Файл: Самостоятельная работа по теме 3 Задание Достоевский утверждал, что гений и безумие очень близки. Сам он был человеком психически больным..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 3.3

Задание 1. Достоевский утверждал, что гений и безумие очень близки. Сам он был человеком психически больным. Психически больны были Ницше, Шопенгауэр и т.д. Фрейд утверждал, что гениальные люди – это люди с совершенно особым устройством психики. Они живут и ведут себя так, что с точки зрения обывателей кажутся сумасшедшими. Нередко трудно установить грань между безумием и гениальными прозрениями. Иногда кажется, что только безумный человек может вырваться из устоявшихся стереотипов и стандартов и увидеть нечто совершенно новое. Что вы думаете по этому поводу

Многие гении были больны шизофренией. Но далеко не все шизофреники гениальны. Грань существует: это социальная адаптация и польза для человечества результатов их деятельности. Кроме того, шизофрения имеет свойство, как и любая болезнь, прогрессировать, превращая человека (если его не лечить) в зверя или растение.

Человеческая психика – очень хрупкая и изменчивая материя. По большому счету, мы все «пограничники». Не зря же Нильс Бор осчастливил нас крылатой фразой: «Ваша идея, конечно, безумна. Вопрос в том, достаточно ли она безумна, чтобы быть верной?» Для обычных людей этот мир является единственным, который они знают. Для безумца тот же самый мир с самого начала является чуждым, сложным, и именно в силу этого он, как никто другой, все ставит под вопрос.

Например, для своей эпохи открытия Коперника и Галилея были слишком «неудобными» и никак не вписывались в сложившуюся систему представлений о мире, своим современникам они казались сумасшедшими.

«Только сумасшедшему может придти в голову мысль усомниться в том, что вокруг Земли все вращается», – объясняет логику того времени Страхов. «Или, например, Джеймс Джойс, который был совершенным безумцем и которого, если бы не издали в лавке Шекспира, наверное, никогда бы не узнал мир, а его произведения погрязли в психиатрических анналах. А так - это человек, который создал новую литературу», – приводит он другой пример.

В своей «Истории безумия в классическую эпоху» известный французский философ Мишель Фуко фактически описал историю западноевропейской цивилизации, в том числе цивилизации современной, как историю взаимоотношений с безумием.

Представление о безумии, связанном с искусством
, идет от Платона, который писал о «священном безумии» в поэтическом творчестве, говорит преподаватель кафедры зарубежной литературы филологического факультета МГУ Александра Зиновьева.

В Средние века к безумцам относились еще терпимее, считая юродивых гласом божьим, а общение с ними – возможностью соприкоснуться с истиной.

Творцы XVII века описывают драму людей, которые пытаются отойти от абсолюта божественной веры и найти свою индивидуальность, но теряют разум. «Стоит сбросить непрочный покров [веры], мир предстает в своем неприкрытом ужасе, – поясняет Зиновьева. – Шекспировские драмы нам об этом говорят. Вспомним хрестоматийные образы – Короля Лира или Офелию».

Задание 2. Поразмышляйте над известным суждением Ф. Энгельса: «Труд создал человека».

Труд – это необходимость в этом мире действий, а не созидание человека. Мы находимся в животном теле и, чтобы поддерживать его жизнеспособность, его надо питать, а для этого надо потрудиться. Все идет по программе Природы, познать эту программу человек должен по мере своего развития. А она находится выше этого материального мира, вне его, как устройство управления картинкой на экране компа находится вне экрана, вне картинки. Человек начал отличаться от обычного животного тогда, когда начал трудиться не только для обеспечения жизни своего тела, но не сам труд это определял, а возникновение новых желаний, выше желаний ублажить тело. Желания движут развитием, а откуда они берутся, человеку неизвестно – они приходят свыше, куда у человека пока нет доступа.

Эволюция – случайный ненаправленный процесс, не обязательно «по восходящей». Это просто накопление «ошибок копирования». Но труд оказал огромное влияние. Как ни крути, мы отличаемся от других животных тем, что производим и преобразовываем природу под себя. (Птицы вьют гнезда, бобры строят хатки, обезьяны пользуются орудиями, но только мы не ограничены в способах влияния на среду своего обитания). В то время как у животных видовой опыт передается только в виде инстинктов, которые являются продуктом медленного процесса наследственного закрепления
, у людей передача общественно выработанных способов и приемов труда происходит путем их усвоения в процессе обучения, то есть в порядке приобретения индивидуального опыта. Понятно, что это создает огромное ускорение исторического развития как двигательных, так и познавательных способностей человека.

Задание 3. Заполните таблицу

Проблема сознания в истории философии

Определение сознания, мышления

Философское направление

Представитель


1. «Мысли находятся в таком же отношении к мозгу, в каком желчь находится по отношению к печени»

Вульгарный материализм

Карл Фогт

2. «Сознание – субъективный образ объективного мира»

Субъективный идеализм

И. Фихте

3. «Мышление – особая бестелесная субстанция наряду с протяженностью»

Рационализм

Б. Спиноза

4. «Сознание – результат эволюции и развития Абсолютной идеи»

Объективный идеализм

Г. Гегель

Задание 4. «Отражая в своем содержании объективный мир, сознание детерминируется природой и социальной реальностью. Предметы, их свойства и отношения существуют в нем в форме образов - идеально: идеальное выступает как предмет деятельности мозга, как субъективный образ объективного мира».

Сознание человека является экраном, на который проецируется окружающий мир. Однако, сознание каждого человека индивидуально, поэтому разные люди по-разному воспринимают окружающую действительность

Чистое сознание – это незримый экран пространства бытия, на который проецируется «кинофильм» жизни. Как сущностью времени является движение, так в свою очередь, сущностью пространства является сознание. Благодаря сознанию мы констатируем существование пространства. Здесь речь идет не о воображаемом нами пространстве, в котором, как мы считаем, находятся страны, материки и т.п., но о сущностном, реальном пространстве, которое открывается благодаря отвлечению внимания от мыслей на реальность настоящего момента.


В пространстве чистого сознания находится все, – это своего рода фон, основа для других более грубых явлений.