Файл: Практикум по дисциплине Науки о Земле (основы геологии) для студентов направления 18. 03. 02 Энерго и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.03.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» Кафедра химической техники и инженерной экологии
И.В. Сеселкин
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
по дисциплине «Науки о Земле» (основы геологии) для студентов направления 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии»
г. Барнаул 2021 г.
Сеселкин И.В. Лабораторный практикум по дисциплине «Науки о Земле» (основы геологии) для студентов направления 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии» /Алт.гос.техн.ун-т им.И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2021. – с.
Материалы лабораторного практикума рассмотрены и одобрены на заседании кафедры ХТ и ИЭ. Протокол № 2021 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...4
Лабораторная работа 1…………………………………………………….. 5
Лабораторная работа 2…………………………………………………….. 8
Литература…………………………………………………………………..12
Введение
Образовательным стандартом учебной дисциплины «Науки о Земле» предполагается выполнение лабораторных работ, практическое освоение которых адекватно общему уровню теоретической и практической подготовки студентов и позволяет получить целостное представление об учебной дисциплине.
Цель лабораторных занятий:
- освоение изучаемой учебной дисциплины «Науки о Земле»;
- приобретение навыков практического применения знаний учебной дисциплины «Науки о земле» с использованием технических средств обучения.
Форма проведения лабораторных занятий – компьютерная, с использованием ресурсов Интернета.
Лабораторная работа 1
Классификация минералов
Цель работы: ознакомиться с минералами, относящимися к различным классам, приобрести навык по определению физических свойств минералов.
Оборудование: коллекция образцов минералов, персональный компьютер с выходом в Интернет.
1 Теоретическая часть
Минералы - это природные химические соединения, приблизительно однородные по химическому составу и физическим свойствам, образующиеся в результате физико-химических процессов, происходящих в земной коре и на ее поверхности.
К физическим свойствам минералов относят морфологические (внешняя форма), оптические (цвет, прозрачность, блеск и др.) и механические (твердость, спайность, излом, прочность и др.) свойства.
Многие минералы достаточно надежно могут быть определены на основании изучения только их физических свойств, при этом не нужно использовать физико-химические методы исследований.
Цвет минералов зависит от химического состава и может изменяться при наличии примесей. Для некоторых минералов (малахита, азурита) цвет строго постоянен.
Окраска минералов зависит от химического состава, структуры и механических примесей. Характер окраски минерала обусловлен главным образом примесью красителей – хромофор: например, присутствие железа вызывает красную, желто-бурую окраску; титана – синюю, красную и черно-зелёную; хрома – красную, фиолетовую, желтую.
Очень часто более важным отличительным признаком минерала, чем цвет самого минерала, является цвет его черты. Цвет черты проявляется при проведении минералом по фарфоровой пластинке. Например, гематит и магнетит часто трудно отличить визуально, а по черте легко: гематит оставляет черту вишневого цвета, а магнетит – черного.
Прозрачность минералов – способность минералов пропускать свет без изменения направления его распространения.
По степени прозрачности минералы делятся на:
– прозрачные – пропускают свет по всему объему (горный хрусталь, исландский шпат);
– полупрозрачные – через них видны лишь очертания предметов (гипс);
– просвечивающие – пропускают свет по тонкому краю или в тонких пластинах (опал);
– непрозрачные – не пропускают свет даже в виде тонких пластин (халькопирит).
Блеск минералов – способность минерала отражать свет.
Различают металлический (свойственен самородным металлам и многим рудным минералам) и неметаллический блеск, который подразделяется на:
– алмазный (характерен для алмаза, некоторых разновидностей сфалерита и серы);
– стеклянный (напоминает блеск стекла);
– жирный (поверхность минерала как будто покрыта пленкой жира; если минерал темноцветный или непрозрачный, такой блеск называют смолистым);
– восковой (похож на жирный, но более слабый, тусклый, напоминающий блеск восковой свечи);
– перламутровый (напоминает радужный блеск жемчуга или поверхности перламутровой раковины);
– шелковистый (у минералов, имеющих волокнистое или игольчатое строение) и др.
Матовый блеск практически означает отсутствие блеска.
Под твердостью минералов понимается их способность сопротивляться внешним механическим воздействиям, в частности царапанью.
Относительная твердость минералов определяется по 10-балльной шкале, предложенной Ф. Моосом (таблица 1).
Таблица 1
Шкала Ф. Мооса
Относительная твёрдость | Эталонный минерал |
1 | Тальк |
2 | Гипс |
3 | Кальцит |
4 | Флюорит |
5 | Апатит |
6 | Ортоклаз |
7 | Кварц |
8 | Топаз |
9 | Корунд |
10 | Алмаз |
Твердость исследуемого минерала определяется путем установления, какой из эталонных минералов он царапает последним. Например, если исследуемый минерал царапается кальцитом, то его твердость заключается между 2 и 3.
Спайность минералов – способность минералов раскалываться или расщепляться по определенным ровным плоскостям. Раскол происходит параллельно плоским сеткам пространственной решетки, между которыми действуют наиболее слабые силы связи.
По легкости раскалывания и характеру образуемых поверхностей выделяется несколько видов спайности:
– весьма совершенная – минерал без особых усилий раскалывается или расщепляется руками на тонкие пластины, плоскости спайности ровные, гладкие, часто зеркально-ровные (обычно проявляется только в одном направлении - слюда);
– совершенная – минерал легко раскалывается слабым ударом молотка с образованием ровных блестящих плоскостей (кальцит);
– средняя – минерал раскалывается при ударе на осколки, ограниченные примерно в одинаковой степени как относительно ровными плоскостями спайности, так и неправильными плоскостями излома (пироксены);
– несовершенная – раскалывание минерала приводит к образованию обломков, большая часть которых ограничена неровными поверхностями излома (апатит);
– весьма несовершенная – минерал раскалывается по случайным направлениям и всегда дает неровную поверхность излома (кварц).
Излом – форма поверхности, которая образуется при раскалывании минералов. Эта характеристика важна при изучении минералов с несовершенной и весьма несовершенной спайностью.
Различают несколько характерных видом излома:
– ровный – такой излом дают минералы, обладающие совершенной спайностью в одном-двух направлениях (халькопирит);
– неровный – поверхность скола не имеет характерных особенностей (апатит, нефелин);
– раковистый – на таком изломе возникает характерная вогнутая или выпуклая концентрически-ребристая поверхность, напоминающая по форме раковину (кварц, опал);
– занозистый (щепковидный, игольчатый) – поверхность излома покрыта ориентированными в одном направлении занозами, такой излом дают минералы волокнистого и тонко-столбчатого строения (асбест);
– землистый – поверхность матовая, шероховатая (каолинит);
– зернистый – такой же, но для крупнозернистых минералов (магнезит);
– крючковатый – поверхность излома покрыта неровностями, похожими на крючки (самородные металлы – медь, золото).
Плотность минералов колеблется от 0,6 до 23 г/см3; для подавляющего большинства породообразующих минералов плотность не превышает 3,5 г/см3.
По плотности минералы делятся на:
- легкие (до 3 г/см3);
- средние (3–4 г/см3);
-тяжелые (свыше 4 г/см3).
Классификация минералов. По химическому составу и внутреннему строению минералы подразделяются на 10 классов: силикаты, карбонаты, оксиды, гидроксиды, сульфиды, сульфаты, галоиды, фосфаты, вольфраматы и самородные элементы.
2 Порядок выполнения работы
-
Ознакомиться с коллекцией минералов. -
Получить у преподавателя контрольный вариант набора минералов различного класса (таблица 2). -
Используя информацию сайта «Каталог минералов» (URL: http://www.catalogmineralov.ru/map.html) заполните таблицу 3.
Таблица 2
Контрольные варианты набора минералов различного класса
Контрольный вариант | Набор минералов различных классов |
1 | Флюорит, родий, гётит, кизерит, асбест, сфалерит, оникс |
2 | Бентонит, гипс, сера, магнетит, бишофит, апатит, сидорит |
3 | Алмаз, киноварь, настуран, криолит, брусит, берлинит, кальцит |
4 | Медь, сильвин, глауберит, родонит, периклаз, вольфранит, смитсонит |
5 | Шеелит, пирит, нефелин, графит, халцедон, нашатырь, гиббсит |
6 | Монацит, доломит, целестин, берилл, штольцит, иридий, акантит |
7 | Галенит, ртуть, кварц, галит, родохрозит, англезит, жадеит |
8 | Каолинит, рутений, каломель, агат, вивианит, магнезит, мирабилит |
9 | Карналит, осмий, халькопирит, пиролюзит, бёмит, санмартинит, ортоклаз |
10 | Халькозин, серебро, корунд, виллиомит, бирюза, исландский шпат, циркон |
11 | Андалузит, барит, смитсонит, матлокит, опал, борнит, золото |
12 | Ковеллин, серебро, гематит, рутил, пурпурит, малахит, монтмориллонит |
13 | Платина, аргентат, ильменит, сапфир, гидроскиапатит, азурит, тальк |
14 | Топаз, шеелит, хризопраз, висмутин, палладий, миллерит, ангидрит |
15 | Лабродор, вивианит, церуссит, халькантит, лазурит, штольцит, станнин |
16 | Модибденит, аметист, перовскит, карналит, графит, натрит, глауберовая соль |
17 | Малахит, сурик, пиролюзит, бокит, горный хрусталь, флюорит, медь |
18 | Сердолик, бишофит, антимонит, алунит, витерит, вольфрамит, рутил |
19 | Рубин, гиббсит, хромит, апатит, бентонит, халькопирит, церуссит |
20 | Куприт, сера, исландский шпат, нефелин, карналит, киноварь, алунит |
Таблица 3
Описание свойств минералов
Класс | Минерал | Формула | Физические свойства минералов | ||||||
Цвет | Блеск | Прозрачность | Твердость | Спайность | Излом | Плотность | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
-
Сделайте вывод о том, что является диагностическими признаками минералов, на каком основании минералы делятся на классы. -
Оформите отчёт по лабораторной работе.
Контрольные вопросы
-
Дайте определение понятию «минерал». -
Назовите основные физические свойства минералов. -
Что такое шкала Мооса, что с её помощью определяют? -
На какие классы делятся минералы? -
По образцам коллекции определите минерал и его класс.
Лабораторная работа 2
Классификация горных пород
Цель работы: ознакомиться с минералами, относящимися к различным классам, приобрести навык по определению физических свойств минералов.