Файл: Дисциплина Русский язык с методикой преподавания Практическое занятие 3 Обучающийся Андреева Вераника Юрьевна Преподаватель Черненко Наталья Михайловна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- расположите слова по алфавиту;

- подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.

Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения:

- укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.);

- подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову;

- найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы;

Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения:

- найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру);

обозначьте условными знаками части слова;

- подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой);

- выполните графический диктант (запись не слова, а его схемы)

- сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.);

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:

- определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

- составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования);

- определите способ образования слова;

Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения:

- опознание части речи, того или иного разряда этой части речи;

- подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи;

- постановка слова в указанной форме;

Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения:

- отграничение одних синтаксических структур от других;

- определение структуры данной синтаксической единицы;


- нахождение в предложениях тех или иных структурных частей;

- составление схем предложений.


3.3. Назовите условия успешного обучения младших школьников грамотному письму. Обоснуйте каждое из условий, опираясь на знание природы орфографического навыка и способов его усвоения. Какую роль в формировании условий для обучения грамотному письму играет предметно-развивающая среда (в т.ч. технические средства обучения)?

В настоящее время постоянно увеличивается число детей, которые испытывают трудности при обучении родному языку. С чем это связано и как помочь ребенку? Что сделать что бы уроки русского языка стали для него интересными?

Обучение письму процесс сложный, а ошибки, чаще всего, обусловлены недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, на которых и основывается грамотное письмо.

А. Р. Лурия определил основные процессы письма, рассмотрев которые возможно «опередить» появление ошибок или грамотно провести коррекцию.
Мысленное составление плана письменной речи, смысловой программы, определение последовательности мысли.

Соотнесение мысли со структурой предложения.

Ориентировка в том, что уже написано и, что ещё следует написать.

Деление предложения на слова.

Звуковой анализ слова.

Соотнесение выделенной фонемы (звука) с его графическим образом (буквой)

Воспроизведение (написание) зрительного образа буквы.

Данные операции письма действуют в строгой последовательность. При нарушении одного из «звеньев» и появляются ошибки, которые в логопедии принято подразделять на дисграфию и дизорфографию. Выделенные нарушения письменной речи имеют в основе единый механизм - несформированность речевого развития.

Следует отметить, что дисграфия и дизорфография не связаны с незнанием грамматических правил. Многие дети хорошо знаю правила, но «не умеют» применять их. В таких случаях требуется помощь специалиста, долгая и кропотливая работа.

Рассмотрим некоторые из процессов и определим, что должно быть сформировано у ребенка к моменту обучения письму и какие ошибки могут появиться, если данный процесс сформирован частично.

Мысленное составление плана письменной речи, смысловой программы, определение последовательности мысли.

Данный процесс письма составляют — развитая связная речь, богатый словарный запас, точность понимания значений слов, владение грамматическими нормами языка.



Таким образом ребенок должен уметь четко выражать свои мысли, выбирать и употреблять подходящие по смыслу слова, строить высказывание в соответствии с планом, не допускать грамматических ошибок (согласование слов в предложении, употреблении предлогов и т. д.). Перечисленные компоненты являются составляющими устной речи и формируются в дошкольный период перед школой.

2. Деление предложения на слова.

Слитное написание слов в предложении, предлогов со словами и есть проявления несформированности данного процесса. К моменту обучения в школе ребенок должен уметь делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении, выделять предлог, как отдельное слово.

3. Звуковой анализ слова.

Определение звукового состава слова является процессом фонематического анализа. Это сложный процесс, требующий четкой слуховой и призносительной дифференциации, восприятия речевых звуков и умения выделять и четко проговаривать звуки в слове. Недостатки звукопроизношения, частично сформированные процессы анализа и синтеза проявляются на письме пропусками и заменами букв в слове, перестановками букв и слогов.

Таким образом, формирование правильного звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, одна из важных составляющих дошкольного образования.

4.Соотнесение выделенной фонемы (звука) с его графическим образом (буквой).

Соотнесение звука и буквы начинается так же и в дошкольный период. Разница лишь в том, что в школе начинается обучение не печатным, а письменным буквам.

5. Воспроизведение (написание) зрительного образа буквы.

Для данного процесса письма важным является развитие зрительного восприятия, состояние зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза, формирование пространственных представлений и пространственного восприятия. Следует обратить внимание не только на правильное обозначение звука буквой, но и на правильное написание этой буквы. Часто педагоги сталкиваются с оптической дисграфией, которая проявляется в зеркальном написании букв. Данный вид ошибок можно заметить и в дошкольный период. В таком случае требуется своевременная помощь специалиста по профилактике оптической дисграфии. Важным является и развитие движений пальцев рук. Умение не только держать ручку, но и «выписывать» довольно трудные элементы букв, длительно удерживать ручку.


Таким образом можно выделить основные условия успешного обучения письменной речи:

Богатый словарный запас, точное понимание значений слов.

Сформированные процессы фонематического анализа и синтеза.

Фонетически чистая речь.

Развитая связная речь.

Сформированный грамматический строй речи.

Развитые процессы внимания и памяти.

Перечисленные условия являются компонентами устной речи. Их активное формирование происходит в младший школьный период. Правильно сформированная устная речь, во многом является залогом грамотной речи письменной. Аграмматизмы в речи приводят к затруднению усвоения правил орфоргафии, бедный словарный запас не позволяет без труда подобрать проверочное слово, недостатки фонематического анализа и синтеза проявляются в пропусках и перестановках букв с логов в слове, слитном написании. И наоборот, если устная речь сформирована и грамматически развита, то изучаемые в школе правила прочно усваиваются и легко «ложатся» на надежную школьную базу.


Задание 4. (максимальное количество баллов – 5 баллов)

4.1. Опираясь на одну из программ по русскому языку для начальной школы, определите требования к связной речи младших школьников на каждом из этапов обучения. Проанализируйте методический аппарат соответствующего учебника: какие виды и жанры речи представлены; какие виды упражнений, направленных на развитие связной речи учащихся, имеются; обеспечивается ли постепенное увеличение трудности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении; имеются ли памятки, на которые можно было бы опереться при создании связного высказывания.

Методическая работа по развитию речи реализуется посредством современных средств обучения, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. Вариативные учебно-методические комплексы по русскому языку в своем составе содержат учебники и учебные пособия, методические рекомендации для учителя, контрольно-измерительные материалы. Содержательная и целенаправленная работа учителя начальных классов по данным комплексам оказывает непосредственное влияние на развитие письменной связной речи обучающихся начальных классов.

Современный учебник как основа учебного процесса, представляет собой комплекс упражнений по грамматике, орфографии, орфоэпии, синтаксису, пунктуации и развитию речи. Он используется на всех этапах урока: при повторении, для справок по языковой теории, правописанию и развитию речи.

В процессе обучения современный учебник выполняет определенные функции:

воспитательную (воспитание ума, формирование умений видеть явления языка в их взаимосвязях, прививание любви к родному языку, самовыражение самих учащихся в речи и т.п.);

- познавательную (передача определенного объема информации и знаний по предмету);

- развитие интеллекта (умственных способностей и речи).

Все эти три функции выступают как единое целое и носят определяющий характер по предмету. В связи с этим к учебнику предъявляется ряд требований:

- содержательные: он дает обучающимся языковой материал, адаптированный к детскому восприятию, в соответствии с программой и государственным стандартом;