ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
173
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации по изложению материала.
1. Простота и доступность речи. Витиеватая речь не всегда позволяет уловить смысл сказанного.
Простота и доступность может быть обеспечена: умением уверенно владеть материалом без подробного текста; умением соизмерять степень трудности вашей информации с обстановкой.
2. Риторическая обработка учебного материала. Ничто так не навевает скуку, как монотонная речь.
А.С. Макаренко вспоминал, что он стал настоящим мастером только тогда, когда научился говорить
«Иди сюда» с 10–15 оттенками, и тогда не боялся, что к нему кто-то не подойдет.
3. Неоднократные повторения. Наиболее важные места в ходе изложения учебного материала
(определения, выводы, важные формулировки и т. д.) повторяются несколько раз, причем при разном темпе и громкости.
4. Не говорить «с листа». Язык письма и язык речи воспринимаются по-разному. Разговорная речь оказывает более сильное воздействие: она более доходчива и понятна.
5. Не пренебрегать языком жестов.
6. Умелое пользование цифрами. Необходимо избегать множества цифр.Если это невозможно, то целесообразно представлять их в виде раздаточного материала и выделять те, которые имеют наиболее важное значение и должны быть запомнены обучаемыми.
7. Смена рода деятельности обучаемых. Прочность знаний повышается при использовании различных видов памяти: образно-зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной, словесно-логической, – находящихся во взаимной зависимости. Это также нарушает монотонность изложения, снижает усталость обучаемых.
8. Речевое управление вниманием. Многие преподаватели в ходе занятия используют речевые, так называемые сигнальные, фразы, с помощью которых повышается внимание аудитории. Например, преподаватель говорит: «Интересно, понятно ли вам будет то, что я сейчас изложу?» Можно и не говорить этой фразы, но фраза сказана, сигнал сработал, вызвав повышенное внимание.
9. Вопрос самому себе. Такие вопросы не требуют ответов обучаемых, но в отличие от предыдущего приема, который лишь повышает внимание, эти вопросы заставляют обучаемых задуматься и стать как бы соучастниками дальнейших рассуждений.
10. Эффект Зейгарник Суть эффекта заключается в следующем: если изложение материала таково, что все абсолютно ясно, не вызывает сомнений и вопросов, усвоение оказывается хуже, чем при таком способе изложения, когда что-то сознательно не вполне завершено, оставлено для дополнительного додумывания, повышая тем самым интерес обучаемых и стимулируя их активность.
11. Побуждение к рационализаторской и изобретательской деятельности. Первоначально предложения будут, видимо, исходить от самого преподавателя. В дальнейшем обучаемые могут «войти во вкус» и уже сами станут авторами творческих идей.
12. Актуализация доз учебного материала. Из психологии умственного труда известно, что постоянного напряженного внимания обучаемых в течение всего занятия (1,6–2 часа) добиться трудно.
Для этого целесообразно, чтобы в основных учебных вопросах занятия (оптимальное 2–4) выделить по несколько подвопросов.
13. Подготовка обучаемых по материалу предстоящего занятия. В ряде случаев преподаватель может дать задание обучаемым на предстоящее занятие: основные вопросы этого занятия. Благодаря этому обучаемые оказываются готовыми в определенной степени к восприятию нового учебного материала, быстро включаются в активную работу.
14. Использование кратких диалогов («микродиалогов»). При проведении занятия традиционными методами (монолог, демонстрация и др.) целесообразно планировать и включать в ход занятия короткие диалоги с обучаемыми. Это нарушит монотонность занятия, повысит внимание и активность аудитории.
15. Предварительная ориентация в новом материале. После объявления темы и цели предстоящего занятия обучаемым сообщаются дополнительные сведения: необходимость изучения материала и его значимость, порядок изложения материала и основные проблемы, конечная цель. Это позволяет обучаемым более четко и наглядно охватить все занятие и особенно конечную цель, проследить логику рассуждений преподавателя.
16. Начало занятия – с формулирования проблемы. С началом изложения нового материала преподавателем формулируется проблема, которая должна быть решена к концу занятия. В ходе
174 занятия обучаемые оценивают излагаемый материал, часто даже непроизвольно, с точки зрения приближения к решению проблемы и становятся как бы соучастниками этого процесса.
17. Выводы делают обучаемые. Прием этот эффективен лишь в том случае, если об этом предупредить обучаемых с началом занятия. Это вызовет у них повышенное внимание и дополнительный интерес.
18. Быть готовым к экспромтам. Довольно часто в ходе занятия возникает такая ситуация, когда необходимо отступить от заранее намеченного содержания и необходимым оказывается действовать экспромтом. Говорят, что лучший экспромт тот, который заранее готовится:) К начинающему преподавателю это умение приходит в ходе накопления педагогического опыта, однако обучающий должен всегда помнить об этом и постараться не дать застать себя врасплох.
19. Всегда иметь резерв времени. Опытные педагоги при подготовке к занятиям обычно предусматривают резерв времени, который в зависимости от сложности и насыщенности излагаемого материала может составлять до 10 минут (на двухчасовое занятие). Это гарантирует выполнение плана, скомпенсирует непредвиденные расходы времени или даст возможность провести беглый опрос, ответить на вопросы обучаемых, в том числе не связанные непосредственно с материалом итп.
20. С пользой проводить перерывы. Если изложение материала во времени вести так, чтобы самые интересные места совпадали с перерывом между учебными часами, то активная часть всего занятия может захватить и перерыв (Примером может служить многосерийный фильм, когда зритель ждет с нетерпением продолжения, продумывая различные варианты дальнейшего содержания.)
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 36
21. Поощрять вопросы. Как сказал один из педагогов прошлого Томас Фуллер, «кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится».
22. Умело задавать вопросы. Вопросы должны быть такими, на которые нет прямого ответа в конспекте, учебнике, другом пособии, но которые требуют знания изученного материала. Эффективны вопросы, для ответа на которые требуются логические рассуждения, смекалка, интуиция. Особую активность у обучаемых вызывают не совсем обычные вопросы, иногда с долей юмора.
23. Эмоциональная завязка занятия. В качестве такой завязки могут быть интересный исторический факт; яркий пример из области науки, техники, культуры; данные эксперимента и т.п. Но такая завязка должна быть тесно связана с содержанием занятия, стать его неотъемлемой частью.
24. Заставить удивляться. Данный прием построен на чувстве удивления обучаемых и способен значительно повысить их внимание и интерес. Для поддержания внимания также можно приводить парадоксальные факты, интересные исторические аналогии, предложить обучаемым решить неожиданно возникшую ситуацию и т. д.
25. Эмоциональная разрядка. Обычно педагог легко улавливает моменты снижения активности и внимания аудитории, усталости. Для снятия наступившего состояния целесообразно привести остроумный пример, анекдотический случай, каламбур (кстати, именно его использовал чеховский герой из приведенного выше рассказа) и т. д. Как правило, внимание после этого восстанавливается.
26. Включение элементов состязательности. Воздействие на чувство спортивного азарта, самолюбия, как ничто другое, влияет на активную деятельность.
27. Преднамеренное введение ошибки. В ходе занятия преподаватель может сознательно допустить ошибку. Эффективность приема значительно повысится, если заблаговременно, например с началом занятия, предупредить обучаемых о возможности ошибки. Это, во-первых, снимет вину преподавателя за допущенную ошибку (всегда могут найтись среди обучаемых те, которые будут полагать, что она допущена непроизвольно). Во-вторых, это вызовет повышенный интерес обучаемых в ходе всего занятия.
28. Балльная система стимулирования активности. Постоянное использование стимулирования в течение всего обучения. С началом изучения учебной дисциплины преподаватель объявляет обучаемым, что в ходе занятий будут поощряться путем начисления определенного количества баллов за ответ на нестандартный вопрос, нахождение допущенной преподавателем ошибки – преднамеренной или случайной, нестандартное или оригинальное решение задачи или выполнение другого задания, повышенную активность в течение занятия, интересные сообщения, выходящие за пределы учебной программы, и т. д. Обучаемые, набравшие установленное преподавателем количество баллов, могут в зависимости от их количества освобождаться от некоторых видов отчетности: контрольной работы, промежуточного или итогового зачета, сдачи части учебного материала (тема, раздел) на экзамене или даже от экзаменов в целом.
175
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Принципы отношений с детьми (Г.Л.Лэндрет)
Я не всезнайка.
Поэтому я и не буду пытаться быть им.
Я хочу, чтобы меня любили.
Поэтому я буду открыт любящим детям.
Я хочу больше принимать в себе ребенка.
Поэтому я с интересом и благоговением позволю детям освещать мой мир.
Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства.
Поэтому я позволю детям учить меня.
Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий.
Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.
Иногда мне нужно убежище.
Поэтому я дам убежище детям.
Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле.
Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я - человечный и склонный ошибаться.
Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка и их ошибкам.
Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности.
Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка.
Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы.
Поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защитить от себя детей.
Я - это я, и тем полнее, чем в большей безопасности я себя чувствую.
Поэтому я буду последователен во взаимодействии с детьми.
Я - единственный, кто может прожить мою жизнь.
Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.
Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте.
Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.
Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя.
Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.
Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребенка исчезли.
Поэтому я буду стараться смягчать удар.
Я чувствую страх, когда я беззащитен.
Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Советы по создание позитивной атмосферы
Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:
не подчеркивать успехи одних учащихся и неудачи других;
не противопоставлять сильных слабым;
не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;
замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко;
воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;
формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности
176
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Для построения процесса совершествования себя и своей деятельности можно воспользоваться некоторыми списками, которые позволят каждому «найти» свои слабые места, о которых ранее педагог просто не задумывался. Пример, подобного списка – таблицы:
Направления:
Самооценка по 5 бальной шкале: профессиональное (предмет преподавания); психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей: рекомендации по воспитанию и обучению); психологическое (Работать над своим имиджем, уметь сам и учить общению, владеть искусство влияния, лидерские качества и др.); методическое (педагогические технологии, формы, методы и приѐмы обучения);
Правовое (знание законодательной базы); эстетическое (гуманитарное); Чувство прекрасного должен прививать на каждом занятии, поэтому должен владеть современной информацией в области кино, театра, музыки! Знаем ли мы, какая музыка интересует наших детей? Что им интересно сегодня? историческое; (знать историю своего техникума, республики, страны…) политическое; (быть в курсе политических событий и беседовать с детьми) информационно-коммуникативные технологии;( некоторые педагоги создают ролики, электронные тесты, виртуальные задания по учебной практике ) Задайтесь себе вопросом: Что умеем мы??? Как далеко отстали??? охрана здоровья; ( Научить детей забоится о своем здоровье - наша забота. Мы должны быть не только учителями, но и врачами.)
Многообразие интересов и хобби. (Педагог, который не имеет никакого интереса – не интересен)
177
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Современное российское образование: от когнитивно-ориентированной к личностно-
ориентированной образовательной парадигме
Когнитивно- ориентированная парадигма
Личностно- ориентированная парадигма
1. Ценности и цели
Основная миссия образования: подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. Главные цели: дать ребенку знания, умения и навыки и обеспечить его социализацию
(подготовка к выполнению основных социальных функций, адаптации к требованиям общества, первичная профессиональная подготовка и др.).
Ценности: нормативность
(соответствие заданному стандарту), управляемость
(послушность, дисциплинированность), однородность
(одинаковость) . Общая стратегия -стратегия формирования, активного вмешательства в жизнь ребенка, пренебрежение к ее внутренним законам
Основная миссия образования: обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Главная цель: способствовать личностному росту (всех участников образовательного процесса, включая ребенка). Ценности: личность и личностное достоинство каждого; свобода (свободный выбор и ответственность за него), творчество и индивидуальность в познании и самовыражении. Стратегия - стратегия помощи, поддержки и уважения ребенка
2. Личная значимость и осмысленность
Содержание и процесс образования не имеют прямого отношения к ребенку, не связаны с его реальными актуальными интересами и потребностями, не являются его личным выбором. Причем эта отчужденность и бессмысленность характерна и для учителей, которые вынуждены ориентироваться на требования стандартов, методики. Как следствие и учение и преподавание превращаются в "тяжкий труд"
Содержание и процесс образования - максимально осмысленны и индивидуально значимы. За участниками образовательного процесса признается право на участие в определении направления образования, его содержания и форм организации