Файл: Тк 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II

«Основные проблемы философии».

Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13), материалам основной и дополнительной литературы. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.
Вариант 1.


  1. Онтология:

- Дайте определение понятия «бытие».

- Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».
Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек.
Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом.

Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения.

Гераклит утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю.

Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца.

В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения.
Основные формы бытия:
1) бытие вещей, процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.


  1. Гносеология:

- Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.

- Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.
Все люди от природы стремятся к знанию.

Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось. Теория познания развивалась вместе со всей философией на протяжении всей ее всемирной истории. Нельзя назвать ни одного мыслителя, чтобы он с тем или иным успехом и оригинальностью не разрабатывал проблем познания.

Предметом гносеологии являетсяпознание – творческая деятельность человека, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание – это духовная деятельность; само по себе оно не изменяет мир вещей, не преобразует природу и общество. Это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации информации о различных областях реальности.

Формы познания:

Житейское познание носит эмпирический характер и основано на наблюдении и смекалке.

Художественноепознание – целостное познание, нерасчлененное отображение мира и особенно человека в мире. Не понятие, а образ.

Научноепознание обладает следующими признаками: объективность, истинность, рациональность, системность и доказуемость.

Спецификойфилософскогопознания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. В его состав входят: гносеология и онтология.

Мифологическоепознание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действ-ти при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни.

Объектомрелигиозного

познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме, христианстве и исламе является Бог, который проявляет себя как Субъект, Личность. Цель религиозного познания в монотеизме — не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека.

Выделяют два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное осуществляется органами чувств, рациональное – посредством мышления.

Целью и результатом познания являетсязнание: упорядоченная, определенным способом (методом) полученная, в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация об объекте познания, имеющая социальное значение и признаваемая в качестве именно знания определенными субъектами и обществом в целом. Поскольку познавательная деятельность разнообразна, то и знание неоднородно.

Получение информации является неотъемлемой частью процесса познания. Информация нематериальна, также как и все свойства материи. Информация стоит в ряду: материя, пространство, время, системность, функция. Информация - это отражения объективной реальности в её распространении и изменчивости, разнообразии и проявленности. Информация — свойство материи и отражает её свойства (состояние или способность взаимодействия) и количество (мера) путём взаимодействия.

С материальной точки зрения информация — порядок следования объектов материального мира.


  1. Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество:

- Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».

- Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе.


- Какие критерии личности выделяет современная философия?
Сложность человеческой природы, ее элементов, заставила ученых ввести несколько терминов для обозначения человека –индивид, индивидуальность, личность.

Человек– это представитель вида «гомосапиенс»(человек разумный), результат длительной эволюции, существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности к труду, производству орудий труда, обладающее речью, мышлением и сознанием, нравственными качествами, представлениями о добре и зле. Человек – это единение телесного и духовного начал. Все мы - люди, все мы – человеки, как говорится.


Индивид– это уже единичный, отдельный представитель человеческого рода, безотносительно к его реальным особенностям. Родившийся ребенок – уже индивид, он обладает всеми задатками человека. Но пока еще, он не является индивидуальностью. Подиндивидуальностьюученые понимают не просто «единицу» человеческого рода, а неповторимое своеобразное сочетание природных задатков, поведения, образа жизни каждого из нас.

Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности. Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Формирование человеческой личности происходит только в процессе общения с другими людьми, под влиянием общества, то есть в процессесоциализациииндивида.

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно.


Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

Социализируется, то есть преобразуется под влиянием общества, и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д. Более того, сама физиологическая потребность в еде трансформируется в высокое гастрономическое искусство, традиции национальной кухни и т.д.

Личность реализует себя в обществе и через общественные отношения. Ученые спорят о том, кого можно назвать личностью, все ли людей или только тех, кто действует конструктивно, имеет положительные цели, стремится делать добро? Некоторые считают, что можно говорить и о личности асоциального, антиобщественного типа, о личности отрицательной по своей сути.

Современная философия выделяет следующие критерии личности: чувство собственного достоинства, самооценку, ценностные ориентации, убеждения, принципы, по которым человек живет, его моральные, эстетические, социально-политические и другие социальные позиции, его убеждения и идеалы. А также характер, особенности его интеллекта, стиль и независимость его мышления, специфику его эмоционального состава, силу воли, образ мыслей и чувств, социальный статус.