Файл: Закон Вопрос Понятие уголовного права рф. Уголовное право, как отрасль российского права, его задачи и функции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если новый уголовный закон смягчает наказание, которое отбывается лицом, назначенное судом наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Уголовный закон, который устанавливает преступность деяния, усиливает наказание или иным образом ухудшает положение лица, обратной силы не имеет.

 

Вопрос 7. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления на территории РФ. Понятие территории РФ. Ответственность дипломатических работников.

 

Согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Это означает, что государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти РФ. В связи этим основным принципом действия уголовного закона в пространстве является принцип территориальности.

Согласно данному принципу лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит уголовной ответственности по УК (ч. 1 ст. 11). Принцип состоит в распространении его обязательной силы на лиц, независимо от их государственной принадлежности: граждан РФ, лиц без гражданства, иностранных граждан.

Главным условием применения территориального принципа является совершение преступного деяния на территории РФ.

Территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции РФ).

Территория РФ устанавливается ее Государственной границей. Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Таким образом, территория РФ состоит из трех категорий пространства: сухопутного, водного и воздушного.

Сухопутное пространство – это суша в пределах границ государства.

Водное пространство включает внутренние воды и территориальное море.

Воздушное пространство – это пространство, находящееся пределах его сухопутных и водных границ. Однако высотные пределы распространения суверенных прав Российской Федерации, как и пределы других государств, остаются в международном праве неурегулированными. В соответствии с международными обычаями таким пределом считается 100 миль над уровнем океана. Выше этой границы начинается космическое пространство. В соответствии с международным правом на космический объект распространяется юрисдикция государства его регистрации.


Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Это конституционное положение отражено в ч. 2 ст. 11 УК, предусматривающей возможность применения уголовного закона также за преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (200 морских миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря)1.

Исключительная экономическая зона – морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий нему, с особым правовым режимом. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Действие территориального принципа распространяется на всех лиц, совершивших преступление на территории РФ: как граждан России, так и иностранных граждан, и лиц без гражданства. Согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане, а также лица без гражданства во время их нахождения на территории России пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами или международным договором РФ.

При осуществлении территориального принципа необходимо учитывать нормы о международно-правовом иммунитете от уголовной юрисдикции, препятствующие осуществлению уголовно-правового принуждения в отношении лиц, обладающих таким иммунитетом. В связи с этим в ч. 4 ст. 11 УК установлено, что «вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права».

Иммунитет не устраняет противоправности и наказуемости деяния, совершенного дипломатом, а лишь устанавливает особый порядок реализации уголовной ответственности.

Дипломатические представительства включают три категории сотрудников: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.


Не распространяется уголовная юрисдикция России на представителей иностранных государств, членов парламентских и правительственных делегаций.

На условиях взаимности иммунитетами от уголовной ответственности за границей обладают сотрудники делегаций иностранных государств.

 

Вопрос 8. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов РФ. Недопустимость двойной уголовной ответственности за совершенное преступление.

 

В УК принцип гражданства определяется так: «Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства» (ч. 1 ст. 12). Условиями применения данного принципа являются:

1)      совершение преступления гражданином РФ или постоянно проживающим в России лицом без гражданства;

2)      совершение преступления за пределами РФ;

3)      преступление направлено против интересов, охраняемых УК;

4)      отсутствие в отношении этих лиц по данному преступлению решения иностранного суда.

 

Преступлениями против интересов, охраняемых УК, являются все преступления, ответственность за которые предусмотрена в Кодексе.

Согласно ч. 3 ст. 12 УК «иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации».

В ч. 2 ст. 6 УК по существу воспроизводится ст. 50 Конституции РФ: никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Это положение в полной мере можно было бы отнести и к принципу законности.


Приведенная норма предусматривает запрет на двойную ответственность за одно и то же деяние. Это, однако, не означает, что нельзя привлечь лицо второй или третий раз к ответственности за повторное либо систематическое совершение аналогичного преступления. В данном случае идет речь о совокупности преступлений, и лицо каждый раз будет осуждено за новое деяние.

Этот запрет является важной правовой гарантией соблюдения прав и свобод человека. Важно соблюдение этого запрета в случае совершения гражданином РФ либо лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, преступления за рубежом. В этом случае оно может быть осуждено на территории РФ и по УК только в том случае, если ранее в иностранном государстве по данному делу не был вынесен приговор суда.

 

Вопрос 9. Ответственность военнослужащих РФ, совершивших преступления в воинских частях, дислоцированных на территории РФ. Выдача лиц, совершивших преступление на территории иностранного государства.

 

В части 2 ст. 12 УК предусмотрен принцип специальной миссии (покровительственного режима), заключающийся в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по законодательству РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Этот принцип вступает в действие при совершении преступлений следующих категорий:

а)      против военной службы;

б)      общеуголовных, совершенных на территории воинских частей, против военнослужащих или иных граждан РФ. Совершив все остальные преступления военнослужащие несут ответственность по уголовному законодательству страны пребывания.

 

Уголовной ответственности по УК подлежат российские граждане и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов нашей страны преступление против интересов, охраняемых уголовным законодательством России, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения иностранного государства.


Экстрадиция (выдача преступников). Согласно ст. 13 УК, граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Что касается иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов РФ и находящихся на территории Российской Федерации, то они могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности и отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

Выдача лиц, совершивших преступление, – это передача преступника другому государству для судебного разбирательства или приведения в исполнение вынесенного приговора, осуществляемая согласно международным договорам и национальному законодательству.

Выдача (экстрадиция) возможна только в случае совершения преступления, а не какого-либо иного правонарушения.

Условия и порядок выдачи регламентируются национальным (внутригосударственным) законодательством и международными договорами. Государство, на территории которого оказался преступник, действует по своему усмотрению: либо выдает требуемое лицо, либо наказывает по своим законам. Согласно ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству. Это положение нашло закрепление и в уголовном законе.

Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против интересов этой страны либо обязанное отбывать наказание, находится в другой стране.

В соответствии с международным и российским правом следует выделить основные правила экстрадиции, имеющие уголовно-правовое значение:

1.  Выдача осуществляется на основании международного договора или принципа взаимности. Как правило, условием для выдачи является наличие международного договора между Россией и запрашивающим государством.

В отсутствие договора о выдаче она может быть осуществлена на основании принципа взаимности.

2.  Преступление, по которому запрашивается выдача, должно быть достаточно серьезным (предусматривать наказание в виде лишения свободы).

3.  Преступление, указанное в запросе о выдаче, должно быть наказуемо по уголовному закону как запрашиваемого, так и запрашивающего государства.

4.  Не допускается выдача лица, преследуемого за политическую деятельность или политические убеждения.

5.  Запрет на выдачу граждан РФ. В соответствии с Конституцией РФ выдача может быть осуществлена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.