Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23
− Полностью на счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» до истечения срока их погашения;
− На счете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» до тех пор, пока до срока их погашения останется 365 дней. После этого срока сумма кредита переводится на счет 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и далее учитывается там по истечения срока их погашения.
Выбранный порядок учета долгосрочных кредитов и займов необходимо отражается в учетной политике предприятия. Дополнительные расходы кредита и займам в бухгалтерском учете предприятия отражаются в составе прочих расходов проводкой:
− Дт 91.2 Кт 51
− Дт 91.2 Кт 60
− Дт 91.2 Кт 76
24 2. БУХГАЛТЕРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ
ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
2.1 Организационные аспекты проведения инвентаризации
На предприятии ООО «ПКФ «Югагропродукт» инвентаризация активов и обязательств проводится ежегодно перед составлением бухгалтерской отчетности за год, а также при обнаружении недостачи ТМЦ, при сиене материально-ответственных лиц. По основным средствам инвентаризацию проводят не реже раза в три года.
Основными целями инвентаризации являются:
− проверка правильности данных текущего учета и выявления допущенных ошибок;
− отражение неучтенных хозяйственных и финансовых операций;
− контроль сохранности имущества;
− контроль за полнотой и своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов;
− проверка условий и порядка хранений товаров;
− выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров;
− проверка соблюдения принципа материальной ответственности;
− проверка состояния учета, и организация движения товарных запасов;
− проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и в бухгалтерском учете и так далее.
Инвентаризации бывают:
1. по объему – полная и частичная;
2. по методу проведения – выборочная и сплошная;
3. по назначению – плановая, внеплановая, повторная, контрольная.
Полная инвентаризация проводится перед составлением годового отчета, при аудиторской проверке или ревизии и охватывает все материальные
25 ценности, денежные средства и расчетные отношения с другими организациями и лицами. При полной инвентаризации охватываются также все виды средств, в том числе ценности, не принадлежащие организации.
Каждая отдельная инвентаризация, охватывающая часть средств организации, называется частичной инвентаризацией. К ней относятся, например, инвентаризация денежных средств, инвентаризация материальных ценностей, связанная со сменой материально ответственных лиц, и так далее.
При выборочной инвентаризации у конкретного материально ответственного лица проверяют только некоторые ценности на выбор.
Выборочная инвентаризация проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей. Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях и предприятиях, которые принадлежат данной организации.
Плановая инвентаризация проводится по графику в указанные сроки, утвержденные руководителем, причем сроки проведения ее не подлежат оглашению. Внеплановая инвентаризация проводится не по плану, а в силу сложившихся обстоятельств – при передаче дел материально ответственным лицом, после стихийных бедствий, хищений.
Повторная инвентаризация проводится, если возникли сомнения в достоверности, качестве проведенной инвентаризации. По окончании инвентаризации могут проводится контрольные проверки правильности проведения инвентаризации с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и так далее, где проводилась инвентаризация.
2.2 Порядок проведения инвентаризации активов и финансовых обязательств организации
Порядок проведения инвентаризация проходит в три этапа:
26
Этап первый. Проведение инвентаризации начинают с приказа руководителя по форме № ИНВ-22. На снования приказа для проведения инвентаризации в организации создается комиссия, которая будет проводить эту процедуру. В приказе руководителя отражают состав комиссии и объекты исследования. На данном этапе материально ответственные лица до проведения инвентаризации приводят в порядок первичные документы. Идеальный вариант
– все товары и материалы оприходовали, а брак списали.
Этап второй. Основной этап инвентаризации, в ходе которого проводят опись имущества организации. Это касается проверяемых объектов как при полной, так и частичной проверке. Методика подсчета разная и зависит от объекта ревизии. Участники комиссии могут использовать способы поштучного пересчета, взвешивания, измерения и так далее. Все данные отражают в инвентаризационной описи (по формам № ИНВ-1, ИНВ-1а, ИНВ-3, ИНВ-5), которую оформляют в двух экземпляров со сквозной нумерацией. На каждой странице описи подводят итоги. А после того, как инвентаризация завершится, опись должны завизировать члены комиссии и материально ответственные сотрудники. Инвентаризационные описи необходимо передать в бухгалтерию.
Этап третий. Проводят сверку данных описи и бухгалтерского учета. Если в результате инвентаризации выявлены излишки или недостача, то оформляют сличительную ведомость (по формам № ИНВ -18, ИНВ-19). В некоторых случаях инвентаризацию могут признать недействительной. А иногда результаты может оспорить материально ответственный сотрудник.
1 2 3
Если результаты инвентаризации признаны участниками проверки достоверными, то руководитель принимает решение о взыскании ущерба с виновного сотрудника.
Также издается приказ об итогах инвентаризации по форме № ИНВ-26, он послужит основанием для внесения сведений в регистры бухгалтерского учета.
Перед инвентаризацией основных средств форма № ИНВ-1 необходимо проверить:
Также издается приказ об итогах инвентаризации по форме № ИНВ-26, он послужит основанием для внесения сведений в регистры бухгалтерского учета.
Перед инвентаризацией основных средств форма № ИНВ-1 необходимо проверить:
27
− наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей;
− наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
− наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду или на хранение.
В случае отсутствия документов или обнаружения в них неточностей оформить их или скорректировать до проведения инвентаризации. Контроль основных средств проводят не реже, чем раз в три года. При инвентаризации производят осмотр объектов и соответствии их данным бухгалтерского учета по следующим параметрам:
− полное наименование;
− назначение, основные технические или эксплуатационные показатели;
− инвентарные и заводские номера;
− номера паспортов оборудования, содержащего драгоценные металлы;
− год выпуска;
− количество объектов.
Если основные средства в момент ревизии находятся вне организации, их инвентаризируют до момента временного их выбытия. При контроле объектов недвижимости проверяют также документы о праве собственности организации на эти объекты. Одновременно с инвентаризацией собственных средств проверяют основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. Их учитывают на забалансовых счетах. Основные средства, стоимость которых списана в момент их ввода в эксплуатацию, также контролируются. Их инвентаризацию проводят в таком же порядке, как и все остальные основные средства.
При инвентаризации нематериальных активов – форма № ИНВ-1а проверяют: наличие документов, подтверждающих права организации на их
28 использование; правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
При инвентаризации ценных бумаг – форма № ИНВ-16 проверяют их фактическое наличие. Для этого проверяются:
− правильность оформления ценных бумаг;
− реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;
− сохранность ценных бумаг;
− своевременность и полноту отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.
При хранении ценных бумаг в организации их проверку проводят одновременно с инвентаризацией наличных денежных средств в кассе. Если ценные бумаги хранятся в специализированных хранилищах, сверьте остатки сумм, числящихся на счете 58, с данными выписок этих хранилищ. Суммы остальных финансовых вложений должны быть подтверждены соответствующими документами. Это могут быть договоры, а также первичные и расчетные документы, подтверждающие факт передачи имущества и денежных средств по указанным договорам.
При инвентаризации ТМЦ – форма № ИНВ-3 нужно обязательно пересчитывать, перевешивать или перемеривать. Инвентаризацию проводят в порядке расположения ТМЦ в помещении. Ценности, закрепленные за одним материально ответственным лицом, могут хранится в разных помещениях. В этом случае инвентаризацию проводят последовательно в местах хранения.
После проверки ценностей в одном помещении вход в него не допускается.
Помещения, инвентаризация в которых уже проведена, закрывают до окончания инвентаризации.
При длительном проведении инвентаризации отпуск ТМЦ разрешается только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера. Отпуск
ТМЦ должно производить материально ответственное лицо в присутствии
29 членов инвентаризационной комиссии. Прием ТМЦ во время проверки должен производится также в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Если товары выбили из организации, но продолжают числиться на счетах бухгалтерского учета, инвентаризируют их обособленно. Инвентаризацию проводят на основании документов, подтверждающих отгрузку товаров.
Если в организации есть ТМЦ, принятые на ответственное хранение, проверяют документы, на основании которых они находятся на складе.
Инвентарь и хозяйственные принадлежности, выданные для использования, проверяют по их местонахождению и материально ответственным лицам.
При проверке расчетов с персоналом по оплате труда – форма № ИНВ – 17 выявляют суммы невыплаченной зарплаты, а также переплаты сотрудникам. В аналогичном порядке проводят инвентаризацию расчетов с подотчетными лицами, в ходе которой проверяют целевое использование выданных сотрудникам организации денежных средств.
При контроле расчетов с покупателями и поставщиками – форма № ИНВ-
17 проверяют правильность и обоснованность числящихся на счетах бухгалтерского учета сумм дебиторской и кредиторской задолженности. В ходе инвентаризации составляются акты сверки, в которых указываются данные о состоянии расчетов. Отраженные в акте суммы сверяют с данными бухгалтерского учета.
При инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами – форма № ИНВ -17 сверяют данные бухгалтерского учета по счетам 68 и 69 с суммами налогов и взносов, начисленных и уплаченных. На налоги, не уплаченные в установленный срок, контролируют начисление и уплату пеней.
При проверке незавершенного производства нужно:
− определить фактическое наличие заделов и не законченных изготовлением и сборкой изделий, находящихся в производстве;
− определить фактическую комплектность незавершенного производства;
30
− выявить остаток незавершенного производства по аннулированным заказам, а также по заказам, выполнение которых приостановлено.
Проверку проводят путем подсчета, взвешивания, перемеривания. По незавершенному капитальному строительству проверяют: не числится ли в его составе оборудование, переданное в монтаж, но фактически не начатое монтажом; состояние законсервированных и временно прекращенных строительством объектов и причины консервации. При инвентаризации расходов будущих периодов проверяют правильность отнесения данных расходов на счета учета затрат. Также сверяют соответствие расчетов учетной политики.
При контроле денежных средств остаток денежной наличности в кассе – форма № ИНВ – 15 сверяется с данными учета кассовой книги. При осуществлении наличных расчетов с применением ККТ проверку начинают с операционных касс. Суммы денежной наличности должны соответствовать данным книги кассира-операциониста, показателям на кассовой ленте и счетчикам кассового аппарата.
Проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков с учетом их начальных и конечных номеров, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и тому подобное. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном, валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.
При контроле резервов проверяют правильность их расчета и обоснованность их создания. Данные проверяются на конец отчетного года.
31
Резерв на оплату отпусков сотрудникам, отражаемый в годовом балансе, уточняют исходя:
− из количества дней неиспользованного отпуска;
− среднедневной суммы расходов на оплату труда;
− отчисления во внебюджетные фонды.
При контроле резерва по сомнительным долгам проверяют обоснованность сумм, которые не погашены в установленный договорами сроки и не обеспечены соответствующими гарантиями.
2.3 Отражение результатов инвентаризации в учете
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, когда была закончена инвентаризация – в годовом бухгалтерском отчете. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета – форма № ИНВ-19 регулируется в следующем порядке:
− основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовый результаты организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
− недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в законодательном порядке, списываются по распоряжению руководителя организации соответственно на затраты организации.
Норм убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных нор определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалось недостача, нормы естественной убыли должны применяться только к тем ценностям, по наименованию которых установлена недостача. При отсутствии
32 норм убыли рассматривается как недостача сверх норм. Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц.
Взаимный зачет излишком и недостач в результате пересортице может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. О допущенной пересортицей материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации. Рассмотрим корреспонденцию счетов по результатам инвентаризации.
Отражение на счетах излишков – форма № ИНВ-26, выявленных при инвентаризации. Выявленные излишки наличных денег, основных средств, материалов, товаров, готовой продукции приходуется с последующим отнесением их в доход организации:
− Дт 01 «Основные средства» - по фактической стоимости,
− Дт 10 «Материалы» - по фактической стоимости,
− Дт 41 «Товары» - по фактической стоимости,
− Дт 43 «Готовая продукция» - по фактической стоимости
− Дт 50 «Касса»,
− Кт 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».