Файл: Учебнометодическое пособие педагогика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САРАТОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«ПЕДАГОГИКА»
Преподаватель специальных дисциплин
Щедрин Дмитрий Сергеевич
Саратов 2014

2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Педагогика как наука. Предмет, объект, задачи и категории педагогики.
3 1.2 Современные проблемы образования
7 1.3 Педагогическое исследование. Методы исследования в педагогике
10 1.4 Парадигмы в педагогике
13 1.5 Особенности содержания и организации педагогического процесса в разных образовательных учреждениях и на различных ступенях образования
17 1.6 Педагогический процесс
21 1.7 Принципы индивидуализации и дифференциации в воспитании и обучении
24
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
2.1 Воспитательное воздействие физической культуры и спорта
31 2.2 Принципы воспитания и требования, предъявляемые к ним
32 2.3 Формы, методы и средства воспитания, их педагогические возможности и условия применения
37 2.4 Общение и воспитание
46 2.5 Воспитание в семье
48
ГЛАВА 3. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)
3.1 Основные понятия дидактики
53 3.2 Дидактические принципы
57 3.3 Психолого-педагогические условия развития мотивации и способностей в процессе обучения
63 3.4 Формы организации обучения
70 3.5 Методы обучения
73 3.6 Приемы и техники управления учащимися на уроке
77 3.7 Концепции обучения и их психологические основания
84
ГЛАВА 4. ПЕДАГОГ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4.1 Структура и направления педагогической деятельности
90 4.2 Личность педагога
95 4.3 Структура педагогических способностей и педагогического мастерства
103 4.4 Методы педагогического воздействия на личность учащегося
108 4.5 Совершенствование педагогической деятельности
119 4.6 Организация групповой деятельности
123 4.7 Управление межличностными отношениями в коллективах
128 4.8 Педагогическое взаимодействие
134 4.9 Приемы привлечения учащихся к целеполаганию, организации и анализу процесса и результатов обучения
139 4.10 Контроль и оценка в педагогической деятельности
145 4.11 Психология педагогической оценки
151
ГЛАВА 5. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
5.1 Нарушения в развитии человека (ребенка). Понятие нормы и отклонения.
156 5.2 Принципы и методы специального образования
160 5.3 Работа с одаренными детьми
166 5.4 Особенности работы с детьми с девиантным поведением
169
ПРИЛОЖЕНИЯ
173


3
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1 Педагогика как наука. Предмет, объект, задачи и категории
педагогики.
ПЕДАГОГИКА - отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.
Термин «педагогика» ведет свое происхождение из Древней Греции, и определяется это понятие как наука о воспитании. Тогда педагогом был раб, который обязан был присматривать за детьми господина, сопровождать их в школу. Дословно педагог, а тогда пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) и обозначал «детоводитель». И только намного позже педагогами стали называть людей, которые обучали детей, а также занимались их непосредственным воспитанием.
Развиваясь как наука о воспитании детей (отсюда название), педагогика в процессе эволюции систем образования расширяла свою сферу и стала охватывать соответствующую проблематику, связанную не только с детством и юностью, но и с другими возрастными периодами жизни человека, а также с самыми разнообразными формами организации учебной, воспитательной и образовательной деятельности. При определении предмета педагогики часто встречается понимание, согласно которому наиболее широкой и ведущей ее категорией выступает воспитание. Сторонники этого понимания рассматривают воспитание в широком смысле слова, как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. При этом в опыт включается все созданное в процессе исторического развития
(знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы).
В конце 20 в именно образование выдвинулось как ведущая категория для характеристики предмета педагогики. Образование целостно охватывает процессы целенаправленного формирования личностных качеств человека в соответствии со сложившимися в обществе идеалами, традициями и нормами. К таким процессам относятся воспитание, обучение и развитие. При этом понятие
«формирование» не означает, что человек превращается лишь в объект посторонних воздействий, поскольку формирует он себя и сам, в частности, в процессе самообразования, самовоспитания, саморазвития.
Итак, предметом педагогики выступает образование как реальный целостный
педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных
институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). При этом нужно отметить, что хотя в центре внимания педагогики оказывается процесс, который разворачивается в организованных условиях, педагогика для полноты понимания изучает его в сочетании со стихийными факторами развития.
Категории педагогики. К категориям любой науки относятся наиболее емкие, а также общие понятия, отражающие сущность данной науки. В каждой науке категории имеют ведущую роль, они сплетают все научные знания и как бы выстраивают их в одно целое. Так и для педагогики существуют свои категории: образование, воспитание, обучение, развитие.
Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования следующих понятий и качеств: определенное отношение к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрение; поведение как проявление отношений и сложившегося мировоззрения. Существуют различные виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.
Педагогика же как наука исследует сущность самого воспитания, его закономерности, тенденции, перспективы развития, технологию воспитания, содержание, формы, методы, принципы. Воспитание непосредственно связано с развитием.
Развитие – это последовательный процесс внутреннего совершенствования физических и духовных сил человека. Можно выделить несколько видов развития: физическое, психическое, духовное и социальное. В понятии развития, тем не менее, остается некоторая двоякость, поскольку критерии совершенства варьируются в зависимости от изменений, происходящих в обществе, и сильно зависят от требований, предъявляемых обществом человеку.
Важнейшая функция воспитания – это передача новому поколению накопленного человечеством опыта. А вот передается он с помощью образования. Образование из всех известных категорий


4
является самым многосмысловым. Оно может означать цель, средство, деятельность, результат, тенденцию и т. д.
Образование – это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде
системы знаний, умений, навыков, отношений.
Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет управление развитием человека и осуществляется освоение и воспроизводство опыта, накопленного прошлыми поколениями.
Существует общее и специальное образование. Общее образование дает фундамент знаний, умений и навыков для получения специального образования. И общее, и специальное образование может быть начальным, средним и высшим. Современное понимание образования определяется как включающее в себя:
-Воспитание;
-Обучение.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает определенные знания, совершенствует умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются способности и раскрывается его потенциал. Основными результатами обучения считаются:1) знания;2) умения;3) навыки.
Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.
Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.
Отрасли педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки. Систематизация педагогического знания возможна по различным основаниям.
1. Выделяются разделы педагогики по отдельным аспектам педагогического исследования и педагогического процесса.
Методология педагогики изучает методы, методику и технику педагогического исследования.
История педагогики изучает этапы, тенденции развития педагогических теорий и идей, а также систем образования.
Сравнительная педагогика занимается изучением, анализом и обобщением опыта образования и развития педагогической науки в различных странах.
Наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников, законы и закономерности определяет общая педагогика. Теория воспитания изучает специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитательной работы. Дидактика
исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков. Специфика преподавания отдельных дисциплин изучается в рамках
методик преподавания (частных методик, которые содержат специфические закономерности обучения конкретным дисциплинам, например математике, информатике, литературе и т. д.).
2. Другое основание деления педагогики — уровни (ступени) системы образования.
Здесь выделяются ясельная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика
профессионально-технического образования, производственная педагогика, педагогика среднего
специального образования, педагогика высшей школы, педагогика «третьего возраста». Каждая из них изучает развитие, обучение и воспитание, но в разных образовательных учреждениях и на разных этапах возрастного развития. Так, педагогика «третьего» возраста разрабатывает систему образования, развития людей пенсионного возраста. Иногда все эти отрасли объединяют в возрастную
педагогику, которая изучает особенности развития личности на разных возрастных этапах.


5
Несколько специфичной можно считать социальную педагогику, которая содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых.
При этом перечисленные отрасли могут разделяться на другие. Так, профессиональная педагогика
может получать более дробное членение соответственно самим профессиям (военная педагогика, инженерная педагогика и т. п.).
3. Третья группа отраслей педагогики включает в себя науки о воспитании и обучении лиц с определенными отклонениями в физическом или личностном развитии.
Среди этих отраслей — дефектология и еѐ составляющие, в современной России именуемые в совокупности коррекционной педагогикой. Это направление теории и методики педагогической работы охватывает олигофренопедагогику (воспитание детей с отклонениями в умственном развитии),
сурдопедагогику (воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогику (воспитание слепых и слабовидящих), логопедию (преодоление нарушений речи).
Исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика занимается проблемами перевоспитания осуждѐнных правонарушителей, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях.
Лечебная педагогика развивается на границе с медициной. Основным ее предметом является система образовательно-воспитательной деятельности педагогов с больными и имеющими слабое здоровье учениками.
Встречаются попытки выделить в специальные разделы педагогики проблемы воспитания детей, имеющих и иные специфические потребности [напр., педагогика сиротства, педагогика детских и юношеских (молодѐжных) организаций и т. п.]
Педагогика в системе наук. Ни одна наука не может существовать в вакууме. Исследование многих педагогических проблем требует данных других наук о человеке, что в общем виде дает наиболее полную картину изучаемого.
Педагогика как социальная наука естественно входит в систему гуманитарного знания, поскольку непосредственно обращена к человеку. Но столь же верно утверждать, что педагогика является частью обществознания, поскольку изучает человека в обществе и группах сверстников, а также человека в общении с людьми, прежде всего специально занимающимися воспитанием
(родители, воспитатели, учителя, преподаватели и т д) В более широком плане к предмету педагогики относится и процесс социализации, который рассматривается также социологией и психологией.
Непосредственно связана педагогика с психологией и ее отраслями (особенно — с педагогической психологией). Однако если психология изучает психические процессы, строго говоря, безотносительно к использованию соответствующих данных в процессах воспитания и обучения, то педагогику интересует именно и прежде всего инструментальная сторона. Например, общие закономерности внимания и его развития изучаются психологией; целенаправленное развитие внимания в целях обучения и воспитания относится к сфере педагогики. Несомненна связь педагогики и с возрастной психологией, изучающей возрастные особенности личности и особенности познавательных процессов на каждом возрастном этапе.
Непосредственное отношение к педагогике имеет философия. Во-первых, эпистемология
(теория познания) составляет наиб, общую методологическую основу педагогического исследования.
При этом различные философские направления в существенной мере по-разному «видят» процесс познания вообще и соответственно процесс научного исследования. Это определяет как приоритеты исследования, так и его методику. Во-вторых, такие традиционно философские человековедческие вопросы, как отношение материи и духа, цель и смысл жизни человека определяют и в общей постановке, и (частично) в практическом решении собственно педагогические вопросы (цели образования, его содержание и др.). Современная педагогика испытывает заметное влияние философии образования, социологии образования, а также этнологии.
Социология , занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для разработки рациональной организации процесса обучения и воспитания. Совсем недавно сформировалась новая наука – педагогическая социология, которая занимается переводом общих данных и результатов социологических исследований в конкретные задачи воспитания.
Значение для педагогики имеет и этика. Выводя нормы нравственности из жизненной практики и различных философских систем, формулируя их в виде моральных норм, этика, однако, не занимается


6 вопросом о том, как индивид или общество присваивает эти нормы и соответствующие образцы поведения. Этим занимается педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы.
Педагогика устанавливает свои формы связи и с некоторыми науками, изучающими человека как биологическое существо (анатомия, физиология, гигиена). Школьная гигиена, например, изучает и определяет санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса. И, с другой стороны, чтобы понять механизмы управления физическим и психическим развитием обучаемого, необходимо знать закономерности жизнедеятельности организма в целом, отдельных его частей, функциональных систем. Например, знание закономерностей развития высшей нервной деятельности помогает педагогической науке подбирать правильно развивающие, обучающие технологии, а также инструменты для достижения оптимального результата развития личности.
Логикаво многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Связи педагогики с различными разделами математики и кибернетики (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов) важны для решения на современном уровне педагогических проблем с использованием аппарата этих наук. Кибернетика открывает для педагогики новые возможности для исследования процессов воспитания и обучения. Используя данные, полученные с помощью кибернетики, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом. При этом, однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой качественной спецификой и своими специфическими закономерностями.
Подводя итог межпредметным связям, необходимо отметить, что в педагогических исследованиях очень активно используются не только перечисленные науки, но и много других дисциплин: юриспруденция, экономика, информатика, статистика, экология, этнография, этнология, история, технические науки. Каждая из перечисленных наук помогает гармоничному, быстрому развитию педагогической науки как в целом, так и в отдельных ее направлениях.
Задачи педагогики. Задачи педагогики принято делить на два типа: постоянные и временные .
Постоянные задачи
1. Задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, обучения, образования и управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике – это связь между преднамеренно созданными и объективно существующими условиями и достигнутыми результатами, где результатами являются воспитанность и обученность.
2. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная педагогическая деятельность – это всегда творческий процесс. Однако существуют определенные рациональные средства эффективного влияния на учащихся и воспитанников. Для этого требуется систематизация, теоретическое обоснование и научная интерпретация «творчества учителей».
3. Задача разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания.
4. Задача прогнозирования обучения на ближайшее и отдаленное будущее. Прогнозирование выполняет функцию управления развитием педагогики как теоретической и практической науки.
5. Задача внедрения результатов исследований в практику.
Временные задачи
Их возникновение диктуется потребностями практики и самой науки педагогики. К временным задачам можно отнести такие как:
1) создание библиотек электронных учебников;
2) разработка стандартов педагогического профессионализма;
3) выявление типичных стрессов в работе учителя;
4) создание дидактических основ обучения «трудных» детей;
5) разработка тестов уровней педагогического мастерства;
6) анализ типовых конфликтов в отношениях учитель – ученик итп.