писатель выбрал в качестве главного героя маленькую птичку. Этот выбор неслучаен: Тургенев понимал, что читателю проще понять идею, когда она облечена в подходящую форму. Сила духа не зависит от размера тела, и даже крошечное создание может обладать огромным сердцем.
В конце автор обращается к читателям с просьбой не смеяться над благоговением, которое он испытал по отношению к воробью и его поступку.
Он предвидел, что отдельным читателям его чувства могут показаться смешными. Но с возрастом каждый понимает, что писатель был прав, рисуя картинку высоких отношений в мире животных. Любовь к близким и всему живому — самая большая ценность на земле.
Задание 3. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка» (90-150 слов) на примере произведений 19-21 вв. Форма размышления – эссе (на плагиат проверяется).
Задание 4. (максимальное количество баллов – 3 баллов)
Какие черты художественного мастерства свойственны Ф. Достоевскому, А. Чехову, Л. Тостому, Б. Пастернаку, А. Солженицыну? Можно ли определить доминантную черту его стиля, приведите примеры произведений. (По каждому автору записать не более 5 сложных предложений).
Ф. Достоевский
Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 баллов)
Выполните целостный анализ отрывка из предложенного произведения И. А. Бунина, опираясь на данные после него вопросы.
Помните, что оценивается глубина постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.
Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.
В холодное осеннее ненастье, на одной из больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями, к длинной избе, в одной связи которой была казенная почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было отдохнуть или переночевать, пообедать или спросить самовар