Файл: Реферат Физкультурноспортивные занятия для активного отдыха и повышение функциональных возможностей организма.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Альметьевский государственный нефтяной институт»

Кафедра «Физическая и специальная подготовка»

Реферат

«Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышение функциональных возможностей организма»

Выполнил:

Студент группы 11-12:

Соловьёв М.В.

Проверила:

ст. преподаватель

Нуриахметова Г.Ф.

Альметьевск,2022

Оглавление


Введение 3

Организм человека как система. Режим труда и отдыха 4

Использование физкультурно-спортивных занятий для активного отдыха и повышения функциональных возможностей 5

"Малые формы" физической культуры в режиме труда 6

Производственная гимнастика 7

Укрепление здоровья и общей физической подготовленности человека 12

Самостоятельные занятия по физ культуре в режиме учебно-трудовой деятельности. 17

Ходьба и бег 19

Плавание 20

Ходьба на лыжах 20

Езда на велосипеде 20

Ритмическая гимнастика 21

Заключение 22

Список литературы 23

Введение

Наш век - век значительных социальных, технических и биологических преобразований. Научно-техническая революция внесла в образ жизни человека наряду с прогрессивными явлениями и ряд неблагоприятных факторов, в первую очередь гиподинамию и гипокинезию, нервные и физические перегрузки, стрессы профессионального и бытового характера. Все это приводит к нарушению обмена веществ в организме, предрасположению к сердечно-сосудистым заболеваниям, избыточной массе тела и т.п. Влияние неблагоприятных факторов на состояние здоровья человеческого организма настолько велико и объемно, что внутренние защитные функции организма не в состоянии с ними справиться. Опыт десятков тысяч людей, испытавших на себе воздействие такого рода неблагоприятных факторов, показывает, что лучшим противодействием им являются регулярные физкультурно-спортивные занятия, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья, адаптации организма к условиям внешней среды.
Вопрос о физкультурно-спортивных занятиях для активного отдыха и повышения функциональных возможностей человека является очень актуальным в наш стремительный век. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.). Активный отдых человека положительно влияет на уровень интеллекта, повышает функциональные возможности человека благодаря увеличению работоспособности нервной системы и устойчивости её к различным нагрузкам, в том числе и к стрессам.

Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей человека

  1. Организм человека как система. Режим труда и отдыха

Все органы и системы человеческого организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаимосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических систем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами. При этом ведущую роль играет и центральная нервная система, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды. Так как функционально все органы и системы организма человека находятся в тесной взаимосвязи, активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов. Отличительной особенностью человека является возможность созидательно и активно изменять себя, свой организм для укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности. Работоспособность человека определяется как его способность к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические (перцепция, память, внимание, мышление и др.), физиологические (состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем) и физические особенности (уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.), совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели. Нельзя переоценить значимость фактора здоровья для успешного труда с наименьшими психо-эмоциональными и энергетическими затратами. Формирование здоровья может проходить успешно лишь в условиях организации физкультурно-спортивных занятий для активного отдыха и повышения функциональных возможностей человека, что возможно лишь в случае, когда у человека сформирована грамотная физическая культура.


Главным же средством для восстановления организма человека, повышения его возможностей является физкультурно-спортивные занятия. Дополнительными средствами восстановления могут быть личная гигиена, сбалансированное питание, массаж и самомассаж, баня или сауна, применение биологически активных веществ (витаминов).

  1. Использование физкультурно-спортивных занятий для активного отдыха и повышения функциональных возможностей

Как было уже сказано выше, различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М. Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие. Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной работоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстановительных процессов.

  1. "Малые формы" физической культуры в режиме труда

К "малым формам" физической культуры в режиме умственного труда относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, физкультминуты, микропаузы с использованием физических упражнений. На производстве это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие реабилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств профессионально-прикладной физической культуры, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса.

А) Утренняя гигиеническая гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. После ночного сна человек всегда испытывает естественную вялость, объясняющуюся состоянием торможения. Оно развивается в центральной нервной системе во время сна и длится (постепенно ослабевая) некоторое время после пробуждения. Это состояние сопровождается пониженной работоспособностью. Чтобы войти в норму, необходимо время (иногда довольно длительное), которое физиологи называют периодом «врабатывания».


Б) Физкультурная пауза

Физкультурная пауза проводится для снижения утомления в процессе умственной деятельности. Она состоит из 5-7 упражнений и проводится от 5 до 10 минут в период начинающегося утомления. С учетом динамики работоспособности человека в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов работы и продолжительностью 5 мин. В последующее время, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие в обеспечении трудовой деятельности.

В) Физкультминутка

Физкультминутка состоит из 2-3 упражнений, выполняемых в течение 1 -2 минут. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия, они применяются в течение учебного дня по мере необходимости в активном отдыхе (до 5 раз и более). «Примером физкультминутки для студентов может служить следующий комплекс (В.Н. Носарь):

1-е упражнение - потягивание.

2-е упражнение приседания, выпады или прыжки.

3-е упражнение - на координацию движений».

Физкультминутки полезны в связи с тем, что в во время трудовой деятельности в силу воздействия разнообразных факторов у человека возникают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антогонистов мышц-сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.

  1. Производственная гимнастика

Особое место в оптимизации режима труда и отдыха принадлежит производственной гимнастике. Богатый опыт сотен предприятий, многочисленные научные исследования, проведенные за последние два десятилетия, как на производстве, так и в лабораториях, утверждают неоспоримую пользу введения рационально организованной производственной гимнастики в режим труда на различных участках современного производства.


Большое практическое значение производственной гимнастики состоит в том, что она способствует ускорению вхождения в работу в начале рабочего дня (вводная гимнастика) и предупреждает снижение работоспособности в конце первой половины рабочего дня и в последних часах работы (физкультурная пауза и физкультминуты). В этом и физиологичен смысл «острого» влияния вводной гимнастики. В середине и в конце рабочего дня применение комплексов физических упражнений физкультурной паузы и физкультурной минуты направлено на ускорение и углубление отдыха во время регламентированных перерывов. В этом физиологический смысл «острого» действия физкультурных пауз и физкультминуток.

А) Вводная гимнастика

Вводная гимнастика это комплекс специально подобранных физических упражнений, систематическое выполнение которого помогает сократить период врабатывания организма к предстоящему виду деятельности. Цель вводной гимнастики заключается в том, чтобы посредством выполнения определенным образом подобранных гимнастических упражнений в течение 4-5 мин. ускорить протекание физиологических процессов и тем самым создать состояние большей готовности к работе, ускорить и оптимизировать проявление РДС.

Вводная гимнастика должна быть направлена на совершенствование функционирования соответствующего стереотипа деятельности нервных центров.Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6-8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм, выполняемых в течение 5-7 минут в начале рабочего дня.

«Типовая схема вводной гимнастики (Л.Н. Нифонтова):

Упражнения организующего характера.

Упражнения для мышц туловища, рук и ног

Упражнения общего воздействия.

Упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами 5-8.

Специальные упражнения».

В комплексе упражнений вводной гимнастики целесообразно применять такие упражнения, которые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы. Поэтому перед применением вводной гимнастики необходимо хорошо изучить выполняемую на данном производственном участке работу и подобрать упражнения, ускоряющие проявление функций тех органов и систем, которые играют ведущую роль в процессе данного конкретного вида труда. В частности, в вводной гимнастике целесообразно применять упражнения с возрастающим темпом движений - от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного. При этом для обеспечения быстрого усвоения производственного рабочего места рекомендуется в вводной гимнастке развивать несколько превышающий средний темп работы.